г. Москва |
|
04 апреля 2013 г. |
Дело N А40-59077/12-42-259 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
судей: Банина И.Н., Сазоновой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Очтовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов РФ и Открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2012 г.
по делу N А40-59077/12-42-259, принятое судьей Красниковой И.Э.,
по иску Открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс"
(ОГРН 102350087003)
к ответчикам: 1. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636); 2. Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области (ОГРН 1023500901654)
о взыскании убытков,
при участии представителей
истца: Жуков Д.И. по доверенности от 09.01.2013 г.
ответчика: от Министерства финансов Российской Федерации - Филатов О.С. по доверенности от 25.12.2012 г. N 01-10-08/109;
от Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области - Колесниченко Н.С. по доверенности от 09.01.2013 г. N 18-14/72-юр.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Вологдаэлектротранс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ убытков в размере 9 335 711 руб. 34 коп., а также взыскании с Вологодской области в лице Департамента финансов по Вологодской области убытков в размере 49 181 866 руб. 83 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2012 г. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс" взыскано 9.335.711 рублей 34 копейки убытков.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с Вологодской области в лице Департамента финансов Российской Федерации за счет казны Вологодской области убытков размере 49.181.866 рублей 83 копейки отказано.
С Открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина 200.000 рублей.
На указанное решение суда Минфином РФ, ОАО "Вологдаэлектротранс" поданы апелляционные жалобы, в которых заявители просят решение суда отменить каждый в своей части.
В обоснование жалобы заявители ссылаются на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представители доводы апелляционных жалоб поддержали.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.
Иск заявлен о взыскании убытков в связи с перевозкой в 2010 г. отдельных категорий граждан, включенных в федеральный регистр льготников, на троллейбусном транспорте истца на основании единых именных льготных месячных проездных билетов, введенных в действие законом Вологодской области от 10.12.2007 г. N 1704-ОЗ.
Выплаченная истцу из бюджета сумма возмещения не покрыла в полном объеме имущественную потерю истца, представляющую собой сумму не полученной от потребителей - федеральных льготников, провозной платы.
Руководствуясь пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми при удовлетворении требований к публично-правовым образованиям взыскание денежных средств осуществляется за счет соответствующей казны, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования к РФ.
Удовлетворяя исковое требование во взыскиваемом размере, суд первой инстанции исходил из того, что согласно законодательству о федеральном бюджете на соответствующий год главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта, является Министерство финансов Российской Федерации.
Предприятие является коммерческой организацией, основной целью и предметом деятельности которого являются перевозки пассажиров городским электротранспортом (троллейбусами) и получение прибыли.
В вышеуказанном периоде оно осуществляло льготную перевозку отдельных категорий граждан, включенных в федеральный регистр.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 3, 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предъявленные предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженной в Постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10, от 26.04.2011 N 17828/10, под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата; наличие либо отсутствие договора не лишает транспортную организацию права требовать полного возмещения расходов в соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса РФ; ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте РФ, способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода; при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения федерального и регионального регистра льготников; финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством РФ; согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Размер понесенных истцом расходов основан на показателях транспортной работы, подтвержденных документами уполномоченных органов.
Суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований к Вологодской области в лице Департамента финансов Российской Федерации, поскольку Департамент финансов Вологодской области свои обязательства по финансированию указанных категорий льгот в 2010 году исполнил надлежащим образом.
В 2008 году порядок финансирования равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан был закреплен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 802 "Об утверждении правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации". Согласно ст. 1. Правил, "Настоящие Правила определяют порядок предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В реализацию данной нормы на территории Вологодской области принят закон от 10.12.2007 N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области", устанавливающий правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки в целях обеспечения транспортного обслуживания отдельных категорий граждан на территории области.
Во исполнение закона N 1704-ОЗ на территории области было принято Постановление Правительства области от 30.01.2008 N 138, регламентирующее процедуру предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, а также порядок предоставления и расходования средств на реализацию закона N 1704-ОЗ.
В соответствии с Постановлением Правительства области от 30.01.2008 N 138, меры социальной поддержки при проезде на транспорте отдельных категорий граждан, предоставляются в виде права на приобретение по месту жительства единого именного льготного месячного проездного билета для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования внутрирайонных маршрутов.
Постановлением Правительства области от 30.01.2008 N 138 утвержден порядок определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по единому льготному месячному проездному билету.
Размер убытков, определенный истцом расчетным путем с использованием различных показателей, документально не подтвержден.
Поскольку на территории Вологодской области порядок был определен, то расчет истца не подлежит применению.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы истца необоснованны.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные по делу доказательства размера расходов и правильно применил нормы материального права.
Однако, взыскивая с Открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200.000 рублей, суд первой инстанции не учел положения абзаца 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку исковые требования, удовлетворены частично в размере 9.335.711 руб. 34 коп., то с истца следует взыскать госпошлину в размере 168.100 руб.
В соответствии со статьями 266 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2012 г. по делу N А40-59077/12-42-259 изменить в части взыскания государственной пошлины по иску.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс" (ОГРН 102350087003) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 168.092 (сто шестьдесят восемь тысяч девяносто два) рубля 63 копейки.
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2012 г. по делу N А40-59077/12-42-259 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Министерства финансов РФ и Открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
И.Н. Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59077/2012
Истец: ОАО "Вологдаэлектротранс"
Ответчик: Вологодаская область в лице Департамента Вологодской области, Департамент финансов Вологодской обл., Министерство Финансов РФ, Российская Федерация в лице Министрерства финансов РФ