г. Пермь |
|
29 сентября 2010 г. |
Дело N А71-2578/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рубцовой Л.В.,
судей Шварц Н.Г., Дружининой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Заривчацкой О.В.,
при участии:
от истца, Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" - представители не явились;
от ответчика, Управления дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска - представители не явились;
от ответчика, Муниципального образовательного учреждения "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска" - представители не явились;
от ответчика, Муниципального образования "Город Ижевск" - представители не явились;
от ответчика, Управления финансов Администрации города Ижевска - представители не явились;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - Управления дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 14 июля 2010 года
по делу N А71-2578/2010,
принятое судьей Погадаевым Н.Н.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
к 1) Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска,
2) Муниципальному образовательному учреждению "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска",
3) Муниципальному образованию "Город Ижевск",
4) Управлению финансов Администрации города Ижевска,
о взыскании задолженности по муниципальному контракту поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к МО "Город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска, Муниципальному образовательному учреждению "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска" о взыскании солидарно задолженности в размере 8 538 867 руб. 41 коп. по муниципальному контракту поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения N К524 от 01.01.2009 г., процентов за пользование чужими денежными средствами 82 088 руб. 81 коп., а также процентов по день фактической уплаты суммы долга.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.03.2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МО "Город Ижевск" в лице Управления финансов города Ижевска (л.д. 1 - 4).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.04.2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление финансов Администрации города Ижевска (л.д. 74 - 75).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.06.2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное образование "Город Ижевск" (л.д. 114 - 116).
До принятия решения истец неоднократно уточнял исковые требования, в итоге просил взыскать долг в размере 3 595 106 руб. 72 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 221 373 руб. 58 коп., продолжить начисление процентов на сумму долга по день фактической его уплаты. (л.д. 117 - 121).
Ходатайство истца судом рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 49 АПК РФ, что отражено в протоколе судебного заседания (л.д. 158 - 159).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 июля 2010 года исковые требования удовлетворены частично: с Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска за счет казны муниципального образования, г. Ижевск в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" взыскан долг в размере 3 595 106 руб. 72 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 121 165 руб. 39 коп. с последующим начислением процентов на сумму долга исходя из ставки рефинансирования 7,75% годовых, начиная с 26.06.2010 года до дня оплаты долга, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 40 977 рублей 45 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано. Отказано в удовлетворении исковых требований к Муниципальному образовательному учреждению "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района", Управлению финансов Администрации города Ижевска. Истцу возвращено из федерального бюджета 24 022 руб. 38 коп. государственной пошлины (л.д. 162 - 172).
Управление дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска с решением не согласно по основаниям, указанным в апелляционной жалобе, просит решение отменить в части взыскания долга и процентов с Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска за счет казны муниципального образования, г. Ижевск. Как указывает Управление дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска выводы суда о взыскании долга с указанных ответчиков не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; судом не исследованы должным образом все обстоятельства, имеющие значение для всестороннего и полного рассмотрения дела. Полагает, что Муниципальное образовательное учреждение "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска" должно нести ответственность в пределах выделенных денежных средств, а при недостаточности у него денежных средств собственник его имущества.
Истец в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Управление финансов Администрации города Ижевска в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
От истца, ответчиков в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 01 января 2009 г. между истцом (энергоснабжающая организация) и Муниципальным образовательным учреждением "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска" (абонент) заключен муниципальный контракт поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения N К524 (л.д. 15 - 20, далее - Контракт от 01 января 2009 г.).
В соответствии с условиями Контракта энергоснабжающая организация приняла на себя обязательство подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей энергоснабжающей организации и сетей абонента при определенной Муниципальным контрактом максимальной (расчетной) нагрузке, а абонент обязуется своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию и горячую воду.
Контракт от 01 января 2009 г. расторгнут по соглашению сторон (л.д. 47).
01 января 2010 г. между истцом (энергоснабжающая организация) и Муниципальным образовательным учреждением "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска" (абонент) заключен муниципальный контракт поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения N К524 (далее - Контракт от 01 января 2010 г.).
Истец в спорный период (ноябрь 2009 г. - январь 2010 г.) поставил Муниципальному образовательному учреждению "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска" тепловую энергию.
Для оплаты Муниципальному образовательному учреждению "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска" предъявлены счета-фактуры от 30.11.2009 года N 19955 на сумму 3 131 794 руб. 37 коп. (л.д. 35), от 31.12.2009 года N 21269 на сумму 2 278 876 руб. 34 коп. (л.д. 36), от 31.12.2009 года N 23662 на сумму 4 334 руб. 44 коп. (л.д. 37), от 31.01.2010 года N 1302 на сумму 4 352 325 руб. 72 коп. (л.д. 59).
Муниципальное образовательное учреждение "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска" обязательство по оплате тепловой энергии исполнило частично, по расчету истца задолженность составила 3 595 106 руб. 72 коп.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по оплате стоимости принятой тепловой энергии, а также нарушение последним сроков оплаты, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании солидарно с ответчиков долга, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что муниципальный контракт заключен от имени и в интересах муниципального образования, должником по денежному обязательству из муниципального контракта является муниципальное образование в лице уполномоченного органа. Поскольку при исполнении муниципального контракта на поставку энергоресурсов для муниципальных нужд обязательства возникают у муниципального образования, к сложившимся отношениям не подлежат применению положения статьи 120 ГК РФ.
Исследовав материалы дела в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы обоснованными.
Отношения сторон, связанные с получением абонентом тепловой энергии от энергоснабжающей организации регулируются Главой 30 ГК РФ "Купля-продажа", параграфом 6 "Энергоснабжение".
Согласно ч. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Количество поставленной тепловой энергии, стоимость тепловой энергии, а также сумма начисленных процентов по ст. 395 ГК РФ заявителем апелляционной жалобы не оспаривается.
Однако обязательство по оплате тепловой энергии возникло из муниципальных контрактов от 01.01.2009 г., от 01.01.2010 г. N 524, сторонами которого являются истец и Муниципальное образовательное учреждение "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска".
Муниципальное образовательное учреждение "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска" в порядке, предусмотренном ст. 4, 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", получило полномочия муниципального заказчика.
Поэтому Муниципальное образовательное учреждение "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска", заключив муниципальный контракт, обязано в силу ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации оплатить полученную тепловую энергию и горячую воду с учетом содержащихся в контракте обязательств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных средств. Из материалов дела усматривается, что лимиты денежных средств были доведены до МОУ "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района" г.Ижевска.
Муниципальный заказчик заключает муниципальный контракт от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд и выполненные по контракту работы оплачиваются за счет средств, выделенных из муниципального бюджета, однако данные обстоятельства характеризуют особенности таких контрактов и не свидетельствуют о том, что обязательства из муниципального контракта возникают непосредственно у муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения в его распоряжении денежных средств.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, соответственно; долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. N 117 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления дошкольного образования и воспитания", в обязанности Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска входит осуществление функции главного распорядителя и получателя средств бюджета города Ижевска в сфере дошкольного образования.
Из содержания пункта 4 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что иск о взыскании задолженности может быть предъявлен кредитором одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, при этом, в случае удовлетворения исковых требований в резолютивной части решения указывается на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
При этом судам следует учитывать, что специальный порядок исполнения судебных актов о взыскания долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 Кодекса, регламентируется статьей 161 и главой 24.1 БК РФ, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
Таким образом, долг, проценты за пользование чужими денежными средствами с последующим начислением до дня оплаты долга, подлежат взысканию с основного должника Муниципального образовательного учреждения "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска", а при недостаточности денежных средств с субсидиарного должника МО "город Ижевск" за счет казны МО "Город Ижевск".
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 ноября 2009 года подлежит изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку заявитель освобожден от уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 июля 2010 года по делу N А71-2578/2010 изменить.
Резолютивную часть изложить в следующей редакции:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" долг в размере 3 595 106 (три миллиона пятьсот девяносто пять тысяч сто шесть) руб. 72 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 121 165 (сто двадцать одну тысячу сто шестьдесят пять) руб. 39 коп., продолжить начисление процентов на сумму долга исходя из учетной ставки ЦБ РФ 7,75% годовых, начиная с 26.06.2010 г. по день оплаты долга.
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 40 977 (сорок тысяч девятьсот семьдесят семь) руб. 45 коп.
При недостаточности денежных средств у Муниципального образовательного учреждения "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска" взыскание денежных средств произвести в порядке субсидиарной ответственности с МО "город Ижевск" за счет казны МО "Город Ижевск".
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" 24 022 (двадцать четыре тысячи двадцать два) руб. 38 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 05.03.2010 г. N 852;
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.В.Рубцова |
Судьи |
Н.Г.Шварц |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2578/2010
Истец: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Ответчик: МОУ "Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района", МУ "Центр дошкольного образования и воспитания" Октябрьского района", Муниципальное образование "город Ижевск", Управление дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска, Управление финансов Администрации г. Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9056/10