г. Пермь |
|
07 мая 2013 г. |
Дело N А60-46839/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю. В.,
судей Дюкина В.Ю., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Глушенковой С.А.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Компания Гамма-2000" (ОГРН 1026602323681, ИНН 6658113163) - Втехин А.В. (доверенность от 17.04.2013),
от ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области - Ахметзянова А.А. (доверенность от 24.01.2013),
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 февраля 2013 года
по делу N А60-46839/2012,
принятое судьей Григорьевой С.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Компания Гамма-2000"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области,
третьи лица: Правительство Свердловской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району, Инспекция Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району,
об исправлении кадастровой ошибки,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания Гамма - 2000" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - кадастровая палата) об исправлении кадастровой ошибки в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507082:1, и установления кадастровой стоимости земельного участка в размере 3 120 135 руб.04 коп. с 01.01.2009.
Судом в соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Свердловской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району, Инспекция Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление Росреестра и кадастровая палата направили апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить в удовлетворении исковых требований отказать.
Управление Росреестра в жалобе указывает, что требование об исправлении кадастровой ошибки, допущенной оценщиком, и отраженной в Постановлении Правительства Свердловской области N 1347-ПП было рассмотрено Арбитражным судом Свердловской области в рамках дела NА60-32269/2012. В соответствии с решением суда основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований явилось отсутствие возможности исправления кадастровой ошибки ответчиками в предусмотренном законом порядке. Ссылаясь на ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывает, что обжалуемое решением вынесено по спору между одними и теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Считает, что на основании п. 2 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу следовало прекратить.
Кадастровая палата в жалобе указывает, что экономические характеристики спорного земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507082:1 были внесены в государственный кадастр недвижимости в точном соответствии с постановлением Правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19.12.2008, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка составила 78 646 201 руб. 92 коп. Кроме того указывает, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком, так как полномочия органа кадастрового учета были возложены на Управление Росреестра. Кроме того указывает на несогласие с выводом суда о необходимости исправления кадастровой ошибки. Ошибка, которую просит устранить общество, допущена в постановлении Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП и должна быть исправлена путем внесения изменений в данное постановление. Кроме того указывает, что обжалуемое решение суда является не исполнимым, поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507082:1 от 19.12.2008 являются "архивными", а исправления или изменения в "архивные" сведения в государственный кадастр недвижимости внесены быть не могут. Ссылаясь на положения части 1 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ, согласно которой ведение государственного кадастрового учета осуществляется, в том числе, на основе принципа непрерывности актуализации содержащихся в ГКН записей, апеллянт полагает, что внесение в государственный кадастр неактуальных записей противоречит нормам материального права. Также, по мнению заявителя жалобы, истец выбрал ненадлежащий способ правовой защиты, а поскольку исправление данной кадастровой ошибки необходимо истцу для перерасчета земельного налога, кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком.
Представитель истца в судебном заседании просил оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Третьи лица письменные отзывы на апелляционные жалобы не направили, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, спорный земельный участок является ранее учтенным, сведения о нем переданы в составе перечня к инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков, утвержденного начальником Территориального отдела N 15 от 01.04.2005.
В соответствии с инвентаризационной описью в государственный кадастр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 66:41:0507082:1 внесены следующие сведения: площадь 15136 кв.м, категория земель - земли поселений, разрешенное использование - участки под инженерными сетями, принадлежит на праве собственности обществу "Компания Гамма-2000", дата и номер регистрации права: 12.03.2001 N 66-01/01-256/2000-12.
Согласно акту определения кадастровой стоимости от 20.07.2005 кадастровая стоимость земельного участка, определенная на основании постановления Правительства Свердловской области от 26.11.2002 N 1370-ПП, составляла 4 080 816 руб. 96 коп.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, и кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 78 646 201 руб. 92 коп.
Заявитель 10.06.2010 обратился в Управление Росреестра с заявлением о разъяснении увеличения кадастровой стоимости земельного участка.
Ответом от 16.06.2010 N 29-13/89/25131 Управление Росреестра сообщило заявителю, что стоимость в размере 78 646 201 руб.92 коп. внесена в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного воздействия в связи с вступившем в силу Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП. При проверке сведений выявлена кадастровая ошибка в определении группы вида разрешенного использования, допущенная исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земельных участков - Екатеринбургским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля", земельный участок ошибочно отнесен в 9 группу видов разрешенного использования. Также сообщено о том, что сведения будут направлены исполнителю работ, уточненные сведения будут представлены в Правительство Свердловской области для внесения изменений в Постановление N 1347-ПП; после чего уточненные сведения будут внесены в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровой палатой на основании письма Управления Росреестра 23.11.2010 вынесено решение N 5418 о необходимости устранения кадастровой ошибки.
Управлением Росреестра по Свердловской области проведены действия по подготовке внесения изменений в Постановление N 1347-ПП, а именно, после проведения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по устранению ошибок в расчетах кадастровой стоимости (земельный участок заявителя отнесен к 13 группе видов разрешенного использования), в Министерство экономики Свердловской области направлен проект постановления; в Правительство Свердловской области также представлен проект постановления, однако нормативный правовой акт о внесении изменений в Постановление N 1347-ПП принят не был.
Ссылаясь на то, что имевшая место кадастровая ошибка не устранена, общество, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей истца и ответчика, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение не подлежит отмене ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 3 Закона о кадастре установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Закона о кадастре предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
На основании ч. 3 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в п. 7, 10-17 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В силу п. 11 ч. 2 ст. 7 указанного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (пункты 2, 3 Правил). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области и кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере 78 646 201 руб. 92 коп.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что при проверке сведений выявлена кадастровая ошибка в определении группы вида разрешенного использования, допущенная исполнителем работ по определению кадастровой стоимости земельных участков - Екатеринбургским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля", земельный участок ошибочно отнесен в 9 группу видов разрешенного использования (земельные участки предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально - технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) вместо 13 группы.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 данного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно ч. 5 ст. 28 названного Закона орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном ч. 4 данной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 названного Кодекса.
С учетом того, что вследствие ошибки у истца возникают негативные последствия в виде увеличения налогооблагаемой базы для исчисления земельного налога, что влечет за собой доначисления налоговым органом налога за период с 2009 по 2011, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявленные требования общества являются правомерными и обоснованными.
Указание Росреестра на то, что производство по настоящему делу подлежит прекращению ввиду наличия судебного акта по спору между теми же лицами о том же предмете, является несостоятельным, поскольку в рамках дела N А60-32269/2012 оспаривалось бездействие органов кадастрового учета по неисправлению кадастровой ошибки в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В рамках настоящего дела в порядке искового производства рассматривается требование об устранение кадастровой ошибки, влекущей изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Довод заявителя жалобы о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, апелляционным судом рассмотрен и отклонен, поскольку в полномочия кадастровой палаты входит ведение государственного кадастра, кадастровому учету недвижимого имущества, предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр, а также исправление кадастровой либо технической ошибки в сведения государственного кадастра в силу ст. 28 Закона о кадастре.
Ссылка кадастровой палаты на то, что ею не было допущено ошибок, а ошибочные сведения внесенные в кадастр на основании ошибочных сведений, имеющихся в постановлении Правительства Свердловской области, могут быть устранены только путем внесения изменений в соответствующее постановление, является несостоятельной, так как исправление ошибки возможно и на основании решения суда.
Принимая во внимание выполнение ответчиками всех действий, предусмотренных действующим законодательством при возникновении кадастровой ошибки, которая в настоящее время не может быть исправлена ни путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, ни путем внесения изменений в постановление Правительства Свердловской области от 26.11.2002 N 1370-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" в силу утраты им своей силы, и с учетом того, что нарушенное право должно быть восстановлено, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции законным.
Ссылка кадастровой палаты на то, что внесение в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений с 2009 года не соответствует ч. 1 ст. 4 Закона о кадастре, рассмотрена апелляционным судом и отклонена, так как решение суда не противоречит принципу непрерывной актуализации сведений государственного кадастра недвижимости, поскольку оно направлено на исправление ошибки, имевшей место в течение прошлого периода времени, и не затрагивает правоотношений, выходящих за рамки этого периода.
Судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда от 18.02.2013 отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 февраля 2013 года по делу N А60-46839/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В.Скромова |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46839/2012
Истец: ООО "Компания Гамма-2000"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по СО
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга, Инспекция ФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Правительство Свердловской области, ФГУП "Федеральная кадастровый центр "Земля", ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"