г. Санкт-Петербург |
|
29 марта 2013 г. |
Дело N А26-7864/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Беляевой Ю.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Романова Ю.Г. - по доверенности от 09.01.2013 N 157
от заинтересованного лица: Бирючева Е.А. - по доверенности от 25.01.2013 N ЛГ/01-05
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1970/2013) открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.11.2012 по делу N А26-7864/2012 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению ОАО "Славянка", место нахождения: г. Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3, ОГРН: 1097746264219
к Управлению по недропользованию по Республике Карелия
3-е лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия
о признании незаконным решения
установил:
открытое акционерное общество "Славянка" (ОГРН: 1097746264219, ИНН: 7702707386, место нахождения: г. Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3; далее - заявитель, общество, ОАО "Славянка") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании незаконным решение Управления по недропользованию по Республике Карелия (далее - заинтересованное лицо, Управление по недропользованию) об отказе в предоставлении права пользования недрами с целью добычи подземных вод от 17.10.2012 N ЛГ/04-1043 и об отказе в выдаче соответствующих лицензий незаконными, обязании Управления признать за ОАО "Славянка" право пользования недрами с целью добычи подземных вод и выдать ОАО "Славянка" лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод из скважин NN 77524, 1,2,3, 14354, 69926, 69755, 69943, 74065, 74066, 67504.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия.
Решением суда от 30.11.2012 в удовлетворении заявления ОАО "Славянка" отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неисследованность обстоятельств дела судом, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Управления просила отказать в ее удовлетворении по изложенным в отзыве мотивам.
Третье лицо, извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем жалоба рассмотрена в опрядке части 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие преджставителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1074-р Минобороны России предписано обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов открытому акционерному обществу "Славянка" объектов водоснабжения и канализования, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России.
В соответствии с государственным контрактом от 14.07.2011 N 1-ВКХ и на основании договоров безвозмездного пользования от 27.04.2011 N N 1/04-2011, 2/04-2011 ОАО "Славянка" переданы объекты водоснабжения и водоотведения Министерства обороны Российской Федерации в том числе расположенные в Республике Карелия артезианские скважины: N77524 (Суоярвский район), NN1,2,3 (Лахденпохский район), N14354 (Сортавальский район, остров Валааам), NN69926, 69755 (Пряжинский район), NN69943, 74075, 74066, 67504 (Прионежский район).
С целью получения лицензий на пользование недрами общество 10.04.2012, 22.06.2012 обращалось в Управление по недропользованию по Республике Карелия с заявками на пользование недрами с целью добычи подземных вод, однако письмами от 24.04.2012, 03.07.2012 соответственно управление возвратило заявки, указав, что они не могут быть приняты к рассмотрению в связи тем, что геологическая изученность участков недр, на которых расположены указанные в заявках скважины, не соответствуют заявленному виду пользования недрами - добыча подземных вод.
04.09.2012 года общество вновь обратилось с заявкой в Управление, которое письмом от 17.10.2012 N ЛГ/04-1043 довело до сведения общества, что на основании рекомендации Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Республики Карелия (далее - Комиссия) принято решение отказать обществу в удовлетворении заявок на получение права пользования недрами. В письме указано, что данная лицензия по виду пользования недрами - добыча подземных вод - не соответствует требованиям статьи 29 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" (далее - Закон о недрах), поскольку на участках недр, на которых расположены указанные обществом скважины, отсутствуют утвержденные в установленном порядке запасы подземных вод. Согласно справке, полученной из Карельского филиала ФБУ "ТФГИ по Северо-западному федеральному округу" от 11.09.2012 N5-662, на всех заявленных ОАО "Славянка" участках недр, в пределах которых пробурены скважины, из которых осуществляется добыча подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения военных городков, отсутствуют запасы подземных вод, прошедшие в установленном порядке государственную экспертизу запасов полезных ископаемых. Со ссылкой на решение Комиссии (протокол от 12.10.2012 N11-12) было указано, что отсутствие в настоящее время расчетной производительности водозаборных сооружений (разведанных запасов подземных вод на заявленных участках) при заданном режиме и условиях эксплуатации со стороны ОАО "Славянка" может привести к негативным необратимым последствиям, поскольку испрашиваемые объёмы водопотребления подземных вод существенно превышают дебит (суммарный дебит) эксплуатируемых скважин.
Не согласившись с отказом в выдаче лицензий на право пользования недрами, выраженным в письме ответчика от 17.10.2012, общество обратилось в арбитражный суд о признании его незаконным.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права, а также соответствие выводов суда установленным обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) отношения, связанные с использованием и охраной вод, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 9 Закона N 2395-1 пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно статье 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно части 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 N 3314-1, утверждено Положение о порядке лицензирования пользования недрами, пунктом 6.1 которого установлено, что в соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 10.1 Закона N 2395-1 основанием возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.
Порядок предоставления права на добычу подземных вод утвержден приказом Министерства природных ресурсов РФ от 29.11.2004 N 710 "Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности".
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 22.06.2010 N 659 утверждено Положение о Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Республики Карелия, отнесенными к компетенции Федерального агентства по недропользованию (далее - Комиссия) и определен состав Комиссии.
Согласно пункту 2 Положения Комиссия в соответствии с пунктом 3 статьи 10.1 Закона N 2395-1 создается с целью рассмотрения поступивших заявок и принятия решения или выдачи рекомендаций по вопросам лицензирования пользования участками недр, расположенных в Республике Карелия.
Подпунктом 1 пункта 6 Положения установлено, что основными задачами Комиссии по рассмотрению заявок являются рассмотрение заявок и принятие решений о предоставлении права пользования недрам, в том числе для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения.
Как следует из протокола Комиссии N 11-12 от 15.10.2012 на заседании Комиссии рассмотрены 4 заявки ОАО "Славянка" о предоставлении права пользования недрами для добычи подземных вод из 11 скважин NN67504, 69755,69926,69943,74065,74066,14354,77524,1,2,3.
В ходе рассмотрения заявок Комиссия пришла к выводу, что в связи с отсутствием на испрашиваемом участке недр, утвержденных в установленном порядке запасов подземных вод, необходимо получить лицензию на право пользования недрами для геологического изучения.
По мнению Комиссии геологическая изученность заявленных участков недр (отсутствие утвержденных (разведанных) запасов подземных вод) не соответствует заявленному виду пользования недрами - добыча подземных вод.
По результатам рассмотрения заявок Комиссия решила отказать ОАО "Славянка" в удовлетворении заявки на получение права пользования недрами для добычи подземных вод из скважин N 77524 (Суоярвский район), N N 1,2,3 (Лахденпохский район), N 14354 (Сортавальский район, остров Валаам), N N 69926, 69755 (Пряжинский район), N N 69943, 74075, 74066, 67504 (Прионежский район) и рекомендовать заявителю направить в адрес Карелнедр заявку на получение лицензии на пользование недрами для геологического изучения (оценки) подземных вод на участках недр.
Указанный протокол заседания Комиссии направлен в Управление по недропользованию по Республике Карелия для уведомления ОАО "Славянка" об отказе в удовлетворении заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод.
Письмом от 17.10.2012 N ЛГ/04-1043 Управление по недропользованию уведомило Общество о результатах рассмотрения Комиссией заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод из перечисленных выше скважин и рекомендациях заявителю, какие-либо выводы Управления об отказе в выдаче лицензии в письме не содержатся.
Поскольку уполномоченным лицом (Комиссия) отказано в предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод для целей питьевого водоснабжения, требование Общества об обязании Управления по недропользованию признать за ОАО "Славянка" право пользования недрами и выдать лицензию не подлежит удовлетворению.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами Комиссии при рассмотрении заявок Общества, и не имеют правового значения для разрешения настоящего дела в рамках заявленного требования.
Из смысла части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что заявитель вопреки требованиям части 1 статьи 65 АПК РФ не представил доказательства несоответствия оспариваемого письма закону либо иному нормативному акту.
Кроме того, в силу уведомительного характера, оспариваемое письмо не влечет никаких правовых последствий для Общества, поскольку воспроизводит основные выводы и рекомендации Комиссии, соответственно, не может нарушать прав и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела письменные доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30 ноября 2012 года по делу N А26-7864/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7864/2012
Истец: ОАО "Славянка", ОАО "Славянка"-филиал "Ленинградский", Филиал "Ленинградский" открытого акционерного общества "Славянка"
Ответчик: Управление по недропользованию по Республике Карелия
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия