город Ростов-на-Дону |
|
28 марта 2013 г. |
дело N А32-23989/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Д.В. Николаева, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "РЖД": Шабашова Ирина Сергеевна, паспорт, по доверенности от 14.09.2012 N ню-10/249,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции по ремонту тягового подвижного состава - структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2012 по делу N А32-23989/2012, принятое судьей Погореловым И.А.
по заявлению ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской дирекции по ремонту тягового подвижного состава к ГУ МЧС по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции по ремонту тягового подвижного состава - структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника отдела надзорной деятельности Тихорецкого района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - ГУ МЧС по КК) от 17.07.2012 N 164 о привлечении ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением суда от 11.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что совершенное правонарушение является малозначительным. Кроме того, общество указывает на существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
В судебное заседание не явились представители ГУ МЧС по Краснодарскому краю, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ГУ МЧС по Краснодарскому краю в лице ОНД Тихорецкого района в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ГУ МЧС по Краснодарскому краю.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить и удовлетворить требования общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления административного органа.
Как следует из материалов дела, 02.07.2012 Кавказским транспортным прокурором вынесено постановление от 02.07.2012 о возбуждении в отношении ОАО "РЖД" дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
В постановлении указано, что в ходе проведенной прокуратурой совместно со специалистами ОНД Тихорецкого района УНД ГУ МЧС по КК проверки соблюдения ОАО "РЖД" требований пожарной безопасности при эксплуатации ремонтного локомотивного депо Тихорецкая Северо-Кавказской дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО "РЖД", располженного по адресу г. Тихорецк, ул. Путевая, 21, выявлены следующие нарушения:
- в конторах 1, 2 допущена отделка стен горючими материалами (нарушение пункта 53 ППБ 01-03); отсутствует второй эвакуационный выход (нарушение пункта 6.113* абзац 3 СНиП 21-01-97*);
- в цехе ТР-3 шкафы пожарных кранов выполнены не по ГОСТ Р 51844-2009.
Постановление вынесено в отсутствие законного представителя ОАО "РЖД".
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником ОНД Тихорецкого района УНД ГУ МЧС по КК вынесено постановление от 17.07.2012 N 164 о привлечении ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ОАО "РЖД" оспорило его в судебном порядке.
В силу ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Изучив материалы административного производства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности постановления о привлечении к административной ответственности в связи с существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Пунктом 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, административным законодательством установлены процессуальные гарантии привлекаемого к ответственности лица при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
В нарушение приведенных положений КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено без участия законного представителя общества. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего, своевременного уведомления законного представителя общества о времени и месте вынесения постановления, позволявшего обеспечить осуществление предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий на защиту своих интересов при производстве дела об административном правонарушении.
В качестве доказательства уведомления ОАО "РЖД" о времени и месте возбуждения дела об административном правонарушении к материалам дела приобщена копия почтового уведомления, согласно которому извещение о необходимости явки для составления протокола было вручено 27.06.2012 экспедиции ОАО "РЖД" по юридическому адресу общества в г. Москва, ул. Н. Басманная, 2 (л.д. 116 том 1).
Иных доказательств извещения общества о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в материалы дела не представлено.
При этом, из почтового уведомления следует, что оно поступило в почтовое отделение города Кропоткин 03.07.2012, т.е. на момент возбуждения дела об административном правонарушении у прокурора отсутствовало доказательство своевременного извещения законного представителя ОАО "РЖД", находящегося в г. Москве, о времени и месте вынесения постановления.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела и не предусматривает вручение извещения лично предпринимателю либо его законному представителю.
Вместе с тем, независимо от способа извещения, на момент составления протокола у органа должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо заблаговременно (т.е. с учетом наличия разумного срока для обеспечения реализации своего права на участие в составлении протокола и рассмотрении дела) было извещено о времени и месте составления протокола.
Таким образом, у прокурора отсутствовало право на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении с учетом необеспечения явки законного представителя ОАО "РЖД" и отсутствия у прокурора доказательств надлежащего извещения законного представителя о времени и месте вынесения постановления.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что предпринятые меры по извещению законного представителя ОАО "РЖД" о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении нельзя признать достаточными и обеспечивающими реальную возможность привлекаемому к ответственности обществу представлять свои интересы при совершении соответствующих процессуальных действий, учитывая необходимость представления интересов законным представителем либо специально уполномоченным представителем общества, поскольку у ОАО "РЖД" отсутствовал разумно необходимый период времени для обеспечения явки в административный орган законного представителя общества, находящегося в г. Москве, с учетом необходимости явки в г. Кропоткин Краснодарского края. Фактически с момента получения извещения 27.06.2012 у ОАО "РЖД" имелось два рабочих днях для подготовки возражений и документального обоснования своей позиции, а также привлечения в случае необходимости защитника либо иного квалифицированного специалиста и его явки в г. Кропоткин, расположенный на расстоянии 1300 км.
В силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ, п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа, поскольку являются существенными и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
С учетом изложенного, постановление Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 17.07.2012 N 164 о привлечении ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 рублей, является незаконным и подлежит отмене как вынесенное с нарушением положений КоАП РФ, предусматривающих обязательность обеспечения привлекаемому к ответственности лицу возможности участия в рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
Учитывая допущенные при привлечении общества к административной ответственности существенные и неустранимые нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, вопрос о наличии либо отсутствии события и состава административного правонарушения выяснению не подлежит и не имеет значения для дела.
При таких обстоятельствах, решение суда от 11.12.2012 об отказе в удовлетворении требований ОАО "РЖД" подлежит отмене на основании ст. 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 декабря 2012 года по делу N А32-23989/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 17.07.2012 N 164 о привлечении ОАО "Российские железные дороги" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23989/2012
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции по ремонту тягового подвижного состава - структурного подразделения Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: Отдел государственного пожарного надзора Тихорецкого района
Третье лицо: Отдел государственного пожарного надзора г. Тихорецка и Тихорецкого района