г.Самара |
|
10 апреля 2013 г. |
Дело N А72-10068/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпова В.В., судей Селиверстовой Н.А. и Туркина К.К., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ульяновск-Терминал" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 февраля 2013 года по делу N А72-10068/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "Ульяновск-Терминал" (ОГРН 1027301402831, ИНН 7326999951) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (ОГРН 1047301035528, ИНН 7325051089), Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о признании незаконным бездействия государственного органа, установлении кадастровой стоимости земельного участка и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, третьи лица: Правительство Ульяновской области (ОГРН 1027301175110, ИНН 7325001144), муниципальное образование "Тереньгульский район" Ульяновской области в лице муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области", принятое судьей Леонтьевым Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копункиным В.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Маркелова О.Г. - представитель (доверенность N 01 от 09.01.2013);
от 1-го ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области: Логинова А.М. - главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения (доверенность N 13 от 09.01.2013),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ульяновск-Терминал" (далее ООО "Ульяновск-Терминал", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее Управление Росреестра по Ульяновской области, 1-й ответчик), Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее Комиссия, 2-й ответчик) и федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ульяновской области, 3-й ответчик) о признании незаконным бездействия Комиссии, выразившегося в непринятии решения по заявлению истца N 709 от 24.08.2012 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 73:18:012802:2, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012 в сумме 15142084 руб. 81 коп., путем ее определения в размере рыночной стоимости земельного участка в сумме 6665580 руб. и установлении кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 73:18:012802:2, расположенного по адресу: Ульяновская область, Теренгульский район, ст.Молвино, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в сумме 6665580 руб. и обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ульяновской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 73:18:012802:2, расположенного по адресу: Ульяновская область, Теренгульский район, ст.Молвино, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости в сумме 6665580 руб.
Определением суда от 07.11.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Ульяновской области (далее Правительство Ульяновской области, 1-е третье лицо).
Определением от 21.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Тереньгульский район" Ульяновской области в лице муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Тереньгульский район" Ульяновской области" (далее Комитет, 2-е третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.02.2013 исковые требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции установил кадастровую стоимость земельного участка кадастровый номер 73:18:012802:2 площадью 38000 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Теренгульский район, ст.Молвино, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в сумме 6665580 руб. и обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ульяновской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 73:18:012802:2 площадью 38000 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Теренгульский район, ст.Молвино, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости в сумме 6665580 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости. Согласно экспертному заключению ЗАО "Многопрофильный деловой центр" N с6456-4 от 13.06.2012 рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 73:18:012802:2 площадью 38000 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Теренгульский район, ст.Молвино, по состоянию на 01.01.2011 составляет 6665580 руб. Данное заключение получило положительную оценку НП "Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки". Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца в части установления кадастровой стоимости земельного в размере его рыночной стоимости и обязания ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ульяновской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции, исходя из того, что Комиссия действует в соответствии с порядком, установленным приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", согласно которому решение Комиссии по всем вопросам принимается единогласно, и Комиссией рассмотрено заявление истца N 709 от 24.08.2012 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 73:18:012802:2, однако единогласие членов комиссии по данному вопросу не достигнуто и решение не принято, пришел к выводу, что бездействие Комиссии в данном случае отсутствует. Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Комиссии, выразившегося в непринятии решения по заявлению истца о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012 в сумме 15142084 руб. 81 коп. путем ее определения в размере рыночной стоимости земельного участка в сумме 6665580 руб.
Истец с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия Комиссии не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Комиссии, выразившегося в непринятии решения по заявлению истца N 709 от 24.08.2012 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 73:18:012802:2, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012 в сумме 15142084 руб. 81 коп., путем ее определения в размере рыночной стоимости земельного участка в сумме 6665580 руб. и удовлетворить данное требование.
Истец считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим отмене, так как в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. При этом истец исходит из того, что предметом оспаривания является не бездействие Комиссии по рассмотрению его заявления как таковое (им не оспаривается, что заявление рассматривалось комиссией в установленном законом порядке), а именно незаконность бездействия, выразившегося в непринятии Комиссией решения по заявлению, поскольку именно такое бездействие не соответствует закону и нарушает права истца в области предпринимательской деятельности. Отсутствие в действующем законодательстве норм, регламентирующих рассмотрение документов комиссией в случае, когда комиссия не может прийти к единогласному мнению с целью принятия решения, никоим образом не должна приводить к действиям комиссии, не соответствующим закону, и нарушать права и интересы заявителя.
Истец считает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии бездействия Комиссии свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права, а именно, неправильном истолковании закона, что в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Представитель истца пояснил, что не возражает против проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
1-й ответчик - Управление Росреестра по Ульяновской области, в отзыве на апелляционную жалобу истца с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и просил оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель 1-го ответчика доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал и просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Представитель ответчика пояснил, что не возражает против проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой истцом части.
2-й ответчик - Комиссия, отзыв на апелляционную жалобу истца не представил, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания 2-й ответчик извещен надлежащим образом.
3-й ответчик - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ульяновской области, отзыв на апелляционную жалобу истца не представил, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания 3-й ответчик извещен надлежащим образом.
1-е третье лицо - Правительство Ульяновской области, отзыв на апелляционную жалобу истца не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
2-е третье лицо - Комитет, отзыв на апелляционную жалобу истца не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Комиссии, выразившегося в непринятии решения по заявлению истца N 709 от 24.08.2012 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 73:18:012802:2, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012 в сумме 15142084 руб. 81 коп., путем ее определения в размере рыночной стоимости земельного участка в сумме 6665580 руб.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, отзыве 1-го ответчика на апелляционную жалобу, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей истца и 1-го ответчика, арбитражный апелляционный суд установил.
ООО "Ульяновск-Терминал" принадлежат на праве аренды земельный участок кадастровый номер 73:18:012802:2 площадью 38000 кв.м., расположенный по адресу: Ульяновская область, Теренгульский район, ст.Молвино (т.1 л.д.16-22).
Земельный участок кадастровый номер 73:18:012802:2 площадью 38000 кв.м., расположенный по адресу: Ульяновская область, Теренгульский район, ст.Молвино, поставлен на кадастровый учет 30.03.1999 (т.1 л.д.25-27).
Постановлением Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011. Согласно приложению N 18 к указанному постановлению Правительства Ульяновской области кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 73:18:012802:2 площадью 38000 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Теренгульский район, ст.Молвино, составляет 15142084 руб. 81 коп.
Согласно отчету об оценке земельного участка N с6456, составленному 13.06.2011 оценщиком Федоровым Е.В. закрытого акционерного общества "Многопрофильный деловой центр", рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 73:18:012802:2 площадью 38000 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Теренгульский район, ст.Молвино, по состоянию на 01.01.2011 составляет 6665580 руб. (т.1 л.д.28-82).
Как следует из экспертного заключения N 82-НП/12-04 от 29.06.2012 некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация Ассоциации российских магистров оценки", членом которой является оценщик Федоров Е.В., составленный им отчет об оценке земельного участка соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности (т.1 л.д.83-89).
Истец, руководствуясь статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", 24.08.2012 обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка кадастровый номер 73:18:012802:2 площадью 38000 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Теренгульский район, ст.Молвино, и определении кадастровой стоимости данного земельного участка в размере его рыночной стоимости (т.1 л.д.23).
Заявление истца рассмотрено на заседании Комиссии 17.09.2012. Как следует из выписки из протокола заседания Комиссии N 23 от 17.09.2012 за установление кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 73:18:012802:2 площадью 38000 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Теренгульский район, ст.Молвино, в размере его рыночной стоимости проголосовали трое из присутствующих на заседании четырех членов Комиссии, один член комиссии проголосовал против и в соответствии с пунктом 12 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", решение по данному вопросу не принято (т.2 л.д.43).
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.06.2012 регистрационный номер 24426.
Согласно пункту 12 указанного Порядка решение комиссии по всем вопросам принимается единогласно. Голосование проводится открыто.
Комиссия, рассмотрев вопрос об установлении кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 73:18:012802:2 площадью 38000 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Теренгульский район, ст.Молвино, в размере его рыночной стоимости, не приняла решение, так как членами комиссии не достигнуто единогласие по данному вопросу.
Непринятие Комиссией решения по данному вопросу не может быть признано незаконным бездействием органа, осуществляющего публичные полномочия, так как действующие законы и иные нормативные правовые акты не предусматривают возможность принятия решения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при недостижении единогласия членов комиссии.
Следовательно, непринятие Комиссией решения по вопросу об установлении кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 73:18:012802:2 площадью 38000 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Теренгульский район, ст.Молвино, в размере его рыночной стоимости не противоречит Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263, и требование истца о признании незаконным бездействия Комиссии, выразившегося в непринятии решения по данному вопросу, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что решение в обжалуемой истцом части принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.110,268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20 февраля 2012 года по делу N А72-10068/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ульяновск Терминал" - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе отнести на заявителя жалобы.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.В.Карпов |
Судьи |
Н.А.Селиверстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10068/2012
Истец: ООО "Ульяновск-терминал"
Ответчик: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федералльной службы регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографиии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области
Третье лицо: МО "Тереньгульский район" Ульяновской области в лице МО "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО "Тереньгульский район" Ульяновской области, МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования Тереньгульский район, Правительство Ульяновской области