город Самара |
|
10 апреля 2013 г. |
Дело N А55-27678/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Балашевой В.Т., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания Сагдеевой Ю.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2013 по делу N А55-27678/2012 (судья Хмелев С.П.)
по иску открытого акционерного общества "Оборонэнерго", г. Москва,
к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго", г.Самара,
с привлечением третьего лица - открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт", г.Самара,
о взыскании 14 515 141 руб. 09 коп.,
с участием:
от истца - Татаринов В.С., доверенность от 28.12.2012 г.,
от ответчика - Мешканова Е.А., доверенность от 29.12.2012 г.,
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала "Приволжский" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго" о взыскании 14 515 141 руб.09 коп., из них: 14 409 471 руб. 63 коп.- стоимости фактически оказанных услуг по передаче электроэнергии в феврале-апреле 2011 года, 105 669 руб. 46 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 24.07.2012. по 27.08.2012.
Решением суда первой инстанции от 28.01.2013 г. с открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" в пользу открытого акционерного общества "Оборонэнерго" взыскано 14 515 141 руб.09 коп., из них: 14 409 471 руб. 63 коп.- стоимости фактически оказанных услуг по передаче электроэнергии в феврале-апреле 2011 года, 105 669 руб. 46 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 24.07.2012. по 27.08.2012, а также расходы по госпошлине - 95 575 руб. 71 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Самараэнерго" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2013 г., отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что вывод суд первой инстанции о том, что истцом в феврале-апреле 2011 года фактически оказаны услуги по передаче электрической энергии ОАО "Оборонэнергосбыт" является ошибочным и опровергается материалами дела. Заявитель полагает, что обязательство по поставке электроэнергии, принадлежащей ОАО "Оборонэнергосбыт", до конечных потребителей лежит на ОАО "Оборонэнергосбыт", а не на ОАО "Самараэнерго".
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечило.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии третьего лица.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал жалобу по доводам в ней изложенным.
Представитель истца считал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с Приказом Министра Обороны Российской Федерации N 1446 от 23.12.2009 "Об условиях приватизации федерального государственного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морскою Флота" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУП "28 ЭС ВМФ" МО РФ преобразовано в Открытое акционерное общество "28 Электрическая сеть" (правопредшественник ОАО "Оборонэнерго"). Имущество, закреплённое за ФГУП "28 ЭС ВМФ" было передано Открытому акционерному обществу "28 Электрическая сеть" в соответствии с передаточным актом.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) N 410-Э от 27.08.2010 "О включении организаций в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется регулирование и контроль", ОАО "28 ЭС" (правопредшественник ОАО "Оборонэнерго") включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль в разделе "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 77.1.33.
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 27.12.2010 г. N 81 на 2011 год, на территории Самарской области определена котловая схема расчетов за услуги по передаче электрической энергии (мощности) (схема - котел "снизу"), установлены "единые котловые" тарифы на передачу.электрической энергии по электрическим сетям.
ОАО "28 ЭС" (правопредшественник ОАО "Оборонэнерго") определено в качестве - "котлодержателя ".
В соответствии с п.7 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109), на розничных рынках электрической энергии в отношении организации, которая в порядке правопреемства приобретает в текущем периоде регулирования права и обязанности территориальной сетевой организации, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, применяются тарифы, установленные для реорганизованной территориальной сетевой организации, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, без открытия дела об установлении тарифов, до утверждения для указанной организации тарифов в установленном порядке.
Внеочередным общим собранием акционеров ОАО "28 ЭС" (протокол от "08" июня 2011 N 2) было принято решение о реорганизации ОАО "28 ЭС" в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго".
"31" августа 2011 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица - ОАО "28 ЭС" путем реорганизации в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго", что подтверждается Свидетельством Федеральной налоговой службы серии 77 N 012108532.
В соответствии с п.2 ст.8, п.2 ст.218 ГК РФ, п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г., право собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации возникает - с момента завершения реорганизации юридического лица.
Т.е. все имущество, права и обязательства ОАО "28 ЭС" перешли к ОАО "Оборонэнерго" в порядке универсального правопреемства.
Между истцом и ответчиком заключён договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 0012У от 01.01.11 в соответствии с условиями которого исполнитель (истец) обязуется оказывать заказчику (ответчику) услуги по передаче электрической энергии и мощности до точек поставки электроэнергии потребителей заказчика (ответчика) с которыми заказчиком заключены договоры энергоснабжения и технологически присоединёнными к электрическим сетям исполнителя (истца) путём осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик (ответчик) обязуется оплачивать оказанные исполнителем (истцом) услуги. (том 2 л.д. 73-149).
В целях урегулирования договорных отношений истец направлял в адрес ответчика дополнительное соглашение N 4 от 02.08.11, N 6 от 12.09.11 в которые были включены точки поставки ОАО "Оборонэнергосбыт". Ответчик данные дополнительные соглашения не подписал.
Истец указывает на то, что несмотря на отсутствие в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии N 0012У точек поставки определённых договорами энергоснабжения N 0030э, N 2455э, N 3040э, N 8380э, N 1000э, N 2464э, N 0862э между ОАО "Оборонэнергосбыт" и ОАО "Самараэнерго", им была в феврале 2011 года оказана услуга по передаче электрической энергии в объёме 1 845 863 кВт.ч. стоимостью 5 073 573 руб. 04 коп., в марте - 1 936 062 кВт.ч. стоимостью 5 549 434 руб. 55 коп., в апреле - 1 404 092 кВт.ч. стоимостью 3 786 464 руб. 04 коп.
В подтверждение оказанных услуг истец представил акты первичного учёта электрической энергии за февраль, март и апрель 2011 года подписанные со стороны конечного потребителя, сводную ведомость количества электроэнергии, потреблённую ОАО "Оборонэнергосбыт".
Неоплата оказанных истцом ответчику услуг по передаче электрической энергии в размере 14 409 471 руб. 63 коп. послужила основанием для подачи настоящего иска.
Приказом ФСТ от 21.02.12 N 104-э истец включён в реестр субъектов естественных монополий в топливно - энергетическом комплексе, в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и тепловой энергии" под регистрационным номером N 77.1.78. Соответственно является территориальной сетевой организацией.
Согласно пункту 42 Правил N 861 при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Во исполнение указанного положения Федеральной службой по тарифам разработаны изменения и дополнения в Методические указания по расчету тарифов на электрическую (тепловую) энергию N 20-э/2, которые определяют порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Указанные изменения и дополнения утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам от 31.07.2007 N 138-э/6.
Согласно этому Приказу на 2008 год и последующие годы во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии.
При этом в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки обеспечивается перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с названными Методическими указаниями.
Таким образом, при "котловом методе" на территории субъекта Российской Федерации устанавливается единый (дифференцированный по группам потребителей) тариф на услуги по передаче электрической энергии. Покупатели и продавцы электрической энергии оплачивают услуги по передаче электрической энергии на основании указанного единого тарифа, независимо от того, через какие сети осуществлялась передача электрической энергии и сколько сетевых организаций участвовало в оказании услуги.
Приказом управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 27.12.10. N 81 на 2011 год, на территории Самарской области определена котловая схема расчётов за услуги по передаче электрической энергии (мощности) - "Котёл снизу" и установлены единые котловые тарифы на передачу электрической энергии по электрическим сетям Самарской области.
Приказом управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.04.11 N 27 "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Самарской области Приказ от 27.12.10. N 81 утратил силу.
В соответствии с указанной котловой схемой, истец является "держателем котла" то есть непосредственным получателем средств от ОАО "Самараэнерго", осуществляющего приобретение электрической для последующей её продажи потребителям.
В соответствии с пунктом 11 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие заключенного покупателем и продавцом электрической энергии договора купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Материалами дела подтверждается, что между ответчиком и третьим лицом заключёны договора энергоснабжения N 0030э, N 1000э, N 2455э, N 3040э, N 8380э, N 2464э, N 0862э в соответствии с условиями которых ответчик обязался обеспечить поставку электрической энергии третьему лицу в объёмах, указанных в приложениях N 1 к договорам (п.2.21).
Согласно пунктам 5 и 6 Основных положений, гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.
Обязанность по урегулированию отношений по передаче электрической энергии в точках поставки в отношении потребителя лежит на гарантирующем поставщике.
Пункт 108 Основных положений устанавливает, что плата за услуги по передаче электрической энергии включена в размер стоимости электрической энергии. Соответственно ответчик получает от третьего лица плату за услуги по передаче электрической энергии.
Из писем смежных сетевых организаций следует, что точки поставки по ОАО "Оборонэнергосбыт" у них отсутствуют, соответственно потребитель подключён только к сетям истца.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Стороны не лишены возможности установить расчётный способ определения стоимости оказанных услуг. Третьим лицом и истцом была согласованна схема расчётов объёмов потребления электрической энергии с использованием норматива потерь, утверждённого приказом Минэнерго России N 351 от 04.08.10. Из анализа положений п.п.50-54 Правил N 861, п.п.120-121 Основных положений, п.п.3,4 Приказа Минпромэнерго N 267 от 04.10.05 следует, что общий объём фактических потерь включает в себя нормативные потери электроэнергии.
Алгоритм расчёта согласованный сторонами соответствует п.п. 143,144,145 Основных положений. При расчёте истцом применён тариф по уровню напряжения НН, установленный, Приказом управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.04.11 N 27 "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Самарской области" (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2,6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов").
Из актов разграничения балансовой принадлежности сетей следует, что конечные потребители получают электрическую энергию по уровню напряжения 0,4 кВ, что в соответствии с Пунктом 44 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.04 N 20-э/2 является низким уровнем напряжения.
В нарушении ст. 9,65 АПК РФ ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период конечным потребителям фактически поставлялась электроэнергия среднего, высокого, а не низкого напряжения, а также того, что примененный истцом тариф был отменен, изменен или признан недействующим по заявлениям заинтересованных лиц.
Данные выводы соответствуют судебной практике Высшего Арбитражного суда РФ по делам N ВАС-8538/10 от 07.07.2010, N 13851/09 от 16.02.2010., а также позиции ФАС Поволжского округа по делу N А55-10709/2011.
Анализируя установленные обстоятельства, на основании вышеприведенных норм и в соответствии со ст.ст. 309, 310, 779, 781, 1102, 1105 ГК РФ, судебная коллегия делает вывод об обоснованности заявленных исковых требований.
Истец, начислил проценты за пользование чужими денежными средствами исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России за каждый день просрочки исполнения обязательства, что за период с 24.07.2012. по 27.08.2012 составило сумму 105 669 руб. 46 коп.
Основанием ответственности по денежному обязательству является сам факт нарушения этого обязательства, выразившийся в неоплате денежных средств в установленные договором сроки.
В соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Проверенный расчет, является верным и следовательно, данные требования также подлежат удовлетворению.
Вопреки доводам жалобы, правовая позиция, изложенная выше, подтверждается правоприменительной практикой ( Постановление ФАС ПО от 31 января 2013 года по делу N 55-8233/2012).
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2013 по делу N А55-27678/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-27678/2012
Истец: ОАО "Оборонэнерго", ОАО "Оборонэнерго" филиал "Приволжский" ОАО "Оборонэнерго"
Ответчик: ОАО энергетики и электрификации "Самараэнерго"
Третье лицо: ОАО "Оборонэнергосбыт", филиал "Приволжский" ОАО "Оборонэнергосбыт"