г. Красноярск |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А33-6197/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Радзиховской В.В., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
при участи в судебном заседании представителей:
Агентства по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края: Платонова К.И., на основании доверенности от 09.07.2012 N 55, паспорта;
общества с ограниченной ответственностью "Промысловое хозяйство "Пясино": Мозгунова В.О., на основании доверенности от 24.08.2012, паспорта;
Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района: Шадриевой А.А., на основании доверенности от 18.10.2011 N 61, паспорта,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "19" декабря 2012 года по делу N А33-6197/2012, принятое судьей Слесаренко И.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Промысловое хозяйство "Пясино" (ИНН 2469001065, ОГРН 1092469000140) (далее - истец, ООО "Промысловое хозяйство "Пясино") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краю в лице Агентства по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края о взыскании неполученной финансовой поддержки в виде субсидии на компенсацию части затрат, связанных с реализацией промысловой продукции в размере 2 025 152 рублей 24 копейки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены: Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Финансовое Управления Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Министерство Финансов Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "19" декабря 2012 года иск удовлетворен. С Красноярского края в лице Агентства по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края за счет средств казны Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Промысловое хозяйство "Пясино" взыскано 2 025 152 рублей 24 копейки суммы убытков, а также 33 125 рублей 76 копеек суммы расходов по оплате государственной пошлины и 15 000 рублей сумму расходов на оплату услуг представителя.
Не согласившись с принятым решением, Агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В апелляционной жалобе истец указал следующее.
Обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии противоправности действий агентства, его вины по причинению вреда истцу, а также причинной связи между действиями ответчика и понесенными истцом убытками.
Решения о предоставлении истцу первоначально заявленной им суммы финансовой поддержки уполномоченным органом принято не было, сумма финансовой поддержки перечислена на основании исправленной справки-расчета суммы субсидий. Администраций Таймырского Долганно-Ненецкого муниципального района решение о предоставлении финансовой поддержки ООО "ПХ Пясино" было принято на сумму 1 002 000 рублей 77 копеек, а не на сумму, изначально заявленную истцом.
Министерство финансов Красноярского края представило отзыв на апелляционную жалобу. С принятым решением не согласно, считает его подлежащим отмене.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 19.03.2013.
Третьи лица, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 11.02.2013 о принятии апелляционной жалобы к производству лицам, участвующим в деле, а также путем размещения 12.02.2013 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru//) в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель Агентства по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Промысловое хозяйство "Пясино" в судебном заседании письменный отзыв не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил. Просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в судебном заседании письменный отзыв не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил. Согласен с решением суда первой инстанции. Просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, апелляционным судом установлены следующие, имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства.
Согласно представленным в материалы дела разрешениям на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выданным Таймырским районным отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов: от 10.08.2010 серии УР N 021169; N 167 от 11.07.2011 серии ЕТУР N 000443; N 168 от 11.07.2011 серии ЕТУР N 000444; N 169 от 11.07.2011 серия ЕТУР N 000445; N 170 от 11.07.2011 серии ЕТУР N 000446; долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 03.11.2009 серии 24 N 0000061 выданной Службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края, долгосрочными лицензиями на пользование объектами животного мира: от 05.11.2009 серии 24 N 0000062; от 18.12.2009 серии 24 N 0000096; от 18.12.2009 серии 24 N 0000097; от 18.12.2009 серии 24 N 0000098; от 18.12.2009 серии 24 N 0000099; от 18.12.2009 серии 24 N 0000100; от 18.12.2009 серии 24 N 0000101; от 18.12.2009 серии 24 N 0000102; от 18.12.2009 серии 24 N 0000103; от 18.12.2009 серии 24 N 0000104; от 18.12.2009 серии 24 N 0000105, требованиям-накладным от 06.08.2010; от 01.10.2010; от 01.12.2010 ООО "Промысловое хозяйство "Пясино" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим реализацию продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Как следует из искового заявления, 06.12.2011 ООО "Промысловое хозяйство "Пясино" обратилось в Управление по делам Коренных малочисленных народов Таймыра и Сельского промыслового хозяйства Администрации Долгано-Ненецкого муниципального района с заявлением о предоставлении финансовой поддержки в виде субсидий на компенсацию части затрат, связанных с реализацией промысловой продукции в размере 3 027 919 рублей 80 копеек.
В материалы дела представлена справка-расчет сумм финансовой поддержки, подлежащих выплате на компенсацию части затрат, связанных с промысловой продукцией, по ставкам субсидирования за единицу реализованной продукции, за период с мая по ноябрь 2011 года; первичные документы в подтверждение размера субсидии: карточки счетов по контрагентам, договоры с контрагентами, товарные накладные, счета на оплату, платежные поручения и приходно-кассовые ордера об оплате, оборотно-сальдовые ведомости.
Решения об отказе в предоставлении субсидии на заявленную сумму, уменьшении суммы причитающейся субсидии, либо необходимости представления дополнительных документов в адрес истца не поступало.
Администрацией муниципального района принято решение о предоставлении ООО "Промысловое хозяйство "Пясино" субсидии на компенсацию части затрат, связанных с реализацией продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в размере 3 027 919 рублей 80 копеек. Однако, в связи с недостаточностью в бюджете муниципального района финансовых средств, переданных из краевого бюджета на исполнение государственных полномочий, на выплату всей суммы субсидии, решено произвести частичную выплату субсидии обществу на сумму имевшегося остатка лимита бюджетных средств - в размере 1 002 767 рублей 56 копеек, в связи с чем в справке-расчете сумм финансовой поддержки, представленной ООО "Промысловое хозяйство "Пясино", была исключена соответствующая часть сумм реализованной продукции.
Указанную финансовую поддержку в сумме 3 027 919 рублей 80 копеек Управление по делам Коренных малочисленных народов Таймыра и Сельского промыслового хозяйства Администрации Долгано - Ненецкого муниципального района обязано было перевести получателю в срок до 26.12.2012.
27.12.2011 платежным поручением N 352 на счет истца перечислена субсидия на возмещение части затрат за реализацию мяса дикого северного оленя в размере 1 002 767 рублей 56 копеек.
В связи с тем, что субсидия была перечислена не в полном объеме, истец 14.02.2012 обратился в Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района с претензией (исх. N 7) о выплате недостающей суммы субсидии в размере 2 025 152 рублей 24 копеек.
В письме исх. N 045 от 07.03.2012 на имя директора ООО "Промысловое хозяйство "Пясино" Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района указала, что финансовая поддержка за 2011 год не была выплачена в полном объеме в сумме 2025,15 тыс. руб. в связи с тем, что утвержденного лимита финансирования по данному предприятию не достаточно.
13.03.2012 ООО "Промысловое хозяйство "Пясино" обратилось с претензией (исх. N 13) к Финансовому управлению Администрации муниципального района о выплате субсидии в размере 2 025 152 рублей 24 копеек.
В ответе на претензию истца (N 13 от 13.03.2012) Финансовое управление Администрации муниципального района в письме исх. N 681 от 21.03.2012 сообщило, что в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 08.02.2011 N 79-п, все документы, в целях получения финансовой поддержки, должны направляться в уполномоченный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. В данном случае уполномоченными органами Администрации муниципального района являются -Управление по делам коренных малочисленных народов Таймыра и Сельского промыслового хозяйства Администрации муниципального района и Управление учета и отчетности Администрации муниципального района, которые осуществляют проверку документов, принятие решения и перечисление субсидий на компенсацию части затрат, связанных с реализацией промысловой продукции. Как указано в вышеназванном письме, Финансовое управление является самостоятельным юридическим лицом и не несет ответственности, вытекающей из правоотношений Администрации муниципального района, ее органов или структурных подразделений с другими юридическими лицами.
13.03.2012 ООО "Промысловое хозяйство "Пясино" обратилось с претензией (исх. N 14) к Управлению по делам коренных малочисленных народов Таймыра и Сельского промыслового хозяйства Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о выплате субсидии в размере 2 025 152 рублей 24 копеек.
02.08.2011 Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района обратилась к руководителю Агентства по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края с письмом исх. 2361, в котором указало, что доведенных бюджетных ассигнований на 2011 год недостаточно. В настоящее время продолжается работа по приему документов на получение финансовой поддержки, осуществление социальных выплат, связанных с изъятием особи волка из естественной среды его обитания. По состоянию на 27.07.2011 сформирован пакет документов на оплату в сумме 3 700 000 рублей. До 10.12.2011 сельскохозяйственные и промысловые хозяйства планируют представить пакеты документов на общую сумму 10 000 000 рублей. В связи с этим в вышеназванном письме Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района просит рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований в сумме 14 000 000 рублей.
В письме исх. N 919 от 06.06.2012 Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района указала истцу, что в целях получения субсидии на компенсацию части затрат, связанных с реализацией продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, добытой в рамках утвержденных квот добычи охотничьих ресурсов и (или) лимитов вылова водных биологических ресурсов за май-ноябрь 2011 года, Управлением осуществлена проверка исчисления сумм финансовой поддержки в представленных ООО "Промысловое хозяйство "Пясино" документах, которые в последующем переданы в Управление учета и отчетности Администрации муниципального района для перечисления финансовой поддержки в сумме 1002767, 56 рублей.
В соответствии с Законом Красноярского края от 10.12.2009 N 9-4155 "О краевом бюджете на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов" на реализацию мероприятий по предоставлению финансовой поддержки в 2010 году в бюджете края было предусмотрено 14774,4 тыс. руб.
Законом Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5419 "О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов" (далее - Закон края N 11-5419) в 2011 году на реализацию мероприятий по предоставлению финансовой поддержки в соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона края N 7-2660, было предусмотрено 19774,4 тыс. руб. (строка 25.3 приложения N 69 к Закону края N 11-5419).
С учетом увеличения количества потенциальных получателей, а также объемов добычи и реализации продукции мяса домашнего северного оленя и промысловой продукции, в течение 2011 года при корректировке Закона края N 11-5419 объемы субвенции на предоставление финансовой поддержки увеличились на первом этапе до 26774,4 тыс. руб. (май 2011 года), при окончательной корректировке до 28822,9 тыс. руб. (октябрь 2011 года).
Как следует из пояснений Финансового управления Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в соответствии с Уведомлениями о бюджетных ассигнованиях (лимитах бюджетных обязательств) Агентства по делам коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, направленными письмами от 11.01.2011 N 02 и от 03.06.2011 N 359 (представлены в материалы дела) в районный бюджет в 2011 году подлежали перечислению субвенции на предоставление финансовой поддержки на общую сумму 26 774,40 тыс. руб. (на сумму 2 048,50 тыс. руб. (28 8252,90 - 26 774,40), добавленную в соответствии с Законом Красноярского края от 06.10.2011 N 13-6216 "О внесении изменений в Закон края "О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов", уведомление Агентством не направлялось). При этом вся субвенция поступила от Агентства по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края в 2011 году в полном объеме в сумме 28 822,90 тыс. руб.
В соответствии с приложением 63 к Закону Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5419 (ред. от 06.10.2011) "О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012 -2013 годов" в составе субвенций на исполнение государственных полномочий по обеспечению предоставления гарантий прав коренных малочисленных народов Севера, были предусмотрены субвенции (строка N 25.3. Приложения 63 к Закону края N115419) на предоставление финансовой поддержки в 2011 году в сумме 28 822,90 тыс. руб.
Исходя из приложения N 48 к Закону края от 20.06.2012 N 2-354 "Об исполнении краевого бюджета за 2011 год" субвенция бюджету Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на предоставление финансовой поддержки в соответствии со статьей 50 Закона края была предоставлена и израсходована в полном объеме.
Агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края в соответствии с положениями статьи 7 Закона края N 7-2670 как уполномоченный орган исполнительной власти края в сфере организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов принимает отчеты об осуществлении государственных полномочий, предусмотренных подпунктом "э" пункта 1, пунктом 6 статьи 1 Закона края N 7-2670.
В соответствии с отчетом об использовании субвенций на обеспечение предоставления гарантий прав коренных малочисленных народов Севера за период январь-декабрь 2011 года Администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района средства субвенции, выделенные для предоставления финансовой поддержки, освоены в полном объеме.
Как следует из искового заявления, недополученная сумма субсидии в размере 2 025 152 рублей 24 копеек для ООО "Промысловое хозяйство "Пясино" является убытками, возникшими по причине недостаточного финансирования из краевого бюджета.
Как указывает истец, при формировании краевого бюджета на 2011 год, сумма финансирования в виде субвенций из краевого бюджета в бюджет Таймырского муниципального района на исполнение государственных полномочий Красноярского края по предоставлению финансовой поддержки в виде субсидии на компенсацию части затрат, связанных с реализацией продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, была предусмотрена в недостаточном объеме, что и повлекло выплату ООО "Промысловое хозяйство "Пясино" субсидии не в полном объеме, а лишь частично.
В материалы дела Финансовым Управлением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района представлена справка об исполнении расходов, согласно которой вся сумма полученной из краевого бюджета субвенции была израсходована. Таким образом, сумма субсидии была перечислена частично в размере 1 002 767 рублей 56 копеек в пределах имевшегося неиспользованного остатка бюджетных средств.
Согласно расчету истца, размер убытков составляет 2 025 152 рублей 24 копеек, то есть, равен разнице между суммой субсидии, на получение которой имеет право ООО "Промысловое хозяйство "Пясино", и фактически полученной суммой субсидии (3 027 919,80 - 1 002 767,56 = 2 025 152,24 руб.).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском.
Поскольку Агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края является главным распорядителем средств, выделяемых в виде субвенции в рамках Закона края о бюджете на очередной года в целях реализации положений Закона края N 7-2670 в части обеспечения предоставления гарантий права коренных и малочисленных народов Севера в соответствии с Законом края N 7-2660, иск о взыскании убытков предъявлен к Красноярскому краю в лице Агентства по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.
Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, ответственность в форме возмещения убытков имеет место тогда, когда лицо, потерпевшее от гражданского правонарушения, понесло убытки, то есть те отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате совершенного против него гражданского правонарушения.
По смыслу названной нормы лицо, требующее возмещение убытков должно доказать следующий состав: противоправность действий ответчика; вину причинителя вреда; наличие причинной связи между действиями ответчика и понесенными убытками; размер убытков.
Взыскание убытков возможно при совокупности и доказанности всех приведенных элементов.
Законом Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края" (далее - Закон от 18.12.2008 N 7-2660) установлена финансовая поддержка, в том числе, на компенсацию части затрат, связанных с реализацией мяса домашнего северного оленя и продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 50 Закона от 18.12.2008 N 7-2660, финансовая поддержка предоставляется организациям всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим реализацию продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, в виде субсидии на компенсацию части затрат, связанных с реализацией продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, по ставкам субсидирования за единицу реализованной продукции, при условии, что не менее 30 процентов от общего числа их работников составляют представители коренных малочисленных народов Севера.
Предметом иска являются требования о взыскании убытков, понесенных в связи с невыплатой субсидии в полном объеме на компенсацию части затрат, связанных с реализацией промысловой продукции в размере 3 027 919 рублей 80 копеек.
Согласно расчету истца, размер убытков составляет 2 025 152 рубля 24 копейки, то есть, равен разнице между суммой субсидии, на получение которой имеет право ООО "Промысловое хозяйство "Пясино", и фактически полученной суммой субсидии (3 027 919,80 - 1 002 767,56 = 2 025 152,24 руб.). Указанная финансовая поддержка должна быть предоставлена истцу в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 08.02.2011 N 79-п.
Порядок предоставления финансовой поддержки в виде субсидий на компенсацию части затрат, связанных с реализацией продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера предусмотрен Постановлением Правительства Красноярского края от 08.02.2011 N 79-п "Об утверждении Порядка, условий предоставления и возврата финансовой поддержки на компенсацию части затрат на оплату потребления электроэнергии, связанного с производством сельскохозяйственной продукции, на компенсацию части затрат, связанных с реализацией мяса домашнего северного оленя и продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, порядка определения объема финансовой поддержки, размеров ставок субсидирования за единицу реализованной продукции и рекомендованных минимальных закупочных цен на мясо домашнего северного оленя и продукцию традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и коэффициентов перевода продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (рыбы) в условную единицу в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края" (далее - Порядок).
В целях получения финансовой поддержки в виде субсидии на компенсацию части затрат, связанных с реализацией продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, получатели субсидии представляют в уполномоченный орган пакет документов, предусмотренных вышеназванным Порядком.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов рассматривает представленные документы, перечисленные в пункте 4.1 Порядка 3, осуществляет проверку исчисления сумм финансовой поддержки и принимает решение о предоставлении финансовой поддержки либо об отказе в предоставлении финансовой поддержки (пункт 4.4 Порядка).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении финансовой поддержки в случаях:
если получателем не представлены документы, перечисленные в пункте 4.1 Порядка, либо представлены недостоверные сведения и документы;
получатель не является лицом, обладающим правом на получение финансовой поддержки в соответствии с требованиями, установленными Законом края;
получателем не соблюдены условия, установленные пунктом 2 статьи 50 Закона края (пункт 4.5 Порядка).
Уполномоченный орган направляет Получателю решение об отказе в предоставлении финансовой поддержки в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения (пункт 4.5 Порядка).
Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района является Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Пунктом 2 статьи 50 Закона от 18.12.2008 N 7-2660 предусмотрено, что условием предоставления финансовой поддержки в виде субсидий на компенсацию части затрат, связанных с реализацией мяса домашнего северного оленя и продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, является оптовая или розничная реализация мяса домашнего северного оленя и продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера по ценам не ниже рекомендованных минимальных закупочных цен на мясо домашнего северного оленя и продукцию традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Как следует из материалов дела, 06.12.2011 ООО "Промысловое хозяйство "Пясино" обратилось в Управление по делам Коренных малочисленных народов Таймыра и Сельского промыслового хозяйства Администрации Долгано- Ненецкого муниципального района с заявлением о предоставлении финансовой поддержки в виде субсидий на компенсацию части затрат, связанных с реализацией промысловой продукции в размере 3 027 919,80 рублей, представив пакет документов, предусмотренных пункта 4.1 Порядка (справка-расчет сумм финансовой поддержки, подлежащих выплате на компенсацию части затрат, связанных с промысловой продукцией, по ставкам субсидирования за единицу реализованной продукции, за период с мая по ноябрь 2011 года; первичные документы, подтверждающие размер субсидии).
Материалами дела подтверждается и лицами участвующими в деле, не оспаривается, своевременное представление истцом 06.12.2011 всех необходимых документов для получения субсидий. Решений об отказе в предоставлении субсидии на заявленную сумму, уменьшении суммы причитающейся субсидии, либо необходимости представления дополнительных документов в адрес истца не поступало, что свидетельствует о соблюдении истцом требований, установленных вышеуказанным Порядком.
Соответствие представленного истцом пакета документов требованиям Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 08.02.2011 N 79-п подтверждается также письменными пояснениями Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (письмо от 02.11.2012 N 2663).
Из указанных пояснений Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района следует, что проверкой правильности исчисления сумм финансовой поддержки подтверждена обоснованность заявленной ООО "Промысловое хозяйство "Пясино" суммы финансовой поддержки в размере 3 027 919 рублей 80 копеек.
27.12.2011 платежным поручением N 352 на счет истца перечислена субсидия на возмещение части затрат за реализацию мяса дикого северного оленя в размере 1 002 767 рублей 56 копеек.
Письмом от 07.03.2012 N 045 Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района сообщила, что финансовая поддержка за 2011 год не была выплачена ООО "ПХ "Пясино" в полном объеме в связи с тем, что утвержденного лимита финансирования по данному мероприятию недостаточно.
В процессе судебного разбирательства в суде первой инстанции, представитель Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района подтвердила, что оснований для отказа в предоставлении ООО "ПХ "Пясино" субсидии в размере 3 027 919 рублей 80 копеек, предусмотренных п. 4.5 Порядка, не имелось и единственной причиной выплаты субсидии не в полном объеме явилась недостаточность бюджетных средств, переданных на эти цели из краевого бюджета.
Учитывая, что в качестве основания для отказа в предоставлении субсидии Законом, Порядком и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена "недостаточность бюджетных средств", суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ООО "ПХ "Пясино" имеет право на получение соответствующей субсидии в полном объеме в сумме 3 027 919 рублей 80 копеек.
Поскольку Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, являющаяся уполномоченным органом по рассмотрению документов на получение указанных субсидий, подтверждает, что оснований для отказа в предоставлении ООО "ПХ "Пясино" субсидии в заявленной сумме 3 027 919 рублей 80 копеек не имелось, то размер убытков составляет разницу между суммой субсидии, на получение которой имеет право ООО "ПХ "Пясино" в соответствии с представленным согласно п.4.1 Порядка на получение субсидии пакетом документов, и фактически полученной суммой субсидии (3 027 919,80 - 1 002 767,56 - 2 025 152,24 руб.).
Таким образом, недополученная сумма субсидии для ООО "ПХ "Пясино" является убытками, то есть отрицательными последствиями в имущественной сфере истца, возникшими по причине недостаточного финансирования из краевого бюджета.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имелись основания для отказа ООО "ПХ "Пясино" в предоставлении суммы субсидии в размере 3 027 919,80 руб., либо основания ее уменьшения в соответствии с Законом и Порядком. Какие-либо контр-расчеты также отсутствуют в материалах дела.
Учитывая статью 54 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края", статью 6 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2670 "О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и поселений, входящих в его состав, государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, а также по государственной регистрации актов гражданского состояния", часть 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд первой инстацнии обоснованно пришел к выводу о том, что Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района осуществляет государственные полномочия Красноярского края за счет средств субвенций, переданных на эти цели в районный бюджет из краевого бюджета и выплачивает субсидии на компенсацию части затрат, связанных с реализацией продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера исключительно за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из краевого бюджета и использовать другие источники финансирования не имеет права.
Как следует из представленной в материалы дела справки об исполнении расходов сумма финансовой поддержки, причитающаяся ООО "ПХ "Пясино", не была выплачена в полном объеме по причине недостаточности суммы средств предусмотренной в бюджете. В пределах имевшегося остатка бюджетных средств, выделенных из краевого бюджета, была возможность выплатить субсидию ООО "ПХ "Пясино" только частично на сумму 1 002 767 рублей 56 копеек что и было сделано Администрацией района. Остаток суммы не был перечислен по причине недостаточности сумм субвенции из краевого бюджета.
При таких обстоятельствах, заявленные требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод заявителя жалобы об отсутствии противоправности действий агентства, его вины по причинению вреда истцу, а также причинной связи между действиями ответчика и понесенными истцом убытками отклоняется судом апелляционной инстанции.
Не предоставление финансовой поддержки на компенсацию части затрат, связанных с реализацией промысловой продукции, предусмотренной статьей 50 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края", свидетельствует о неправомерности действий ответчика, а также о непосредственной причинной связи между его бездействием и убытками истца.
Финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 50 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края", относится к расходным обязательствам Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Согласно ч.4 ст.21 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2617 "О бюджетном процессе в Красноярском крае", в случае если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Красноярского края расходных обязательств Красноярского края, Правительство края вносит в Законодательное Собрание края проекты законов края об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений законов края, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
Органы государственной власти Красноярского края, предусмотрев Законом края предоставление мер социальной поддержки в виде субсидии на компенсацию части затрат, связанных с реализацией продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, обязаны обеспечить финансирование данных мер социальной поддержки в полном объеме, либо принять решение о приостановлении действия положений Закона, не обеспеченных финансированием.
Постановлением Правительства Красноярского края от 07.06.2011 N 325-п приостановлено в 2011 году действие пункта 1 Постановления Правительства Красноярского края от 08.02.2011 N 79-п, но не приостановлено действие Закона.
Таким образом, органы государственной власти Красноярского края не обеспечили достаточного финансирования мер социальной поддержки, предусмотренных действующим Законом Красноярского края.
В соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Таким образом, убытки, причиненные юридическому лицу в результате недостаточного финансирования мер социальной поддержки из бюджета, должны возмещаться тем публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов бюджета на данные меры социальной поддержки.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстацнии о том, что надлежащим ответчиком по предъявленным ООО "ПХ "Пясино" требованиям является Красноярский край в лице Агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края.
Истцом также в суде первой инстанции заявлялось о взыскании с ответчика судебных расходов на услуги представителя. Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении указанного требования заявителя в полном объеме в сумме 15 000 рублей.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным, основания для его отмены, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя, который на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 декабря 2012 года по делу N А33-6197/2012, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.А. Хасанова |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6197/2012
Истец: Промысловое хозяйство, Промысловое хозяйство "Пясино"
Ответчик: Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Управление по делам коренных малочисленных народов Таймыра и Сельского промыслового хозяйства администрации таймырского Долгано-Ненецкого мунициапльного района, Финансовое Управление администрации таймырского Долгано-Ненецкого муниципального район
Третье лицо: Агентство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края, Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края, МИФНС N 2 по КК