г. Владимир |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А79-11291/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Кирилловой М.Н., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Научно-производственный комплекс "ЭЛАРА" имени Г.А. Ильенко" (ОГРН 1022101269123, ИНН 2129017646, Чувашская Республика, г. Чебоксары) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.02.2013 по делу N А79-11291/2012, принятое судьей Афанасьевым А.А. по заявлению открытого акционерного общества "Научно-производственный комплекс "ЭЛАРА" имени Г.А. Ильенко" о признании недействительным решения государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике от 30.07.2012 N 02-15/2-26493.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Научно-производственный комплекс "ЭЛАРА" имени Г.А. Ильенко" - Сергеев Д.В. по доверенности от 16.08.2011 N 59 сроком на 3 года.
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
26.07.2012 в государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике (далее - Фонд, учреждение) поступило заявление открытого акционерного общества "Научно-производственный комплекс "ЭЛАРА" имени Г.А. Ильенко" от 24.07.2012 N 049/3615 (далее - Общество, страхователь, заявитель) о разрешении направления в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке в текущем календарном году, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников согласно представленному плану финансового обеспечения в сумме 1251 920 руб. 07 коп.
К заявлению страхователем были приложены: план финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; план мероприятий по улучшению условий и охраны труда и промышленной безопасности в Обществе; поименные списки работников Общества, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра согласно приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н на 2012 -2013 годы; копии договора на оказание платных медицинских услуг N 261-п/12 с бюджетным учреждением "Городская клиническая больница N 1" Минздравсоцразвития Чувашии от 16.07.2012; копии лицензия N ЛО-21-01-000692 от 28.03.2012 бюджетного учреждения "Городская клиническая больница N 1" Минздравсоцразвития Чувашии на осуществление медицинской деятельности с приложениями (т.1 л.д. 12-13).
Письмом N 02-15/2-26493 от 30.07.2012 (т.1 л.д.10) Фонд отказал Обществу в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов, со ссылкой на подпункт "в" пункта 9 Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.02.2012 N 113н (далее - Правила).
При этом Фонд указал, что ассигнования на финансовое обеспечение предупредительных мер полностью распределены.
Не согласившись с указанным решением об отказе в финансировании предупредительных мер, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Общество указало, что в 2011 году им произведены начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 6361 429 руб. 15 коп. и расходы в сумме 101 828 руб.28 коп. Соответственно, 20% указанной суммы (за исключением расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году), составляет 1251 920 руб. 07 коп., за выделением которых страхователь обратился к Фонду в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.11.2011 N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 05.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, Фондом нарушен порядок распределения средств бюджетного финансирования, порядок рассмотрения заявлений страхователей о финансировании предупредительных мер и принятия по ним решения, который регулируется пунктом 7 Правил.
Общество считает недоказанным материалами дела факт распределения средств финансирования на момент его обращения с заявлением в учреждение.
Заявитель указывает, что из представленного в материалы дела списка на 90 страхователей, которым распределены средства финансирования в сумме 18 771 448 руб.48 коп. следует, что в него не было включено ООО "КЕРАМИКА" с суммой 1222 132 руб. 66 коп. и Фондом было обеспечено соблюдение лимита, утвержденного Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) 16.11.2011. Однако, в список на 105 страхователей, включенных с учетом дополнительного выделенного финансирования Фондом социального страхования Российской Федерации, за номером "85" включено ООО "КЕРАМИКА".
В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель указывает, что допустив нарушения установленного порядка распределения средств финансирования, в том числе, с учетом дополнительно выделенных ФСС РФ средств в сумме 2573 000 руб. 30 коп. на основании заявки учреждения от 31.07.2012, права заявителя в сфере предпринимательской деятельности были нарушены.
Заявитель указывает, что Фонду было известно из письма ФСС РФ от 05.07.2012 о возможности корректировки в сторону увеличения бюджетных ассигнований и необходимости представить сведения о выделении дополнительного финансирования в срок до 31.07.2012. Однако, получив от Общества заявление 26.07.2012, страхователь не был включен в число лиц, которым указанные средства подлежали выделению, что не отрицается Фондом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебное заседание представитель учреждения не явился.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Фонда.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителя Общества, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения органа, осуществляющего публичные полномочия, закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением органа осуществляющего публичные полномочия, прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.11.2011 N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотрено, что ФСС РФ в 2012 году вправе принимать решения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложением 3 к настоящему Федеральному закону по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов, о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.02.2012 N 113н утверждены Правила.
Согласно пункту 4 Правил страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 4 Правил.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения предупредительных мер или об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер принимается в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 6000 000 рублей территориальным органом Фонда после согласования с ФСС РФ.
В этом случае территориальный орган Фонда в течение 3 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, направляет их на согласование в ФСС РФ.
ФСС РФ согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
Согласно пункту 8 Правил решение территориального органа Фонда оформляется приказом и в 3-дневный срок с даты его принятия или получения согласования из ФСС РФ направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе ФСС РФ в согласовании - с обоснованием причин отказа).
Перечень расходов страхователя, на финансирование которых направляются средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установлен пунктом 3 Правил.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС РФ на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем календарном году.
Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Материалами дела подтверждается, что Фонд не направлял в порядке, предусмотренном пунктом 7 Правил, представленный Обществом в установленный законодательством срок комплект документов на согласование в ФСС РФ.
Решение об отказе Обществу в финансовом обеспечении предупредительных мер было принято учреждением самостоятельно без согласования с ФСС РФ.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в том числе, в случае, если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.
Судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что заявитель не доказал, что оспариваемым ненормативным правовым актом были нарушены его права. При этом суд исходил из того, что на момент обращения страхователя в учреждение все ассигнования на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий календарный год, в том числе дополнительно выделенные по запросу учреждения, были распределены страхователям, которые обратились с соответствующими заявлениями ранее, чем Общество.
Однако из материалов дела не следует, что на 26.07.2012 (день обращения страхователя с заявлением) средства средств на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний были полностью распределены иным страхователям.
Согласно внутриведомственной бюджетной росписи расходов бюджета Фонда на 2012 год, утвержденной ФСС РФ 16.12.2011 (т.1 л.д.37-40) было предусмотрено выделение средств на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в сумме 18 780 000 руб.
Из представленного в материалы дела списка на 90 страхователей, получивших финансирование на обеспечение предупредительных мер в 2012 году, не следует, что на 20.07.2012 распределены средства в сумме 18 771 448 руб.58 коп (т.1 л.д.41-44).
Указанный список страхователей не содержит сведений о дате принятия Фондом решения о выделении средств финансирования, в нем не указано в каком объеме были распределены средства по состоянию на 26.07.2012.
Письмом ФСС РФ от 05.07.2012 региональным отделениям сообщено о возможности корректировки выделенных бюджетных ассигнований и необходимости представления указанных сведений в срок до 10.08. 2012 (т.1 л.д.130).
Впоследствии, письмом от 30.07.2012 ФСС РФ изменил срок представления указанной информации до 31.07.2012 (т.1 л.д.131).
Письмом от 31.07.2012 учреждение сообщило в ФСС РФ о корректировке в сторону увеличения выделенных бюджетных ассигнований на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на 2573 030 руб. (т.1 л.д.132,134).
Письмом от 01.08.2012, направленном в ФСС РФ, учреждение сообщило о необходимости выделения указанного финансирования для принятия решений о финансовом обеспечении предупредительных мер в отношении 28 страхователей и просило утвердить бюджетные ассигнования на указанные цели в сумме 21 353 030 руб. (т.1 л.д.135).
Как пояснил в суде апелляционной инстанции представитель Фонда, в список из 28 страхователей, которым необходимо дополнительно выделить финансирование, заявитель не был включен. Список указанных страхователей в материалы дела не представлен.
Из материалов дела следует, что внутриведомственной бюджетной росписью расходов на 2012 год, утвержденной ФСС РФ 27.12.2012, на вышеуказанные цели учреждению было выделено 19 637 200 руб. (т.1 л.д.164-167).
При этом из списка 105 страхователей, получивших финансирование на обеспечение предупредительных мер в 2012 году, следует, что по состоянию на 24.07.2012 распределены средства в сумме 20 957 404 руб.29 коп. В указанном списке за номером "85" значится ООО "КЕРАМИКА", сведения о котором отсутствовали в списке 90 страхователей.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает недоказанным материалами дела довод учреждения о том, что на момент обращения Общества с заявлением, бюджетные ассигнования, в том числе и дополнительно выделенные ФСС РФ по запросу Фонда, были полностью распределены страхователям, ранее подавшим заявления.
Отсутствие в списке 90 страхователей сведений о подаче заявления 18.07.2012 ООО "КЕРАМИКА", включение указанных сведений в список из 105 страхователей, отсутствие в материалах дела заявления указанной организации и приказа о выделении ООО "КЕРАМИКА" средств на указанные выше цели в сумме 1222 132 руб. не позволяет сделать однозначный вывод о том, что все средства были распределены на момент обращения Общества в Фонд.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено распределение средств Фонда в порядке календарной очередности поступления заявления страхователей, поскольку основанием для распределения средств является соответствующий приказ учреждения, а не заявление страхователя.
Однако из материалов дела следует, что средства дополнительного финансирования распределялись иным страхователям и в день обращения с заявлением Общества и в более поздние даты.
Таким образом, средства бюджетного финансирования в размере, установленной бюджетной росписью ФСС РФ от 16.12.2011 не были в полном объеме распределены на момент обращения с заявлением Общества.
Обжалуемое Обществом решение учреждения не соответствует пунктам 7, 8, 9 Порядка.
Доказательств обратного, учреждением, вопреки части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Не направив сведения о необходимости дополнительного финансирования Общества и документов для принятия соответствующего решения в ФСС РФ, Фондом нарушено право заявителя на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
Таким образом, решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер без получения в установленном порядке согласования ФСС РФ повлекло нарушение прав и законных интересов Общества.
В данном случае имеется совокупность двух условий, при наличии которых оспариваемое решение Фонда подлежит признанию судом недействительным.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апелляционная жалоба страхователя подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии не обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными и неправильным применением норм материального права, с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта о признании недействительным решения Фонда от 30.07.2012 N 02-15/2-26493.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допустил.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате Обществом государственной пошлины подлежат отнесению на государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 05.02.2013 по делу N А79-11291/2012 отменить.
Решение государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике от 30.07.2012 N 02-15/2-26493 признать недействительным.
Взыскать с государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике в пользу открытого акционерного общества "Научно-производственный комплекс "ЭЛАРА" имени Г.А. Ильенко" судебные расходы в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-11291/2012
Истец: ОАО "Научно-производственный комплекс "ЭЛАРА" имени Г. А.Ильенко"
Ответчик: ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике
Третье лицо: Государственное учреждение-Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике