г. Чита |
|
7 мая 2013 г. |
Дело N А19-19763/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 мая 2013 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей В. А. Сидоренко, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С. Сюхунбин, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2013 года по делу N А19-19763/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ВостСиблесСтрой" (ИНН 3811145235, ОГРН 1113850002771) к Администрации города Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта от 28.09.2012 г. N410-74-429/12,
третье лицо: Комитет по градостроительной политике Администрации города Иркутска (ИНН 3808131271, ОГРН 1053808211610),
(суд первой инстанции судья Позднякова Н. Г.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Минайленко А. В. - представитель по доверенности от 19.11.2012 г.,
от заинтересованного лица: не явился,
от третьего лица: не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВостСиблесСтрой" (далее ООО "ВостСиблесСтрой", заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Администрации города Иркутска (далее Администрация) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта от 28.09.2012 г. N 410-74-429/12.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2013 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу, что у Администрации города Иркутска не имелось правовых оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что представление документов, подготовленных на основании различных технических условий, является несоответствием, то есть имеет место быть несоответствие сводного плана градостроительному плану земельного участка.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представитель заявителя в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 14.02.2008 на основании распоряжения первого заместителя Губернатора Иркутской области от 17.01.2008 N 9-рз между Администрацией Иркутской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Стройлессервис" был заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Цимлянская, с кадастровым номером 38:36:000023:0401, площадью 1236 кв.м., для его использования в целях строительства офисного здания с подземной автостоянкой. Государственная регистрация договора произведена Управлением федеральной регистрационной службы по Иркутской области 13.03.2008, N рег.38-38-01/014/2008-628.
Распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 16.07.2010 N 944-02-000139/10 утвержден Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 38:36:000023:0401, расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Цимлянская N RU38303000-0000000000000369.
20.01.2011 между и ООО "ВостСиблесСтрой" и ООО "Стройлессервис" заключен договор уступки прав (цессии), согласно которому права и обязанности Арендатора по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000023:0401, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Цимлянская, площадью 1236 кв.м., заключенному 14.02.2008 между Администрацией Иркутской области и ООО "Стройлессервис", переданы ООО "ВостСиблесСтрой". Государственная регистрация договора произведена Управлением федеральной регистрационной службы по Иркутской области 04.03.2011, N рег. 38-38-01/037/2011-534.
Согласно уведомлению Агентства государственной экспертизы Иркутской области от 24.02.2012 N 97-37-136/12 проведение государственной экспертизы проектной документации "Офисное здание с подземной автостоянкой, расположенное по ул. Цимлянской в г. Иркутске" (здание отдельно стоящее, 2-х этажное, общей площадью 504,48 кв.м.) не требуется.
20.09.2012 ООО "ВостСиблесСтрой" обратилось в Администрацию г. Иркутска с заявлением и пакетом документов для получения разрешения на строительство объекта: "Офисное здание с подземной автостоянкой, расположенное по ул. Цимлянской в г. Иркутске" на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000023:0401.
Письмом от 28.09.2012 N 410-74-429/12 Администрация города Иркутска отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство.
Заявитель, полагая, что отказ в выдаче разрешения на строительство объекта является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В части 7 статьи 51 Кодекса предусмотрен перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство. Истребование иных документов для получения разрешения на строительство не допускается (часть 10 статьи 51 Кодекса).
В части 7 указанной статьи Кодекса установлен перечень необходимых документов, представляемых в уполномоченный орган застройщиком для получения разрешения на строительство. К заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации; а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса); 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Согласно части 8 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ к заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Согласно части 11 указанной статьи Кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы, в частности, орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (1); проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (2); выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (3).
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, перечень случаев отказа в выдаче разрешения, как правомерно отмечено арбитражным судом первой инстанции, носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. При этом отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обжалован заинтересованным лицом.
Как усматривается из письма Отдела выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 28.09.2012 г. N 410-74-429/12 обществу отказано в выдаче разрешения на строительство объекта по следующим основаниям: срок действия технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, указанных в пункте 5 градостроительного плана земельного участка, на момент подачи заявления о выдаче разрешения на строительство истек; сводный план инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, являющийся одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, подготовлен на основании технических условий, срок действия которых истек, следовательно, сводный план инженерных сетей является недействительным.
Согласно положениям статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 31.12.2012) технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий (пункт 7).
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (пункт 10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 года N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее Правила N 83/1) и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее Правила N 83/2).
Согласно пункту 1 Правил N 83/1 настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Как следует из материалов дела, в пункт 5 градостроительного плана N RU38303000-0000000000000369 включена следующая информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения: технические условия подключения объекта к сетям электроснабжения от 08.04.2010 N 628/10-ЮЭС, выданы ОАО "ИЭСК"; технические условия подключения объекта к водоснабжению и водоотведению от 26.04.2010 N 103 выданные комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска; технические условия подключения объекта к теплоснабжению от 10.06.2010 N 85 выданные Ново-Иркутской ТЭЦ ОАО "Иркутскэнерго".
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что указанные технические условия были в установленном порядке получены предыдущим правообладателем земельного участка с кадастровым номером 38:36:000023:0401 - ООО "Стройлессервис" и действовали на дату выдачи последнему градостроительного плана N RU38303000-0000000000000369.
Кроме того, согласно пункту 18 Правил N 83 при смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе воспользоваться этими техническими условиями, уведомив организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, о смене правообладателя.
Таким образом, истечение в 2012 году срока действия технических условий, ссылка на которые имеется в градостроительном плане N RU 38303000-0000000000000369, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, как не предусмотренное частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции учитывает тот факт, что полученные ООО "ВостСиблесСтрой" новые технические условия подключения к тепловым сетям от 16.01.2012 N 4 выданы в соответствии с Правилами N 83/1 и не противоречат техническим условиям от 10.06.2010 N 85, ранее полученным ООО "Стройлессервис" от Ново-Иркутской ТЭЦ ОАО "Иркутскэнерго".
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что представленные ООО "ВостСиблесСтрой" документы соответствовали требованиям градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 38:36:000023:0401, в связи с чем, оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Поскольку оспариваемый отказ не соответствует положениям Градостроительного кодекса РФ и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, он правомерно признан незаконным судом первой инстанции, который обоснованно возложил на администрацию обязанность устранить допущенное нарушение путем выдачи Обществу испрашиваемого разрешения на строительство объекта "Офисное здание с подземной автостоянкой, расположенное по ул. Цимлянской в г. Иркутске" на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000023:0401.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2013 года по делу N А19-19763/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2013 года по делу N А19-19763/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19763/2012
Истец: ООО "ВостСибЛесСтрой"
Ответчик: Администрация г. Иркутска
Третье лицо: Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска