г. Пермь |
|
07 мая 2013 г. |
Дело N А60-48798/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей: Полевщиковой С. Н., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от истца Сельскохозяйственного производственного кооператива "Невьянский колхоз" (ОГРН 1036601181979, ИНН 6621009286) - Байдарова Ю.С., доверенность от 01.10.2012
от ответчика Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (ОГРН 1026605396817, ИНН 6662078828) - Мокрушина А.С., доверенность от 24.12.2012
от третьего лица Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 февраля 2013 года
по делу N А60-48798/2012,
принятое судьей Мыльниковой В.С.,
по иску Сельскохозяйственного производственного кооператива "Невьянский колхоз"
к Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области
третье лицо: Комиссия по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области
о взыскании 569 350 руб. убытков,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Невьянский колхоз" (далее - истец, кооператив) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании за счет средств казны Свердловской области убытков в виде неполученных субсидий для возмещения затрат на приобретение двух единиц тракторов Беларус-1221 в рамках подписанного сторонами соглашения от 09.11.2011 N 269 в размере 438 440,69 руб. (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ ходатайства об уточнении исковых требований).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Со Свердловской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области за счет казны Свердловской области в пользу сельскохозяйственного потребительского кооператива "Невьянский" колхоз взыскано 438 440,69 руб. убытков.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит оспариваемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает принятое судом решение незаконным и необоснованным. Полагает, что истцом не соблюден порядок предоставления субсидий, предусмотренный законодательством, истцом не были представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 12 Порядка предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции", утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 83-ПП. Кроме того, считает, что судом не доказаны противоправность действий ответчика, его вина и причинно-следственная связь между действиями ответчика и понесенными истцом затратами. По мнению Министерства, нарушенное право истца уже восстановлено, поскольку решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2012 по делу N А60-13532/2012 признано недействительным решение Комиссии от 22.11.2011 в части отказа кооперативу в предоставлении субсидии. Вместе с тем после принятия указанного решения истец не воспользовался правом на получение субсидии, заявление о предоставлении субсидии с необходимым пакетом документов в Министерство не подавал.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддерживает позицию ответчика в полном объеме, считает, что требования о взыскании убытков заявлены необоснованно.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца - доводы письменного отзыва соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции, утвержденного Постановлением правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 83-П (далее - Порядок от 08.02.2011), истец обратился в уполномоченный орган для получения субсидии в размере 1 342 000 руб. на приобретение двух единиц тракторов Беларус-1221.
19.05.2011 Комиссией по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области (далее - Комиссия) принято решение об одобрении вышеуказанного проекта и предоставлении государственной поддержки из средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат в том числе на приобретение сельскохозяйственной техники - двух единиц тракторов Беларус-1221, в сумме 625 590 руб.
В связи с распределением дополнительных лимитов субсидий на приобретение сельскохозяйственной в перечень приобретаемой техники и оборудования, суммы субсидий были внесены изменения.
В соответствии с решением Комиссии от 19.05.2011 общая сумма субсидий, предоставляемых СПК "Невьянский" колхоз, составила 569 350 руб., в том числе для целей возмещения затрат на приобретение двух тракторов Беларус-1221.
В ноябре 2011 года истцом приобретены два трактора Беларус-1221 на общую сумму 1 486 239,66 руб. (договоры купли-продажи N N 1613769, 16137701 от 06.06.2011 г., акты приема-передачи от 03.11.2011).
09.11.2011 между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области СПК "Невьянский" колхоз подписано соглашение N 269, по условиям которого Министерство (в соответствии с лимитом бюджетных ассигнований) предоставляет СПК "Невьянский" колхоз средства областного бюджета в виде субсидий, предусмотренных на возмещение части затрат получателя на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции в сумме 569 350 руб. В соответствии с п. 1.2 соглашения N 269 предоставляемые получателю средства имеют целевое назначение и предназначены для возмещения части затрат на приобретение, в том числе тракторов Беларус-1221в количестве 2 шт. в силу п. 2 соглашения N 269 субсидии перечисляются на расчетный счет получателя при условии предоставления документов указанных в пункте 3.3.1 соглашения.
В целях получения субсидии, истец обратился в Территориальный орган Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области с заявлением о предоставлении субсидии, приложив справку налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по налоговым платежам; документа с указанием номера счета получателя, открытого в российской кредитной организации для перечисления субсидии; договора купли-продажи техники, оборудования; платежных поручений, подтверждающих оплату; счета-фактуры, накладной, акта приема-передачи основных средств (форма N ОС-1); акта приемки оборудования (форма N ОС-14) или акта сдачи приобретенного оборудования в монтаж (форма N ОС-15); свидетельства регистрации машины или паспорта на сельскохозяйственную технику и оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
22.11.2011 на заседании Комиссии принято решение о внесении изменений в решение от 19.05.2011 и отказе СПК "Невьянский" колхоз в предоставлении субсидий из областного бюджета на приобретение 2 единиц тракторов на сумму 569 350 руб.
Не согласившись с отказом Комиссии в предоставлении субсидии СПК "Невьянский" колхоз обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области от 22.11.2011, которым внесены изменения в решение Комиссии от 19.05.2011 в части отказа СПК "Невьянский" колхоз в предоставлении субсидий из областного бюджета на приобретение двух единиц тракторов в общей сумме 569 350 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2012 по делу N А60-13532/2012 признано недействительным решение Комиссии от 22.11.2011 в части отказа СПК "Невьянский" колхоз в предоставлении субсидии в сумме 569 350 руб. на приобретение двух тракторов Беларус-1221. В части удовлетворении требований к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области отказано, поскольку оспариваемое решение вынесено Комиссией по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, являющейся самостоятельным органом.
Поскольку в целях получения субсидии истцом совершены действия по приобретению в собственность двух тракторов, субсидия не выплачена, возможность ее получения в связи с изменением порядка получения утрачена, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика убытков, причиненных незаконной невыплатой субсидии.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие и размер понесенных истцом убытков подтвержден материалами дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, заслушав мнение представителей, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения и соблюдения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обстоятельствами, подлежащими доказыванию в данном деле, являются: противоправность действий (бездействия) ответчика, размер понесенных убытков, причинная связь между действиями ответчика и возникшими убытками истца, вина ответчика.
Законом Свердловской области от 04.02.2008 N 7-ОЗ "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и(или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области" предусмотрено предоставление из областного бюджета субсидий юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции и(или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов.
Во исполнение данного Закона вынесено Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 83-ПП "Об утверждении порядков предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку отдельных направлений сельскохозяйственного производства, в том числе на условиях софинансирования расходов, по которым предусмотрены средства из федерального бюджета, в 2011 году". Названным Постановлением утверждены "Порядок предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и(или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и(или) реализации сельскохозяйственной продукции".
За получением субсидии вправе обратиться лица, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области и прошедшие отбор в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2007 N 1374-ПП "О комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета".
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением N 1374-ПП, комиссия по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета, создается Правительством Свердловской области для отбора юридических лиц, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
СПК "Невьянский" колхоз является сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", 1 ст. 4 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации".
В соответствии с п. 12 Порядка для получения субсидии получатель ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в управление или Министерство, в случае отсутствия управления на соответствующей территории, справку-расчет о причитающихся субсидиях на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и(или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и(или) реализации сельскохозяйственной продукции (далее - справка-расчет), по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и заверенные получателем копии следующих документов: договора купли-продажи техники, оборудования; платежных поручений, подтверждающих оплату; счета-фактуры, накладной, акта приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1); акта приемки оборудования (форма N ОС-14) или акта сдачи приобретенного оборудования в монтаж (форма N ОС-15); свидетельства о регистрации машины или паспорта на сельскохозяйственную технику и оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Из материалов дела следует, что истцом в целях получения субсидии представлены в Министерство все необходимые документы, предусмотренные п. 12 Порядка.
Отказ в предоставлении государственной поддержки согласно решению Комиссии от 22.11.2011 мотивирован тем, что Министерством было выявлено, что приобретенные у ОАО "Рослизинг" трактора были приобретены последним со скидкой в размере 50%, по данной цене были реализованы заявителю.
Суд при рассмотрении дела N А60-13532/2012 пришел к выводу о том, что действия Комиссии не соответствуют Положению от 29.12.2007 N 1374-ПП, в связи с этим признал указанное решение недействительным.
Порядок предоставления субсидий, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 83-ПП, признан утратившим силу Постановлением Правительства Свердловской области от 21.02.2012 N 158-ПП.
При этом, согласно п. 6 нового Порядка, субсидия предоставляется на возмещение части фактически произведенных в текущем финансовом году затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования отечественного и зарубежного производства.
Поскольку фактические затраты понесены кооперативом в 2011 году, суд первой инстанции правомерно указал на то, что возможность получения субсидии у истца на момент обращения в арбитражный суд утрачена.
Указанный вывод не опровергнут в ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено несение истцом расходов, которые напрямую связаны с целью получения права на субсидию (приобретение истцом сельскохозяйственной техники общей стоимостью 1 486 239,66 руб. по договорам купли-продажи от 06.06.2011 N N 1613769, 16137701).
Рассчитанный истцом размер субсидии не превышает размеры, установленные п. 6 Порядка предоставления субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники и п. 1 решения Комиссии N 5 от 01.07.2011 о размере доли субсидии. Возражений относительно правильности расчета размера субсидии, определенной истцом, Министерство не представило.
Доказательства того, что выплата кооперативу спорной суммы субсидий привела бы к превышению совокупных расходов на предоставление субсидий сверх доведенных до Министерства лимитов бюджетных обязательств, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах кооперативу причинен ущерб в виде убытков, возникших в связи с принятием Комиссией по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области незаконного решения.
Поскольку обязанность по предоставлению спорной субсидии прямо предусмотрена соглашением от 09.11.2011, неправомерные действия комиссии повлекли невозможность получения возмещения понесенных затрат, несмотря на выполнение истцом всех возложенных на него обязанностей, вывод суда первой инстанции о наличии оснований, предусмотренных ст.ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, является правомерным.
На основании вышеизложенного исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в сумме 438 440,69 руб. фактически причиненных и доказанных истцом убытков.
Доводы Министерства о несоблюдении истцом процедуры предоставления субсидии, предусматривающей обязательную подачу заявления и определенного пакета документов, не принимаются, поскольку предметом рассматриваемого дела является взыскание с казны Свердловской области убытков, возникших в связи с непредоставлением субсидии.
При этом незаконность отказа в предоставлении субсидии подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2012 по делу N А60-13532/2012.
Довод Министерства о том, что истец своевременно не подал заявление о предоставлении субсидии с необходимым пакетом документов, опровергается обстоятельствами, установленными по делу N А60-13532/2012.
Определяя источник, за счет которого должны быть взысканы заявленные по рассматриваемому делу убытки, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субсидий в соответствии с Областным законом от 19.12.2008 N 119-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (на основании Постановления Правительства Свердловской области от 04.07.2012 N 728-ПП переименовано в Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области), то требования истца о взыскании убытков в спорной сумме подлежат удовлетворению со Свердловской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области за счет средств казны Свердловской области.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на неверный способ защиты нарушенного права, а также на то, что права истца были восстановлены при рассмотрении дела N А60-13532/2012, во внимание не принимается в силу изложенных обстоятельств.
Доказательств принятия решения о выделении субсидии или исполнения обязательств, принятых по соглашению от 09.11.2011, ответчиком в материалы дела не представлено.
Иные доводы Министерства судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, указанным доводам дана надлежащая правовая оценка в решении суда первой инстанции, оснований для переоценки которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 февраля 2013 года по делу N А60-48798/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
С.Н.Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-48798/2012
Истец: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Невьянский колхоз"
Ответчик: Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области
Третье лицо: Комиссия по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области