город Ростов-на-Дону |
|
27 марта 2013 г. |
дело N А32-26045/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Сурмаляна Г.А., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "НЭСК-электросети" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2012 по делу N А32-26045/2010
по заявлению открытого акционерного общества "НЭСК-электросети" к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ОАО "НЭСК") (далее - ОАО "НЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае (далее - управление, административный орган) от 17.08.2010 N 04-05/10-613 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 13.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку обществом подтверждающие документы с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, содержащей сведения об актах N 00000049 от 31.10.2009 на сумму 331 371,00 рублей, N 00000053 от 30.11.2009 на сумму 331 371,00 рублей представлены в уполномоченный банк 31.12.2009, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 3.14 Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок". Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
ОАО "НЭСК-электросети" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, ссылаясь на допущенные административным органом существенные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление представило в материалы дела отзыв, в котором указывает на отсутствие процессуальных нарушений, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о дате и времени судебного заседания, представителей не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда надлежит изменить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обществом в качестве заказчика заключен договор субаренды от 31.07.2009 N 12А/09 с фирмой-нерезидентом Компания "Каменест Девелопмент Инк." Виргинские острова (исполнитель) на комплексное и эксплуатационное обслуживание. Срок действия договора до 31.07.2010. Общая сумма договора 3 976 452,00 рублей.
По заключенному договору уполномоченным банком Краснодарским филиалом КБ "НАЦБИЗНБСБАНК" (ООО) 31.07.2009 оформлен паспорт сделки N 09070001/2795/0001/4/0.
В соответствии с условиями договора исполнителем оказаны услуги на общую сумму 662 742,00 рублей, что подтверждается актами N 00000049 от 31.10.2009 на сумму 331 371,00 рублей, N 00000053 от 30.11.2009 на сумму 331 371,00 рублей.
При осуществлении проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации Межрегиональным территориальным отделением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае установлено, что подтверждающие документы с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, содержащей сведения об актах N 00000049 от 31.10.2009 на сумму 331 371,00 рублей, N 00000053 от 30.11.2009 на сумму 331 371,00 рублей представлены в уполномоченный банк 31.12.2009, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
По факту выявленного правонарушения в отношении ОАО "НЭСК-электросети" составлен протокол об административном правонарушении от 12.07.2010 N 04-05/10-613 по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в отсутствие законного представителя общества.
Постановлением от 17.08.2010 N 04-05/10-613 ОАО "НЭСК-электросети" привлечено к административно ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Согласно части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", в соответствии с пунктом 2.4 которого резидент представляет в банк подтверждающие документы и два экземпляра справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе, исключительных прав на них.
Нарушение установленного п. 2.4 Положения N 258-П срока материалами дела подтверждается и обществом не отрицается.
В апелляционной жалобе общество ссылается на наличие процессуальных нарушений, допущенных административным органом в процедуре уведомления.
Указанный довод материалами дела не подтверждается.
Общество надлежаще извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 61), одновременно с этим ему разъяснены процессуальные права, однако общество не воспользовалось правом направить письменные пояснения; Новиков А.В. (не является законным представителем общества, представитель по доверенности), явившийся на составление протокола, присутствовал при его составлении, давал устные пояснения, не был допущен лишь к подписанию протокола; до рассмотрения дела общество представило письменные пояснения по существу вмененного нарушения (л.д. 50), само совершение правонарушения общество не оспаривало; нельзя сделать вывод о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку общество не было лишено возможности воспользоваться правами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в деянии общества усматривается событие и состав вмененного ему административного правонарушения, существенных процессуальных нарушений не установлено.
Вместе с тем, при вынесении решения суд первой инстанции не учел следующее.
На момент рассмотрения дела по существу редакция части 6 статьи 15.25 КоАП РФ изменилась, утратило силу Положение N 258-П.
С 01.10.2012 вступила в силу Инструкция Центрального Банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И).
В силу пунктов 9.2, 9.2.2 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции.
Таким образом, для подсчета срока исполнения обязанности используются рабочие, а не календарные дни. В связи с изложенным положения пунктов 9.2, 9.2.2 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации N 138-И в рассматриваемом случае, являются улучшающими положение общества по отношению к нормам пунктов 2.2, 2.4 Положения N 258-П, действовавшего на дату совершения обществом административного правонарушения.
Кроме того, 28.11.2011 вступил в законную силу Федеральный закон от 16.11.2011 N 311-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Законом N 311-ФЗ от 16.11.2011 статья 15.25 КоАП РФ дополнена частями 6.1, 6.2, 6.3, конкретизирующими ранее установленный состав части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, включавший ответственность как за нарушение порядка представления отчетности, так и нарушение сроков представления отчетности. С учетом изменений, внесенных Законом N 311-ФЗ от 16.11.2011, частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности по валютным операциям, а частями 6.1, 6.2, 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ - ответственность за нарушение срока представления отчетности по валютным операциям, дифференцированная в зависимости от периода нарушения срока.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Административный орган установил, что нарушение срока предоставления отчетности обществом составило 45 дней по первому эпизоду (справка по акту от 31.10.2009 N 00000049 представлена в уполномоченный банк 31.12.2009), 15 дней - по второму эпизоду (справка по акту от 30.11.2009 N 00000053 представлена в уполномоченный банк 31.12.2009).
Срок представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов, при исчислении срока в порядке, предусмотренном пунктом 9.2.2. Инструкции N 138-И, истекал 20.11.2009 - по первому эпизоду, 21.12.2009 - по второму эпизоду. Фактически справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представлены в банк 31.12.2009. С учетом положений пункта 9.2.1. Инструкции N 138-И срок представления справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов нарушен на 29 рабочих дней по первому эпизоду, на 8 дней - по второму эпизоду вместо 45 и 15 календарных дней соответственно, указанных в постановлении о назначении административного наказания от 17.08.2010 N 04-05/10-613.
С учетом изложенного деяние общества подлежит квалификации по части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ (часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ).
Исходя из положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
В соответствии с пунктом 2 того же постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции постановление исполнено не было, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, постановление административного органа о назначении обществу административного наказания в виде наложения штрафа в минимальном размере в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ следует признать не подлежащим исполнению в части взыскания с общества штрафа в размере 20 000 рублей, поскольку в силу изменения действующего законодательства на момент рассмотрения дела в суд первой инстанции минимальный размер штрафа за вменяемое обществу правонарушение составил 20 000 рублей.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2522/12 от 24.07.2012.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции, правомерно отказавшего обществу в удовлетворении заявления, следует дополнить указанием на то, что оспариваемое постановление не подлежит исполнению в части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2012 по делу N А32-26045/2010 изменить. Дополнить резолютивную часть решения абзацем: "Признать постановление Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае от 17.08.2010 N 04-05/10-613 в части наложения на открытое акционерное общество "НЭСК-электросети" административного взыскания в виде штрафа в размере 20 000 рублей не подлежащим исполнению".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26045/2010
Истец: ОАО " НЭСК", ОАО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ОАО "НЭСК")
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КК