г. Ессентуки |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А63-6066/2012 |
24 апреля 2013 года объявлена резолютивная часть постановления.
30 апреля 2013 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фриева А.Л., судей: Казаковой Г.В., Марченко О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алмазовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.02.2013 по делу N А63-6066/2012 (судья Смоляков А.Ю.)
по заявлению открытого акционерного общества "Новоалександровский элеватор"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество)
о признании решения, выразившегося в отказе в предоставлении в собственность ОАО "Новоалександровский элеватор" за плату земельного участка с кадастровым номером 26:04:171601:11, площадью 37 706 кв.м, незаконным; обязании принять положительное решение о предоставлении в собственность ОАО "Новоалександровский элеватор" за плату земельного участка с кадастровым номером 26:04:171601:11, площадью 37 706 кв.м; обязании направить ОАО "Новоалександровский элеватор" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:04:171601:11, площадью 37 706 кв.м., на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "Новоалександровский элеватор",
в судебное заседание явились:
от открытого акционерного общества "Новоалександровский элеватор": Иванова Л.Б. по доверенности N 158-НЭ от 23.04.2013;
в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети "Интернет",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Новоалександровский элеватор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении в месячный срок заявления о приобретении права собственности на земельный участок и уклонении от предоставления проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:04:171601611, общей площадью 37 706 кв. м, ОАО "Новоалександровский элеватор"; обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного с кадастровым номером 26:04:171601:11 общей площадью 37 706 кв.м и направить указанный проект истцу.
Определением от 12.07.2012 к рассмотрению приняты уточненные требования о признании решения, выразившегося в отказе в предоставлении в собственность ОАО "Новоалександровский элеватор" за плату земельного участка с кадастровым номером 26:04:171601:11, площадью 37 706 кв. м, незаконным; обязании принять положительное решение о предоставлении в собственность ОАО "Новоалександровский элеватор" за плату земельного участка с кадастровым номером 26:04:171601:11, площадью 37 706 кв.м; обязании направить ОАО "Новоалександровский элеватор" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:04:171601:11, площадью 37 706 кв.м, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "Новоалександровский элеватор".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.02.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал решение управления от 27.04.2012 незаконным, обязал управление принять решение о предоставлении в собственность обществу за плату земельного участка площадью 37 706 кв.м с кадастровым номером 26:04:171601:11 и направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка площадью 37 706 кв. м с кадастровым номером 26:04:171601:11. Судебный акт мотивирован тем, что препятствий для предоставления обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:04:171601:11 не имеется.
Не согласившись с данным решением суда, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что отказ в предоставлении земельного участка мотивирован и обоснован, в связи с чем суд первой инстанции неполно выяснил все обстоятельства дела.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4,5,14 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления принятого решения суда первой инстанции без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество на основании плана приватизации, утвержденного распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Ставропольского края от 14.03.1994 N 474, является собственником объектов недвижимости, расположенных в г. Новоалександровске, по ул. Ленина, 26.
За Новоалександровским элеватором (правопредшественником общества) закреплено в бессрочное пользование 44,52 га земли, расположенной по адресу: г.Новоалександровск, ул. Ленина, 26 (свидетельство о праве на землю от 23.11.1992 N 3540 выдано комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам на основании постановления главы администрации города Новоалександровска от 10.08.1992 N 306).
Постановлением главы города Новоалександровска от 16.04.2003 N 371 утверждены результаты инструментальной съемки земельного участка по ул. Ленина, 26 в г. Новоалександровске и площадь земельного участка, предоставленного акционерному обществу в постоянное пользование из земель поселений, предписано считать равной 40,23 га.
Постановлением главы города Новоалександровска от 16.02.2004 N 133 акционерному обществу разрешено разделить земельный участок с кадастровым номером 26:04:0:00031, расположенный по адресу: г. Новоалександровск, ул. Ленина, 26, находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования, общей площадью 402 300 кв. м, на четыре обособленных участка площадью 148 193 кв.м, 37 706 кв.м, 182 833 кв.м и 14 822 кв. м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.03.2006 N 26 АА 252841 на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 1672-р Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок под промышленные предприятия площадью 37 706 кв.м с кадастровым номером 26:04:171601:0011, расположенный по адресу: г. Новоалександровск, ул. Ленина, 26, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 26-26-12/003/2006-537.
25 октября 2011 года обществу выдан кадастровый паспорт N 26/501/11-203542 на земельный участок общей площадью 37 706 кв.м с кадастровым номером 26:04:171601:11, местоположение: г. Новоалександровск, ул. Ленина, 26, разрешенное использование: под промышленные предприятия, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 16.02.2004.
Общество обратилось в управление с заявлением о приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка общей площадью 37 706 кв.м с кадастровым номером 26:04: 171601:11, сообщив, что на земельном участке расположены принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимости, в том числе корпуса элеватора и цех отходов элеватора.
В ответах на заявление управление уведомило общество о том, что представленные им пакеты документов направлены в Росимущество.
В письме от 27.04.2012 со ссылкой на письмо Росимущества от 29.02.2012 управление отказало обществу в приватизации земельного участка, указав на наличие сведений, дающих основания полагать, что данный земельный участок ограничен в обороте, как участок, подвергнутый загрязнению опасными отходами, радиоактивными веществами, биогенному загрязнению и иной деградации.
Считая отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений, действий государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений, действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял решение, либо совершил оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли эти решения, действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 200 АПК РФ).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (статья 201 АПК РФ).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2015 в соответствии с правилами статьи 36 данного Кодекса.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Кодекса, сохраняется (пункт 3 статьи 20 Кодекса).
В силу пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11), рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Вводного закона лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Кодекса, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Согласно пункту 6 статьи 36 Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении этого участка; в месячный срок с даты принятия названного решения осуществляет подготовку проекта соответствующего договора и направляет его заявителю с предложением о заключении.
В пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 указано на необходимость при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Кодекса, руководствоваться следующим.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Таким образом, нарушенные права и законные интересы юридического лица, связанные с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности, подлежат восстановлению, в том числе посредством предъявления требований в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Как правильно установлено судом первой инстанции и заинтересованным лицом не оспаривается, к заявлению о приватизации земельного участка общество приложило документы в соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - приказ от 13.09.2011 N 475). Испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет и в обороте не ограничен.
Основанием для отказа в продаже земельного участка является пп. 12 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, где говорится об ограничении в обороте земель, загрязненных опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшимся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли. Из документов дела неясно, в чем выражается деградация, кем и каким образом она установлена.
Пункт 1 ст. 65 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами местного самоуправления решений, возлагается на соответствующие органы.
Представленные в материалы дела документы, в том числе и те, на которые ссылается заявитель жалобы, не свидетельствуют об отнесении спорного земельного участка к категории загрязненных опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иных подвергшихся деградации земли (п. 12 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации). Представленные документы лишь указывают на наличии на участке объекта недвижимости с наименованием "цех отходов", и не содержат информации о том, что данный объект относятся именно к тем, которые перечислены в п. 12 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Характеристика для размещения производственных отходов не представлена, как и не представлено доказательств об отнесении производимых отходов к опасным.
Из материалов дела следует, что управление не располагало документами, касающимися загрязнения земельного участка опасными отходами, в связи с чем вопрос об отнесении земельного участка к землям ограниченным в обороте не мог быть решен. Таким образом, оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка у управления не имелось.
Вместе с тем доказательств того, что заявление акционерного общества заинтересованным лицом рассмотрено в порядке и сроки, установленные в статье 36 Кодекса, не имеется и суду не представлено.
Невыполнение управлением возложенной на него обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка на праве собственности в отсутствие законных оснований свидетельствует о допущенном управлением противоправном бездействии, нарушающем права и законные интересы заявителя.
С учетом вышеизложенного суд сделал верный вывод о том, что Управление нарушило установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения заявления Общества о предоставлении земельного участка в собственность, а также права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.02.2013 по делу N А63-6066/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6066/2012
Истец: ОАО "Новоалександровский элеватор"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным иуществом в СК
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом