г. Самара |
|
05 марта 2013 г. |
Дело N А65-18287/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Желтышевым А.И.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2012 года по делу N А65-18287/2012 (судья Нафиев И.Ф.) по заявлению открытого акционерного общества "Татнефть" им. В.Д. Шашина (ОГРН 1021601623702, ИНН 1644003838), г. Альметьевск, к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, о признании недействительным решения от 16.06.2012 N40-вз,
установил:
открытое акционерное общество "Татнефть" им. В.Д. Шашина (далее - ОАО "Татнефть им. В.Д. Шашина", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан) от 16.06.2012 N 40-вз в части доначисления страховых взносов за 2010 год в сумме 107 264,66 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.12.2012 по делу N А65-18287/2012 удовлетворены заявленные требования общества.
Не согласившись с принятым решением суда, ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан считает, что обществом необоснованно не включены в базу для начисления страховых взносов суммы невозвращенного долга по договорам купли-продажи и договорам беспроцентного целевого займа.
По мнению ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан, в случае прекращения обязательств по возврату денежных средств указанные суммы в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ являются объектом обложения страховыми взносами. Судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о том, что локальные нормативные акты ОАО "Татнефть им. В.Д. Шашина" не являются актами, регулирующими трудовые отношения с его работниками. Судом не принят во внимание тот факт, что именно указанными локальными нормативными актами предусмотрен порядок выдачи и погашения ссуды работниками, таблица определения льгот, представленных работникам и т.д. ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан несогласно с выводами суда о том, что предметом договоров купли-продажи и беспроцентного целевого займа является переход права собственности, прекращение обязательств путем прощения долга является дарением, соответственно данные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.
Также ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан указывает на необоснованную ссылку суда первой инстанции на то, что письма Минздравсоцразвития РФ носят лишь рекомендательный характер.
ОАО "Татнефть им. В.Д. Шашина" в отзыве обжалуемый судебный акт считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, ОАО "Татнефть им. В.Д. Шашина" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено материалами дела, специалистами филиала N 10 ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан была проведена выездная проверка ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина по поводу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов. По результатам проведенной проверки 14.05.2012 был составлен акт выездной проверки N 48-вз.
По результатам рассмотрения указанного акта проверки директором филиала N 10 ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан было вынесено решение от 07.06.2012 N 40-вз о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с указанным решением ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде начисления штрафа в размере 21 515,99 руб., начислены пени в сумме 7 621,78 руб., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 107 579,95 руб.
Не согласившись с решением, ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части доначисления страховых взносов за 2010 год в сумме 107 264,66 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа.
Удовлетворяя заявленные требования ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина, суд первой инстанции руководствовался статьями 5, 7, 8, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьями 415, 431, 549, 572, 807 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что решение ответчика от 07.06.2012 N 40-вз в части доначисления страховых взносов за 2010 год в сумме 107 264,66 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафов является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные обязательного медицинского страхования".
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина является плательщиком страховых взносов.
В части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ указано, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (часть 3 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
На основании приведенных выше норм права объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках исполнения трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В ходе проведенной проверки специалистами филиала N 10 ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан установлено, что работникам НГДУ "Альметьевнефть" в соответствии с Положением о выделении ссудных средств на строительство индивидуального жилья и долевое участие в строительстве жилья генеральным директором ОАО "Татнефть" Ш.Ф. Тахаутдиновым 20.03.2001 была представлена беспроцентная ссуда на приобретение жилья всего на общую сумму 5 932 427,04 руб., в том числе: 2 099 774,84 руб.- работникам доходы, которых превысили предельную величину 415 000 руб.; 133 870,8 руб.- физическим лицам, с которыми трудовые договора расторгнуты.
Выдача беспроцентного займа работникам НГДУ "Альметьевнефть" производилась по договорам о выделении беспроцентной ссуды.
После исполнения работниками НГДУ "Альметьевнефть" определенных в вышеназванных Положениях обязательств в течение 2010 года на основании приказов и в соответствии с временным Положением "О порядке реализации жилья, принадлежащего ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина на праве собственности" от 29.04.2003 года, учитывая стаж работы работников, произведено списание оставшейся части ссуды на приобретение жилья за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов на прибыль.
По мнению филиала N 10 ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан, в случае прекращения обязательств по возврату работником денежных средств по договору ссуды сумма невозвращенного долга подлежит обложению страховыми взносами согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ как выплата, произведенная в пользу работников по трудовым договорам. Суммы невозвращенного долга в размере 3 698 781,31 руб. следовало включить в объект обложения страховыми взносами, так как данные выплаты не предусмотрены статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ. Сумма недоначисленных страховых взносов составляют 107 264,66 руб.
Между тем из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что при определении базы для обложения страховыми взносами учитываются выплаты, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Однако какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что выплаты работникам по договорам займа произведены в рамках указанных отношений, в материалы дела не представлены.
Исследовав указанные договора, суд первой инстанции правомерно установил, что из их содержания не усматривается оснований для соотнесения их с трудовыми договорами либо для признания наличия в них обязанностей сторон, предполагающих выполнение одной стороной за плату каких-либо работ или оказание услуг. Обязательства сторон по вышеуказанным договорам не поставлены в зависимость от исполнения работником своей трудовой функции.
Как правильно указал суд первой инстанции, трудовые договоры, заключенные обществом с работниками, не содержат обязательств заявителя предоставить работникам беспроцентный целевой заем либо заключить с ними договор купли-продажи жилья с рассрочкой платежа. В трудовых договорах также отсутствует обязанность заключить соглашение о прощении части долга по спорным договорам.
В связи с этим суд первой инстанции пришел обоснованному выводу о том, что трудовые договоры, заключенные заявителем с работниками, не содержат такой вид социально-бытовых гарантий для работников, как обеспечение жильем за счет средств работодателя.
Пункт 1 Временного положения о порядке реализации жилья, принадлежащего ОАО "Татнефть", утвержденного на заседании Совета директоров общества 29.04.2003, устанавливает общие правила реализации жилого фонда заявителя.
Согласно пункту 2 раздела II данного положения, реализация жилья производится работникам, пенсионерам общества, гражданам, не являющимся работниками общества и юридическим лицам.
Положение о выделении ссудных средств на строительство индивидуального жилья и долевое участие в строительстве жилья (с иными юридическими лицами, ведущими жилищное строительство), утвержденное генеральным директором общества 20.03.2001, разработано с целью обеспечения благоустроенным жильем работников общества, а также единообразного решения вопросов, касающихся предоставления ссуды на строительство жилья в структурных подразделениях общества.
Из анализа указанного Положения следует, что вопрос о выделении ссуды работнику не ставится в зависимость от качества выполнения им своей трудовой функции и не зависит от каких-либо иных особенностей труда работника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Следовательно, по смыслу части 3 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ денежные средства, переданные организацией своим работникам по договору займа, не относятся к объекту обложения страховыми взносами.
Таким образом, денежные средства, выплаченные работнику в качестве ссуды, не могут расцениваться в качестве вознаграждения за труд, равно как и после прекращения обязательств по возврату ссуды путем прощения долга.
В связи с этим у филиала N 10 ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан отсутствовали правовые основания для доначисления по результатам проверки обществу к уплате недоимки по страховым взносам в сумме 107 264,66 руб. за 2010 года, а также соответствующих сумм пеней и штрафа.
Ссылка ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан на разъяснения, изложенные в письмах Минздравсоцразвития РФ от 21.05.2010 N 1283-19 и от 17.05.2010 N 1212-19, отклоняется в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (пункт 11 раздела II указанных Правил).
В соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Письма Минздравсоцразвития, на которые ссылается ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан, не являются нормативными актами актам федеральных органов исполнительной власти, поскольку не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, обязательную для нормативных правовых актов.
Следовательно, рекомендации и разъяснения не могут служить основанием для привлечения к ответственности, так как позиция, изложенная в указанных документах, не носит обязательный нормативный характер.
С учетом изложенного суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, правомерно удовлетворил заявленные обществом требования, признав недействительным в части решение филиала N 10 ГУ РО ФСС России по Республике Татарстан от 07.06.2012 N 40вз о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2012 года по делу N А65-18287/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18287/2012
Истец: ОАО "Татнефть им.В.Д.Шашина", г. Альметьевск
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань