город Ростов-на-Дону |
|
07 мая 2013 г. |
дело N А32-30779/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.
судей О.Г. Авдониной, А.А. Попова
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тарановой Д.П.,
при участии:
от заявителя: не явились, извещены.
от заинтересованного лица Администрации Краснодарского края - представитель Свашенко Е.С. (доверенность от 24.12.2012 N 01-950/12-08, паспорт);
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарантия" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2013 по делу N А32-30779/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарантия" (ИНН 6325036593, ОГРН 1056325022566)
к заинтересованному лицу Администрации Краснодарского края
при участии третьих лиц "Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" ("ГК Олимпстрой"), Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года
о признании недействительным распоряжения об изъятии земельных участков,
принятое судьей Тарасенко А.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гарантия" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрация Краснодарского края (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2012 N 572-р "Об изъятии земельных участков для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения" в части подпункта 1 пункта 1, которым из принадлежащего истцу земельного участка площадью 3 000 кв. м, расположенного по адрес: г. Сочи, с.Эсто-Садок, 106 с кадастровым номером 23:49:0420019:0066 изымаются земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0420019:1126, площадью 3 кв. м, с кадастровым номером 23:49:0420019:1127 площадью 35 кв. м. (далее - спорные участки).
Заявленные требования мотивированы тем, что образование земельных участок произведено без согласия собственника земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены "Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" ("ГК Олимпстрой"), Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральныйо закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ) допускает образование земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов без письменного согласия собственника земельного участка, в случае, если на образуемом земельном участке, подлежащем изъятию, отсутствуют иные объекты недвижимого имущества, а образуемый земельный участок, не подлежащий изъятию, соответствует требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (часть 15.1 статьи 15). На подлежащих изъятию земельных участках объекты недвижимости отсутствуют. Требования же части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации о том, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам относится лишь к образуемому земельному участку, не подлежащему изъятию. Поэтому суд счел не основанным на нормах закона доводы заявителя в части того, что образуемые земельные участки, подлежащие изъятию, должны соответствовать указанным требованиям.
Общество с ограниченной ответственностью "Гарантия" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2013 по делу N А32-30779/2012 отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что анализ схем границ участков, образуемых из земельных участков ООО "Гарантия" и подлежащих изъятию, указывает на несоблюдение установленных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований, так как образование подлежащих изъятию земельных участков приводит к вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, а также к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию земель недостаткам, обусловленным невозможностью их единого цельного использования. Из средины участка площадью 3 000 м.кв. истец предполагает вырезать квадрат площадью 35 м.кв., что исходя из значений слов "вклиненность" и "вкрапленность" также предусмотрено как условие получения обязательного согласия собственника на изъятие участка.
Заявитель жалобы считает необоснованным вывод суда о том, что требованиям части 6 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относительно недопустимости вкрапления, вклинивания и т.д. должен соответствовать лишь образуемый земельный участок, не подлежащий изъятию.
Таким образом, согласно частям 14, 15.1 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ в связи с несоответствием образуемого земельного участка, не подлежащего изъятию требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие вышеуказанных земельных участков, по мнению заявителя, допускается лишь с письменного согласия собственника, которое собственником не предоставлялось.
В отзыве на апелляционную жалобу ГК "Олимпстрой" просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2013 по делу N А32-30779/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В отзыве третье лицо указало, что образуемые земельные участки поставлены на кадастровый учет с учетом действующего законодательства, в том числе и приводимого заявителем в обоснование своих доводов. Действия органа кадастрового учета не оспорены и не признаны незаконными.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо, Администрация Краснодарского края, просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2013 по делу N А32-30779/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отмечая правильность принятого судом первой инстанции решения и законность обжалованного распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2012 N 572-р "Об изъятии земельных участков для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения", администрация дополнительно указала, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2013 по делу N А32-32109/2012 спорные участки изъяты для федеральных нужд в собственность Российской Федерации путем выкупа.
В судебном заседании представитель администрации поддержала доводы отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 3 000 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, с. Эсто-Садок, 106, с кадастровым номером 23:49:0420019:0066 (л.д. 20).
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2012 N 572-р "Об изъятии земельных участков для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения" из принадлежащего истцу земельного участка площадью 3 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, с. Эсто-Садок, 106, с кадастровым номером 23:49:0420019:0066 изъяты земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0420019:1126, площадью 3 кв. м, с кадастровым номером 23:49:0420019:1127 площадью 35 кв. м (пп. 1. п. 1 распоряжения) (л.д. 13).
Из сведений, содержащихся в публичной кадастровой карте (л.д. 15-16), схемы раздела (л.д. 24) следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0420019:1127 площадью 35 кв. м. является вкраплением в принадлежащий заявителю земельный участок с кадастровым номером 23:49:0420019:0066.
Заявитель ссылается на то, что образование изымаемых земельных участков проведено без его согласия, в нарушении части 14 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ. Согласие на образование изымаемых земельных участков необходимо, так как образуемые земельные участки вкрапливаются в преобразуемый земельный участок. Заявитель считает, что постановление является незаконным, нарушает его права и законные интересы как собственника земельного участка.
Указанные обстоятельства явились основаниями для обращения заявителя в суд.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Вместе с тем, в соответствии со статьей 10 Закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резервирование земель, установление сервитутов, перевод земель из одной категории в другую в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, статья 10 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливает приоритет Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ перед Земельным кодексом Российской Федерации в регулировании вопросов изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 14 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-Федерального закона, если иное не предусмотрено частью 15.1 настоящей статьи, образование земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов допускается с письменного согласия:
1) собственника такого земельного участка;
2) землепользователя или землевладельца, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений.
Согласно части 15.1 той же статьи образование земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов осуществляется без письменного согласия лиц, указанных в части 14 настоящей статьи, в случае, если на образуемом земельном участке, подлежащем изъятию, отсутствуют иные объекты недвижимого имущества, а образуемый земельный участок, не подлежащий изъятию, соответствует требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1-5 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что спорные земельные участки образовались в результате раздела.
В пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами.
Апелляционный суд считает, что с учетом приоритетного применения норм Федерального закона от 01.12.2007 N 310-Федерального закона перед нормами Земельного кодекса Российской Федерации вывод суда первой инстанции о том, что именно образуемый земельный участок, не подлежащий изъятию, а не образуемый земельный участок, подлежащий изъятию, должен соответствовать требованиям пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, является правильным. Сказанное означает, что образуемый земельный участок заявителя не должен приводить к вклиниванию, вкрапливанию в иные участки, изломанности их границ, чересполосице с ними и т.д. К образуемым земельным участкам, подлежащим изъятию в федеральную собственность, требования статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не применимы.
Оспаривая вышеуказанный вывод суда, заявитель, по сути, с ним соглашается, указывая, что соответствие образуемого земельного участка требованиям части 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации при буквальном их толковании подразумевает, чтобы образование земельного участка, не подлежащего изъятию, не приводило к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице.
Однако при этом, заявитель не учитывает, что в соответствии с частью 15.1 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ не исключается обратная ситуация, когда в земельный участок, не подлежащий изъятию, вклинивается или вкрапливается земельный участок, подлежащий изъятию.
Иных аргументов, направленных на оспаривание выводов суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, положенных в основу отказа в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2013 по делу N А32-30779/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30779/2012
Истец: ООО "Гарантия"
Ответчик: Администрация Краснодарского края
Третье лицо: "Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" ("ГК Олимпстрой"), ГК "Олимпстрой", Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Олимпийских игр 2014 года, Администрация Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4499/13