г. Вологда |
|
05 апреля 2013 г. |
Дело N А05-13900/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 апреля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Севинвест" Воронцовой Т.А. по доверенности от 13.03.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севинвест" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2012 года по делу N А05-13900/2012 (судья Шадрина Е.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Севинвест" (ОГРН 1062901059407; далее - общество, должник) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к отделу Федеральной службы судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области (далее - отдел) о признании незаконными и отмене вынесенных в рамках сводного исполнительного производства N 1293/12/40/29/СД постановлений от 10.10.2012 об участии специалиста в исполнительном производстве.
Взыскателями по исполнительному производству являются Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску, территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Онежское лесничество, государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2012 года по делу А05-13900/2012 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что судебный пристав-исполнитель отдела не вправе был привлекать для проведения оценки арестованного имущества специалиста, действия которого по проведению оценки этого же имущества должника ранее в судебном порядке признаны незаконными.
Представитель общества в заседании суда апелляционной инстанции поддержал жалобу должника по доводам и требованиям, приведенным в ней, а также указал на то, что, по мнению заявителя, назначение оценщика, осуществившего оценку имущества в нарушение законодательства об оценке, не является допустимым и не отвечает требованиям законодательства об исполнительном производстве.
Ответчик и взыскатели надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемое решение суда проверено апелляционной инстанцией в порядке статей 266-269 названного Кодекса.
Заслушав объяснения представителя общества, изучив материалы дела, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что решение суда соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены (изменения) в рассматриваемом случае не имеется в силу следующего.
Как видно из материалов дела, в рамках сводного исполнительного производства N 1293/12/40/29СД, возбужденного в отношении общества, судебным приставом-исполнителем отдела Войтешонок О.Э. (далее - судебный пристав) 10.10.2012 вынесены постановления об участии специалиста в исполнительном производстве для проведения оценки имущества, арестованного по акту о наложении ареста от 27.03.2012, а именно права аренды участка лесного фонда кадастровый номер 29:13:030401:134, адрес объекта: Архангельская область, Онежский район, Онежское лесничество, Онежское сельское участковое лесничество (леса бывшего колхоза имени В.И. Ленина), квартал 31 (выдел 18), площадью 14683 кв. м; и 179/420 доли в праве общей долевой собственности на административное здание (нежилое помещение) общей площадью 452,8 кв. м, расположенное по адресу: Архангельская область, г. Онега, пр. Кирова, 148 (далее - имущественные права) (том 1, листы 9-12).
Согласно данным постановлениям проведение оценки поручено обществу с ограниченной ответственностью "Оценка и аудит" (далее - ООО "Оценка и аудит") в лице генерального директора Чернобровкиной А.А.
Посчитав, что этот оценщик неправомерно привлечен судебным приставом для проведения оценки указанных имущественных прав должника, общество обратилось в суд с заявлением об оспаривании названных постановлений ответчика.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для вывода о том, что данные постановления не соответствуют требованиям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), Федерального закона 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 85 Закона об исполнительном производстве оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В части 2 данной статьи также предусмотрены случаи, при наличии которых судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества.
Учитывая положения, установленные пунктом 3 части 2 статьи 85 Закона об исполнительном производстве, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что применительно к рассматриваемой ситуации привлечение оценщика для оценки права аренды участка лесного фонда и доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости является обязанностью судебного пристава.
Частью 4 статьи 85 данного Закона предусмотрены действия, которые должен совершить судебный пристав-исполнитель при определении оценки арестованного имущества.
Так, в силу данной нормы судебный пристав-исполнитель в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки; назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков; выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика.
Пунктом 9 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что привлекаемый для оценки имущества специалист должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 4 Закона об оценочной деятельности определено, что субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Оспариваемыми постановлениями в качестве оценщика судебным приставом отдела привлечено ООО "Оценка и аудит", а не конкретный специалист-оценщик.
Оснований считать, что ответчик неправомерно привлек в качестве оценщика данную организацию, у суда не имеется.
Так, в материалах дела имеется контракт (лот N 2) от 06.02.2012 N 18 ГК/2012, заключенный на основании результатов открытого конкурса Управлением Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области (заказчик) и ООО "Оценка и аудит" (оценщик) (далее - контракт; том 1, листы 115-120)), в соответствии с пунктом 1.1 которого заказчик поручает, а оценщик принимает на себя обязательства по оказанию услуг в области оценки арестованного имущества юридических и физических лиц с целью определения рыночной стоимости арестованного имущества для его реализации в рамках исполнительного производства по месту нахождения этого имущества.
По условиям данного контракта оценщиком имущества должников могут выступать эксперты-оценщики: Чернобровкина А.А., Игнашев А.В., Горбунова А.В., Следкова Н.П., Филоненко Н.В. (пункт 6.2 контракта).
Сведения о страховании профессиональной ответственности указанных оценщиков приведены в пункте 6.3 контракта.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно отметил, что эксперт-оценщик Чернобровкиной А.А. соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, поскольку является членом саморегулируемой организации, застраховавшим свою ответственность.
Также в материалах дела имеются копия свидетельства о членстве Чернобровкиной А.А. в саморегулируемой организации оценщиков от 09.09.2010 N 01026, копия полиса обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности от 22.07.2011 N 59-000004-50/11, копии диплома о профессиональной переподготовке и трудовой книжки Чернобровкиной А.А. (том 1, листы 112-114).
При изложенных обстоятельствах у суда не имеется оснований полгать, что ответчиком при вынесении оспариваемых постановлений не выполнены требования Закона об исполнительном производстве и Закона об оценочной деятельности. Таких доводов не приведено и подателем жалобы.
Действительно, как усматривается в материалах дела, общество оспаривало в судебном порядке постановления судебного пристава от 13.06.2012 (с учетом изменений от 07.08.2012) об оценке вещи или имущественного права, о передаче арестованного имущества на торги, которыми в том числе утверждены отчеты об оценке имущественных прав должника от 18.05.2012 N 18 ГК/2012-07 и от 22.05.2012 N 18 ГК/2012-09, выполненные оценщиком Чернобровкиной А.А.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27 августа 2012 года по делу N А05-8550/2012 требования общества удовлетворены, указанные постановления судебного пристава отдела признаны незаконными.
Между тем сам по себе факт признания судом не соответствующими закону указанных постановлений ответчика, не является основанием для вывода о том, что эксперту-оценщику Чернобровкиной А.А. не может быть поручено проведение оценки. Таких условий не содержится ни в Законе об исполнительном производстве, ни в Законе об оценочной деятельности.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, в названном судебном решении не содержится выводов, касающихся запрета Чернобровкиной А.А. заниматься оценочной деятельностью.
Доводы, приведенные обществом, фактически сводятся к недоверию данному эксперту и обусловлены заинтересованностью указанного лица в проведении оценки имущественных прав должника.
Между тем такие доводы, по мнению суда, могут быть заявлены должником в порядке статьи 63 Закона об исполнительном производстве в порядке предъявления специалисту отвода, который рассматривается в соответствии с положениями данной статьи Закона.
Ссылка заявителя на осуществление оценщиком неправомерных действий, связанных с оценкой имущества, подлежит отклонению, поскольку в рамках рассматриваемого дела оценивается законность оспариваемых постановлений, вынесенных судебным приставом отдела.
В то же время в случае несогласия должника с действиями оценщика и (или) результатами оценки имущественных прав, проведенной оценщиком, общество вправе оспорить их в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что в рассматриваемом случае спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для отмены (изменения) обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 ноября 2012 года по делу N А05-13900/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севинвест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13900/2012
Истец: ООО "Севинвест"
Ответчик: Отдел Федеральной службы судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области
Третье лицо: ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску, территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Онежское лесничество