г. Хабаровск |
|
26 сентября 2007 г. |
Дело N А37-1191/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2007 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Тихоненко А.А.,
Судей: Головниной Е.Н., Кустовой Т.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился
от должника - не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на определение от "25" июня 2007 года по делу N А37-1191/2007-9Б Арбитражного суда Магаданской области дело рассматривал судья Минеева А.А.
по заявлению Федеральной налоговой службы России
о признании ООО "Лира" несостоятельным (банкротом)
Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - ФНС России, налоговая служба, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Мага-
данской области с заявлением о признании Общества с ограниченной ответственностью "Лира" (далее - общество, предприятие, должник) несостоятельным (банкротом) в порядке упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника.
Определением от 25.06.2007 года производство по делу прекращено на
основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. Суд первой инстанции
установил наличие правовых оснований для применения в отношении
должника административной процедуры ликвидации юридического лица,
предусмотренной Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О госу-
дарственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпри-
нимателей" (далее - Закон о регистрации).
В апелляционной жалобе ФНС России просит определение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на то, что судом не применены подлежащие применению нормы материального права - положения § 2 главы ЧЙ Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве). Ссылаясь на наличие у предприятия задолженности по налоговым платежам, о чем налоговый орган в силу предоставленных ему полномочий информирован, полагает невозможным применение административного порядка ликвидации недействующего юридического лица, поскольку освобождение ликвидируемой организации от обязательств возможно только в судебном порядке.
В заседание суда апелляционной инстанции, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, заявитель не явился, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Должник в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил. О месте и времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом по правилам ст. 123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность определения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном ст.ст. 2660268, 271-272 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены оспариваемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговая служба обратилась в арбитражный суд с заявлением в порядке § 2 главы 11 Закона о банкротстве о признании предприятия несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.
Согласно ст.ст. 227, 230 Закона о банкротстве положения о банкротстве отсутствующего должника применяются в случае, если руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным, а также если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника. Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенных в п. 2 Постановления от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" следует, что при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
В соответствии с п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, то есть недействующим, если оно в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Имеющиеся в деле документы позволяют сделать вывод о том, что должник отвечает признакам недействующего юридического лица, установленным ст. 21.1 Закона о регистрации.
Нормы ст. 21.1 Закона о регистрации обязывают регистрирующий орган выполнять требования о соблюдении административного порядка исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц даже в том случае, когда регистрирующий орган (в силу осуществления функций по государственной регистрации юридических лиц и функций налогового органа) информирован о наличии у данного юридического лица задолженности перед бюджетом.
В этой связи, принимая во внимание п.п. 1, 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67, подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о невозможности применения административной процедуры исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с наличием у него задолженности в бюджет и внебюджетные фонды.
Процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому п. 4 ст. 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.
Как правильно установил суд первой инстанции, налоговым органом не соблюдена административная процедура исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), предусмотренная ст. 21.1 Закона о регистрации, тем самым не доказано, что имеются установленные законом препятствия для исключения ООО "Лира" из ЕГРЮЛ в административном порядке (наличие возражений со стороны кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ).
Поскольку указанные обстоятельства были выяснены судом ходе возбужденного по заявлению налогового органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица, прекращение производства по делу на основании п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ является правомерным.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 25 июня 2007 года по делу N А37-1191/2007-9Б Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.А.Тихоненко |
Судьи |
Е.Н.Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1191/2007
Должник: ООО "Лира"
Кредитор: ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N1 по Магаданской обл.
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 1 по Магаданской области, Управление Федеральной регистрационной службы по М.О. и ЧАО, УФНС по Магаданской области, УФРС по МО и ЧАО
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2007 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-86/07