г. Хабаровск |
|
19 декабря 2007 г. |
Дело N А73-8761/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Карасева В.Ф.,
Судей: Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Грека С.А., представитель по доверенности от 07.03.2007 N ДЭК-20/454 Д;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Абросимова М.Л., представитель по доверенности от 08.08.2007 N 01/6-3127; Костромеев Н.Б., представитель по доверенности от 25.09.2006 N 01/6-1939;
от муниципального унитарного предприятия "Хорские электрические сети": Гордейчик А.В., представитель по доверенности от 01.01.2007 N 2;
от общества с ограниченной ответственностью "Мухенские электрические сети": Гордейчик А.В., представитель по доверенности от 01.01.2007 N 1;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" на решение от 23.10.2007 по делу N А73-8761/2007-63 Арбитражного суда Хабаровского края дело рассматривал судья Шапошникова В.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третьи лица: муниципальное унитарное предприятие "Хорские электрические сети", общество с ограниченной ответственностью "Мухенские электрические сети"
о признании недействительными решения от 19.07.2007 N 26 и предписания от 19.07.2007 N 22
Решением Арбитражного суда Хабаровского края отказано в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК", общество, заявитель) о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган) от 19.07.2007 N 26 и предписания от 19.07.2007 N 22.
Общество не согласно с решением суда первой инстанции, в апелляционной жалобе просит отменить оспариваемый судебный акт и вынести новый, которым удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель заявителя огласил апелляционную жалобу и настаивает на ее удовлетворении.
Представители антимонопольного органа и третьих лиц доводы апелляционной жалобы отвергли, просили решение суда оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.
Между открытым акционерным обществом ЭиЭ "Хабаровскэнерго" (в настоящее время его правопреемником является ОАО "ДЭК") и муниципальным унитарным предприятием "Хорские электрические сети" (далее - МУП "ХЭС") заключен договор оказания услуг по обеспечению передачи электрической энергии от 01.03.2005 N 2725/41; с обществом с ограниченной ответственностью "Мухенские электрические сети" (далее - ООО "МЭС") заключен аналогичный договор N 2724/41. Срок действия названных договоров установлен по 31.12.2009.
28.11.2006 ОАО "ДЭК" направило в адреса ООО "МЭС" и МУП "ХЭС" оферту договора оказания услуг по передаче электрической энергии. ООО "МЭС" и МУП "ХЭС" отказались заключать договор на предложенных условиях, поскольку оферта не была оформлена в соответствии с положениями "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденными Постановлением Правительства Российской федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), а также в связи с несогласием ООО "МЭС" и МУП "ХЭС" с некоторыми условиями предложенного договора.
Договоры N 2725/41 и N 2724/41 не расторгались ни по соглашению сторон, ни по решению суда, а также не были признаны судом недействительными.
Между тем, задолженность ОАО "ДЭК" за оказанные по договору услуги по передаче электроэнергии перед МУП "ХЭС" на момент рассмотрения заявлений антимонопольным органом составляла 10 924 207 рублей, задолженность перед ООО "МЭС" - 9 014 529 руб.
МУП "ХЭС" и ООО "МЭС" обращались к ОАО "ДЭК" с требованиями о погашении возникшей задолженности за оказанные услуги, однако ОАО "ДЭК" оставляло названные требования без удовлетворения.
Арбитражный суд Хабаровского края неоднократно удовлетворял исковые требования обоих обществ о принудительном взыскании сумм задолженности.
В ответ на обращения МУП "ХЭС" и ООО "МЭС" с требованием о погашении задолженности ОАО "ДЭК" указывало на необходимость заключения нового договора, после чего будет произведено погашение задолженности.
МУП "ХЭС" и ООО "МЭС" обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю с заявлениями о нарушении ОАО "ДЭК" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с увязыванием погашения задолженности с заключением нового договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.
19.07.2007 антимонопольный орган принял решение N 26, которым признал ОАО "ДЭК" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", подпункт "б" пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
ОАО "ДЭК" выдано предписание от 19.07.2007 N 22 о прекращении выявленных нарушений.
ОАО "ДЭК" обжаловало решение и предписание антимонопольного органа в Арбитражный суд Хабаровского края.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался нормами статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила) и пришел к выводу, что антимонопольный орган правильно квалифицировал действия ОАО "ДЭК" как несоответствующие подпункту "б" пункта 14 Правил и нарушающие часть 1 статьи 10 Федерального закона, что ущемляет интересы ООО "МЭС" и МУП "ХЭС".
Возражая против решения суда первой инстанции, ОАО "ДЭК" указало, что не занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии. Такое положение занимают ООО "МЭС" и МУП "ХЭС".
Кроме того, указал заявитель, антимонопольный орган вышел за пределы своих полномочий, так как между ОАО "ДЭК" и ООО "МЭС", ОАО "ДЭК" и МУП "ХЭС" существует спор относительно сумм, подлежащих оплате, и порядка расчетов по заключенным между ними договорам, порядок урегулирования которого установлен гражданским законодательством.
Факт увязывания необходимости заключения нового договора на передачу электрической энергии, по мнению ОАО "ДЭК" не влияет на квалификацию действий общества. Заявитель полагает, что суд необоснованно сделал вывод о том, что факт неплатежей является свидетельством нарушения антимонопольного законодательства.
Также, ОАО "ДЭК" полагает, что суд необоснованно сослался на пункты 62-66 Правил, так как названные нормы права устанавливают порядок рассмотрения жалоб по вопросам предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятия по этим жалобам решений. Поскольку услуги по передаче электроэнергии предоставляют ООО "МЭС" и МУП "ХЭС", пункты 62-66 Правил применимы при рассмотрении жалоб на действия ООО "МЭС" и МУП "ХЭС".
Апелляционный суд доводы апелляционной жалобы отклоняет по следующим основаниям.
Как установлено антимонопольным органом, а также судом, ОАО "ДЭК" в лице филиала ОАО "ДЭК" - "Хабаровскэнергосбыт" (на территории Хабаровского края) занимает доминирующее положение с долей более 50% на товарном рынке услуг по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) по виду деятельности - услуги гарантирующего поставщика по продаже (поставке) электрической энергии (мощности), в том числе, через привлеченных третьих лиц (территориальную сетевую организацию) на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям.
В соответствии с пунктом 2 Правил под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
ОАО "ДЭК" выступает гарантирующим поставщиком по продаже (поставке) электрической энергии (мощности), в том числе, через привлеченных третьих лиц (территориальную сетевую организацию) на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям. Следовательно, действие Федерального закона распространяется на возникший спор.
Согласно пункту 6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей.
Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.
Таким образом, занимая доминирующее положение на рынке купли-продажи электрической энергии, ОАО "ДЭК" имеет возможность оказывать воздействие на общие условия на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Таким образом, рассмотрение заявлений ООО "МЭС" и МУП "ХЭС" входит в компетенцию Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, вопреки утверждению ОАО "ДЭК".
Апелляционный суд признает ошибочным довод апелляционной жалобы о том, что предметом спора, рассмотренного арбитражным судом, являются разногласия между ОАО "ДЭК", ООО "МЭС", МУП "ХЭС" по поводу расчетов за оказанные услуги.
Из материалов дела следует, что ООО "МЭС" и МУП "ХЭС" обратились в антимонопольный орган с заявлениями о том, что ОАО "ДЭК" увязывает погашение существующей задолженности перед названными обществами с заключением нового договора на оказание услуг по передаче электрической энергии. Об этом свидетельствуют приобщенные к материалам дела письма ОАО "ДЭК" от 11.04.2007 N 6-39-760, N 6-39-767 адресованные, соответственно, МУП "ХЭС" и ООО "МЭС". В названных письмах ОАО "ДЭК" указывает, что "для скорейшего осуществления взаимных расчетов и соблюдения взаимных интересов сторон, предлагаем Вам ускорить подписание договора на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2007 год".
Вместе с тем, договоры по обеспечению передачи электрической энергии, заключенные: с ООО "МЭС" от 01.03.2005 N 2724/47 со сроком действия до 31.12.2009, и с МУП "ХЭС" от 01.03.2005 N 2725/41 со сроком действия до 31.12.2009, сторонами не расторгнуты, не признаны судом недействительными. Названные договоры предусматривают процедуру досрочного расторжения.
Суд первой инстанции правильно установил, что ОАО "ДЭК" своими действиями нарушило подпункт "б" пункта 14 Правил. Как потребитель услуг по передаче электрической энергии, общество обязано оплачивать оказанные услуги сетевых организаций (МУП "ХЭС", ООО "МЭС") по передаче электрической энергии в соответствии с заключенными договорами, независимо от наличия разногласий в отношении условий договора.
Является ошибочным довод общества о том, что антимонопольный орган не вправе рассматривать возникший спор в порядке, установленном пунктами 62-66 раздела 8 Правил. Названный раздел Правил определяет порядок рассмотрения заявлений и жалоб по вопросам предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и не содержит ограничений в отношении лиц, которые вправе обратиться с соответствующим заявлением в антимонопольный орган.
Как указывает ОАО "ДЭК", в апелляционной жалобе, и следует из содержания договоров оказания услуг по обеспечению передачи электрической энергии N 2724/41, N 2725/41, в названных договорах предусмотрена обязанность предприятия, осуществляющего передачу электрической энергии, приостановить полностью или частично оказание услуг, в случае наличия общей задолженности по оплате, суммарно превышающей стоимость расчетной стоимости услуг за два месяца (п. 2.1.16 договоров). Следовательно, приостановив передачу электрической энергии от ОАО "ДЭК", ООО "МЭС" и МУП "ХЭС" утратят доступ на рынок по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 28.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании изложенного, ОАО "ДЭК", будучи гарантирующим поставщиком на рынке услуг по купле-продаже, и основным потребителем услуги по передаче электрической энергии своими действиями создает ситуацию, результатом которой может явиться ущемление интересов ООО "МЭС" и МУП "ХЭС".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал соответствующими действующему законодательству решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19.07.2007 N 26 и предписания от 19.07.2007 N 22.
Таким образом, апелляционный суд, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, оснований для его изменения или отмены, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 октября 2007 года по делу N А73-8761/2007-63 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8761/2007
Истец: ОАО ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, УФАС ПО ХК
Третье лицо: МУП "Мухенские электрические сети", МУП "Мухенские электрические сети" (представитель Гордейчик А. В.), МУП "Хорский электрические сети", МУП "Хорский электрические сети" (представитель Гордейчик А. В.), МУП ХОРСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ, ООО Мухенские электрические сети