город Омск |
|
10 апреля 2013 г. |
Дело N А75-7816/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-457/2013) открытого акционерного общества "Приобьэлектросетьстрой" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.11.2012 по делу N А75-7816/2012 (судья Фёдоров А.Е.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нягани Ханты-Мансийского автономного округа - Югра к открытому акционерному обществу "Приобьэлектросетьстрой" (ОГРН 1068610012492, ИНН 8610019776) о взыскании 25 271 руб. 90 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нягани Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Управление, заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ханты-мансийского автономного округа - Югры с заявлением к открытому акционерному обществу "Приобьэлектросетьстрой" (далее - общество, ОАО "Приобьэлектросетьстрой") о взыскании 25 271 руб. 90 коп. штрафа за несвоевременную сдачу расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2 квартал 2011 года.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.11.2012 по делу N А75-7816/2012 требования Управления удовлетворены: с ОАО "Приобьэлектросетьстрой" в пользу заявителя взыскана финансовая санкция в размере 25 271 руб. 90 коп. за несвоевременную сдачу расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2 квартал 2012 года. Также с заинтересованного лица в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 2 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "Приобьэлектросетьстрой" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом решении, обстоятельствам дела, просит решение арбитражного суда от 19.11.2012 по делу N А75-7816/2012 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Управлением требований.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на ошибочность выводов суда об отсутствии нарушений существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку, по мнению подателя жалобы, в нарушение требований пунктов 6 и 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), оспариваемое решение заявителя N29 от 19.07.2012 не содержит в себе ни описания обстоятельств совершенного правонарушения, ни ссылок на документы, подтверждающие данные обстоятельства, мотивировочная часть решения фактически отсутствует.
Как указывает ОАО "Приобьэлектросетьстрой", согласно предоставленным заявителем в материалы дела документам, а именно: акту N 29 от 14.06.2012, решению N 29 от 19.07.2012 и требованию N 29 от 02.08.2012, действия ответчика квалифицированы по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений), а требования заявителя, которые были удовлетворены судом первой инстанции, основаны на несвоевременной сдачи расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, что образует совершенно иной состав правонарушения, по которому виновное лицо подлежит привлечению к ответственности по пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Также, податель жалобы указывает, что вопреки положениям абзаца 3 пункта 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), предоставленные заявителем документы не исследовались судом, а судебный акт первой инстанции фактически вынесен "вслепую".
Оспаривая доводы подателя жалобы, Пенсионный фонд представил возражения на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Общества поступил отзыв на возражения Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд, Общество, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, возражения на апелляционную жалобу и отзыв на возражения, установил следующие обстоятельства.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и абзацу 4 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" ОАО "Приобьэлектросетьстрой" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) определена обязанность страхователей по предоставлению сведений о застрахованных лицах (пункт 1 статьи 8, статья 15).
14.06.2012 ОАО "Приобьэлектросетьстрой" представило в Пенсионный фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2 квартал 2011 года, о чем свидетельствует запись в журнале приема-сдачи индивидуальных сведений (л.д. 16).
Должностным лицом отдела персонифицированного учета Пенсионного фонда выявлен факт несвоевременного предоставления обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, о чем был составлен акт от 14.06.2012 N 29 который был вручен представителю общества, что подтверждается печатью ОАО "Приобьэлектросетьстрой" (л.д. 21).
По результатам рассмотрения указанного акта начальником Пенсионного фонда вынесено решение от 19.07.2012 N 29 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 25 271,90 руб. (л.д. 25-27).
В указанном решении отражено, что начальник Управления Пенсионного фонда в г. Нягань Филенкова Г.Н. приняла означенное решение на основании акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.10.2010 N 40.
Мотивировочная часть в решении отсутствует, не указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства, обстоятельства совершенного правонарушения.
В резолютивной части решения указано, что общество привлечено к ответственности за несвоевременное предоставление сведений персонифицированного учета за 2 полугодие 2010 года в размере 25 271 руб. 90 коп.
На основании указанного решения обществу выставлено требование от 02.08.2012 N 29 об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 12.08.2012 (л.д. 28). Требование получено ответчиком 02.08.2012, что подтверждается материалами дела (л.д. 29).
Неисполнение требования об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в суд с настоящим заявлением.
Неисполнение ОАО "Приобьэлектросетьстрой" требования от 02.08.2012 N 29 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения органа Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы штрафа в судебном порядке.
19.11.2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое органом Пенсионного фонда в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании должен установить, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверить правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Как усматривается из акта от 14.06.2012 N 29 ОАО "Приобьэлектросетьстрой" вменено непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2 квартал 2011 года.
Однако, решением от 19.07.2012 N 29, вынесенным в отношении ОАО "Приобьэлектросетьстрой", последнее привлечено к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2 полугодие 2010 года. При этом из указанного решения следует, что оно вынесено с учетом рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.10.2010 N 40, мотивировочная часть в решении не изложена.
При таких обстоятельствах, отсутствует возможность на основании представленных в материалы дела документов, в том числе решения от 19.07.2012 N 29, требования от 02.08.2012 N 29, установить наличие (отсутствие) оснований для взыскания испрашиваемой заявителем суммы финансовой санкции, проверить правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Вместе с тем, Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрена процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок, которые должны соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
а) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
б) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Согласно пункту 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений.
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Привлечение страхователя к ответственности должно осуществляться страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, что следует из системного анализа положений части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 7 статьи 9 и статьи 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статьей, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
В нарушение указанных выше норм законодательства в решении от 19.07.2012 N 29 привлечении к ответственности не изложены обстоятельства совершения правонарушения, мотивировочная часть в решении полностью отсутствует. Как следует из решения, оно принято на основании акта N 40 от 11.10.2010. Общество привлечено к ответственности за несвоевременное предоставление сведений за 2 полугодие 2010 года. При этом расчет финансовых санкций был произведен заявителем относительно 2 квартала 2011 года. Требование об уплате финансовой санкции от 02.08.2012 N29 содержит ссылку на акт от 14.06.2012 N 29.
Поскольку статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за совершение правонарушения в области учета в системе обязательного пенсионного страхования с наложением на страхователя или иное лицо финансовых санкций, следовательно, обстоятельства состава данного правонарушения должны быть конкретно указаны уполномоченным органом в решении о привлечении страхователя или иного лица к ответственности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управление в нарушение части 1 статьи 65, части 4 статьи 215 АПК РФ не доказало наличие в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, следовательно, правовых оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании с Общества штрафа в размере 25 271 руб. 90 коп. у суда первой инстанции не имелось.
Более того, обжалуемым решением суд первой инстанции удовлетворил заявленные Управлением требования, взыскав с ОАО "Приобьэлектросетьстрой" в пользу заявителя финансовую санкцию в размере 25 271 руб. 90 коп. за несвоевременную сдачу расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2 квартал 2012 года, предусмотренную пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлена ответственность за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Пунктом 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Действительно, в своем заявлении Пенсионный фонд указал, что в нарушение статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, индивидуальные сведения о застрахованных лицах за 2 квартал 2011 года представлены ОАО "Приобьэлектросетьстрой" только 14.06.2012, о чем свидетельствует запись в журнале приема-сдачи индивидуальных сведений.
Следовательно, действия общества, связанные с непредставлением в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам образует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Вместе с тем, как указывалось ранее, согласно решению органа Пенсионного фонда действия ответчика квалифицированы по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений).
Таким образом, общество необоснованно привлечено к ответственности по статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, то есть за нарушение, которого не совершало, а за нарушение сроков предоставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам к ответственности не привлекалось.
Указанные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении требования заявителя.
Следовательно, учитывая изложенное выше в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции неправомерно удовлетворил заявление Пенсионного фонда к обществу о взыскании 25 271 руб. 90 коп. штрафа за несвоевременную сдачу расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2 квартал 2011 года.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные требования, а соответственно и апелляционная жалоба ОАО "Приобьэлектросетьстрой" удовлетворению.
В связи с тем, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования ОАО "Приобьэлектросетьстрой" удовлетворению, государственная пошлина в размере 2 000 руб., согласно части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с Управления в пользу ОАО "Приобьэлектросетьстрой".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.11.2012 по делу N А75-7816/2012 - отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нягани Ханты-Мансийского автономного округа - Югра о взыскании с Открытого акционерного общества "Приобьэлектросетьстрой" финансовой санкции в размере 25 271,90 руб. за несвоевременную сдачу расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2 квартал 2011 года - отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нягани Ханты-Мансийского автономного округа - Югра в пользу открытого акционерного общества "Приобьэлектросетьстрой" судебный расходы в сумме 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-7816/2012
Истец: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Нягани Ханты-Мансийского атвономного округа - Югры
Ответчик: Открытое акционерное общество "Приобьэлектросетьстрой"
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-457/13
13.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-457/13
21.01.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-457/13
19.11.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-7816/12