город Ростов-на-Дону |
|
08 мая 2013 г. |
дело N А53-529/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей Сулименко О.А., Гуденица Т.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Провиант" - представитель - Хайварова Елена Витальевна, доверенность от 29.04.2013 г.,
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области - представитель - Пушков Илья Васильевич, доверенность от 25.04.2013 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2013 по делу N А53-529/2013,
принятое в составе судьи Чернышевой И.В.
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Провиант"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области (далее - Управление Россельхознадзора по Ростовской области) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Провиант" (далее - ООО "Провиант") к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением суда от 11.02.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.8 КоАП РФ. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности по указанной статье не отнесено к подведомственности арбитражного суда.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Россельхознадзора по Ростовской области обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 11.02.2013 г. отменить, привлечь общество к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. В апелляционной жалобе управление указывает, что обществу вменяется нарушение ГОСТа Р 51074-2003, который регламентирует порядок маркировки продукции, позволяющий идентифицировать продукцию и избежать ее обезличивание. Статья 14.43 КоАП РФ является специальной по отношению к статье 10.8 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражала. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 29.12.2012 г. управлением Россельхознадзора по Ростовской области в отношении ООО "Провиант", расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Врубовая, 36, проведена внеплановая проверка.
В ходе проверки установлено, что на принадлежащем обществу складе мясной продукции в морозильной камере на хранении и обороте находится мясо свинины (грудинка), изготовленная во Франции N завода FR 35.257.002, дата выработки август 2012 года, общим весом 400 кг без маркировки на русском языке, что является нарушением ст. 3 ГОСТ Р 51074-2003. Результаты проверки отражены в акте от 11.01.2013 г. (л.д. 33).
По данному факту в отношении ООО "Провиант" составлен протокол об административном правонарушении от 14.01.2013 г. N 02-45-19/2013 по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Ростовской области.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного кодекса понимаются обязательные требования к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными актами, принятыми Комиссией Таможенного Союза в соответствии с Соглашением Таможенного Союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
В силу абзаца 7 части 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
В статье 9 данного Закона N 29-ФЗ определено, что обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.
В пункте 3.1 ГОСТа Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования" установлена обязанность изготовителя (продавца) предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов (пункт 3.2 ГОСТа Р 51074-2003).
Согласно п. 3.3 ГОСТ Р 51074-2003 текст информации для потребителя наносят на русском языке. Текст и надписи могут быть продублированы на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации и на иностранных языках. Текст и надписи должны соответствовать нормам русского или иного языка, на котором дается информация о продукте.
Правительство РФ Постановлением от 27.12.1996 N 1575 запретило с 1 мая 1997 года продажу на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке.
Из акта проверки от 11.01.2013 г. и протокола об административном правонарушении от 14.01.2013 г. усматривается, что управлением в ходе проверки склада мясной продукции ООО "Провиант" установлен факт отсутствия на упаковке реализуемого обществом мяса свинины маркировки на русском языке.
ГОСТ Р 51074-2003 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст, распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.
Таким образом, обществом "Провиант" нарушены положения ГОСТа, подлежащего применению до дня вступления в силу соответствующего технического регламента обязательных требований к продукции. Следовательно, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обществом допущено нарушение, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Вывод суда первой инстанции о том, что совершенное обществом правонарушение образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.8 КоАП РФ, судебная коллегия находит ошибочным.
Диспозиция статьи 10.8 КоАП РФ носит отсылочный характер и позволяет квалифицировать действия лица в качестве административного правонарушения исключительно в случаях нарушения этим лицом ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства. В решении суда не указано на нарушение обществом норм ветеринарно-санитарных правил, либо правил хранения или реализации продуктов животноводства. Описание нарушения таких норм не содержится также ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении.
Вместе с тем, на момент рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ истек, что исключает привлечение общества к ответственности по данной статье.
В соответствии с частью 3 статьи 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Поскольку вывод суда первой инстанции, отраженный в резолютивной части решения соответствует обстоятельствам дела, которые оценены судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 268 АПК РФ, правовых оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.02.2013 по делу N А53-529/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л. А. Захарова |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-529/2013
Истец: Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РО, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области
Ответчик: ООО "Провиант"