г. Санкт-Петербург |
|
28 марта 2013 г. |
Дело N А56-48159/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Федуловой М.К.
при участии:
от заявителя: Белякова - Макарская И.С. - доверенность от 01.03.2013 N 01/3
от заинтересованного лица: Межевич Е.Г. - доверенность от 09.01.2013 N 19-10-03/00043
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1430/2013) МИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2012 по делу N А56-48159/2012 (судья Саргин А.Н.), принятое
по заявлению ООО "Вентура"
к МИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным бездействия налогового органа
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вентура" (ОГРН 1117847358353) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 19 по Санкт-Петербургу о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии предусмотренного статьей 176 НК РФ решения о возмещении ООО "Вентура" НДС за 3 квартал 2011 г. в сумме 49 821 824 руб.
Решением суда от 21.11.2012 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган направил жалобу в суд апелляционной инстанции. В обоснование своей позиции Инспекция указывает, что в данном случае налоговым органом был установлен факт подписания налоговой декларации неуполномоченным лицом, в связи с чем в приеме данной декларации налогоплательщику было отказано и проверка по декларации не проводилась.
В судебном заседании налоговый орган поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества просил отказать в удовлетворении жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.10.2011 г. в Инспекцию по почте поступила налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2011 г. ООО "Вентура", в которой было заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 49 821 824 руб., пописанная генеральным директором Петрухиным А.В.
В ходе анализа представленных Обществом документов налоговым органом было установлено, что подпись на представленной в Инспекцию налоговой декларации отличается и не соответствует подписям на первичных документах, представленным одновременно с декларацией.
В связи с данными обстоятельствами налоговым органом были взяты у Петрухина А.В. образцы подписи для проведения почерковедческой экспертизы и вручено уведомление N 02-10-04/8230 от 13.01.2012 о вызове налогоплательщика 19.01.2012 г. для ознакомления с Постановлением N 02/9 о назначении почерковедческой экспертизы.
Петрухин А.В. от явки в Инспекцию для ознакомления с Постановлением о назначении почерковедческой экспертизы и результатами, проведенной экспертизы уклонился.
Согласно заключению ООО "Экспертное агентство "ВИТТА" N 006-12 от 23.01.2012 в представленной к проверке налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2011 г. подписи на листах N 1,2,3 от имени представителя Общества генерального директора Петрухина А.В., выполнена не самим Петрухиным А.В., а неустановленным лицом.
На основании данных почерковедческой экспертизой, Инспекция пришла к выводу, что данная декларация не может рассматриваться как декларация поданная уполномоченным представителем ООО "Вентура", в соответствии с положениями статьи 80 НК РФ, поскольку подписана неустановленным лицом, содержит недостоверные сведения.
Налоговый орган уведомлением N 7359 от 24.01 2012 г. информировал Общество об отказе в принятии налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2011 г.
Полагая, что Инспекцией допущено неправомерно бездействие, выразившееся в непринятии предусмотренного статьей 176 НК РФ решения о возмещении ООО "Вентура" НДС за 3 квартал 2011 г. в сумме 49 821 824 руб., Общество обратилось в суд.
Апелляционная инстанция, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Положения статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают определенный порядок реализации налогоплательщиком права на возмещение НДС. Согласно этому порядку рассмотрение заявлений налогоплательщиков о возмещении НДС и принятие по ним решений отнесены к компетенции налоговых органов, которые проверяют обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, и принимают решения по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации, а также дополнительно истребованных на основании пункта 8 статьи 88 НК РФ документов, подтверждающих в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Пунктом 4 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н утвержден Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (далее - Регламент).
Согласно пунктам 128, 129 и 132 Регламента налоговая декларация (расчет) может быть представлена в инспекцию ФНС России, исполняющую государственную функцию, на бумажном носителе налогоплательщиком (его представителем) лично или в виде почтового отправления с описью вложения, заверенной должностным лицом отделения связи, либо передана в электронном виде по ТКС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 133 Регламента налоговая декларация (расчет) не принимается у налогоплательщика (его представителя), в том числе:
- при отсутствии документов, подтверждающих в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ уполномоченного представителя налогоплательщика предъявить такие документы (подпункт 2);
- при представлении налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) и не в установленном порядке (подпункт 3).
Как следует из материалов дела, Инспекцией было установлено, что налоговая декларация за 3 квартал 2011, представленная от имени ООО "Вентура" подписана неустановленным лицом, то есть не отвечает требованиям статьи 80 НК РФ, в связи с чем в приёме данной декларации налогоплательщику было отказано.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание, что, в данном случае налоговый орган отказал в принятии налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2011, в связи с несоответствием положениям статьи 80 НК РФ, основания для проведения камеральной налоговой проверки указанной декларации, в соответствии со статьями 88, 176 НК РФ и вынесения акта камеральной налоговой проверки у Инспекции отсутствовали, следовательно, незаконное бездействие заинтересованным лицом допущено не было.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что Обществом заявленные требования (о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии предусмотренного статьей 176 НК РФ решения о возмещении ООО "Вентура" НДС за 3 квартал 2011 г. в сумме 49 821 824 руб.) в ходе судебного разбирательства не уточнялись в порядке статьи 49 АПК РФ, также как и не заявлялись материальные требования об обязании налоговый орган возместить из бюджета спорную сумму НДС.
Между тем, в данном случае требование Общества об обязании налоговый орган устранить допущенные нарушения, по существу, представляют собой требование об обязании провести камеральную проверку налоговой декларации и принять по ней решение.
Между тем, устранение нарушений прав и законных интересов Общества указанным способом в любом случае произведено быть не может, поскольку арбитражный суд не правомочен обязывать налоговые органы проводить налоговые проверки.
При таких обстоятельствах, требования Общества удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2012 по делу N А56-48159/2012 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48159/2012
Истец: ООО "Вентура"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N19 по Санкт-Петербургу