Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 ноября 2007 г. N КА-А41/12166-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2007 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Александра" (далее - ООО "Александра") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Рузскому району Московской области (далее - ИФНС по Рузскому району МО) произвести зачет излишне уплаченных взносов из накопительной части в страховую часть фонда обязательного пенсионного страхования в сумме 28 400 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2007 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2007 г., заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ИФНС по Рузскому району МО подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить. По мнению лица, подавшего кассационную жалобу, обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Александра" возражало против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
В судебном заседании представитель ИФНС по Рузскому району МО поддержал доводы кассационной жалобы по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ООО "Александра" с доводами кассационной жалобы не согласился, ссылаясь на несостоятельность изложенных в ней доводов, и просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено арбитражными судами и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, ИФНС по Рузскому району МО письмом от 14.03.07 N 13/1778 отказало ООО "Александра" в зачете излишне уплаченной сумм из накопительной части в страховую часть пенсии.
Полагая, что названный выше отказ налогового органа не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Александра" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды исходили из наличия у ООО "Александра" переплаты на накопительную пенсии в размере 28 400 руб. и недоимки на туже сумму в страховой части трудовой пенсии, в связи с чем ИФНС по Рузскому району МО, как администратору поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, надлежало в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) произвести зачет.
Выводы арбитражных судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
Статьей 3 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.01 г. "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - Закон) под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Из статьи 2 Закона следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Статьей 2 вышеназванного Федерального закона и статьей 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.
При казначейском исполнении бюджета Пенсионного фонда страховые взносы учитываются на соответствующих кодах бюджетной классификации, администратором которых в соответствии с Приказом Минфина России от 21.12.05 N 152н являются налоговые органы.
Приказом Минфина России от 16.12.04 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).
С учетом вышеизложенного вывод арбитражных судов о том, что ИФНС по Рузскому району МО обладает полномочиями для принятия решения о зачете плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является правильным.
Иное толкование, приведенных выше норм, на котором настаивает в своей кассационной жалобе ИФНС по Рузскому району МО, не соответствует их содержанию и противоречит правовой позиции, изложенной в постановлениях Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.09.06 NN 2776/06 и 4240/06
Арбитражными судами установлено и не оспаривается налоговым органом, что ООО "Александра" ошибочно перечислило суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за декабрь 2006 г. и январь 2007 г. в сумме 28 400 руб. в накопительную часть трудовой пенсии вместо страховой, в результате чего в накопительной части возникла переплата в накопительной части на 28 400 руб., а в страховой части недоимка на ту же сумму, с заявлением о зачете ООО "Александра" обратилось 05.03.07
При таком положении дел, арбитражные суды пришли к законному и обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, сводятся к иной НК РФ и Закона, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не опровергают правильности выводов арбитражных судов.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176 и 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2007 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2007 г. по делу N А41-К2-7973/07 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Минфина России от 16.12.04 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).
С учетом вышеизложенного вывод арбитражных судов о том, что ИФНС по Рузскому району МО обладает полномочиями для принятия решения о зачете плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является правильным.
Иное толкование, приведенных выше норм, на котором настаивает в своей кассационной жалобе ИФНС по Рузскому району МО, не соответствует их содержанию и противоречит правовой позиции, изложенной в постановлениях Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.09.06 NN 2776/06 и 4240/06
...
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, сводятся к иной НК РФ и Закона, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не опровергают правильности выводов арбитражных судов."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 ноября 2007 г. N КА-А41/12166-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании