Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 ноября 2007 г. N КА-А40/12306-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2007 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Рапан" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Главному управление Пенсионного фонда N 7 по г. Москве и Московской области (далее - Управление) и Инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по г. Москве (далее - Инспекция) об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 10248 рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10 июля 2007 года заявленные требования удовлетворены в части, суд обязал Инспекцию осуществить возврат взносов. В отношении Управления в иске было отказано.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26 сентября 2007 года оставил решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом сослалась на неправомерность применения норм статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к отношениям по зачету либо возврату излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, различие правовой природы страховых взносов и налоговых платежей. Также указала, что Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) не определен орган государственной власти, уполномоченный производить зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов, не предусмотрен соответствующий порядок.
В судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы не явились Управление и Инспекция, извещены надлежащим образом, от Инспекции поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без ее участия. В силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ жалоба рассматривается без участия Управления и Инспекции.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены следующие имеющие значение для дела фактические обстоятельства.
Общество платежными поручениями N 12 от 14.08.2006 г., 18 от 08.09.2006 г., 22 от 10.10.2006 г., 28 от 10.11.2006 г., 2 от 15.01.2007 г., 8 от 05.02.2007 г. перечислил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на общую сумму 10248 рублей. При этом обществом вместо КБК 18210202010061000160, указан КБК 18210202020060000160. После обнаружения ошибки Общество платежным поручением N 19 от 20.03.2007 г. правильно уплатило взносы по надлежащему КБК.
Факт наличия переплаты Управлением и Инспекцией не оспариваются.
Общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне перечисленных страховых взносов, а впоследствии, в связи с несовершением инспекцией действий по возврату излишне уплаченных взносов, - в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.04 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В связи с изложенным вывод арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о наличии у инспекции права на осуществление зачета или возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является правильным.
В соответствии со статьей 2 Закона об обязательном пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются также законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
С учетом того, что Законом об обязательном пенсионном страховании не регламентирован порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, правомерной является ссылка арбитражных судов на положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 13 статьи 78 НК РФ правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды, а органы государственных внебюджетных фондов пользуются при этом правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Кодекса для налоговых органов.
В соответствии с пунктами 7 и 9 той же статьи НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика; возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В связи с чем арбитражными судами сделан правильный вывод о незаконности оспариваемого по делу бездействия инспекции.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к изложению противоположной позиции об отсутствии у инспекции правовых оснований для возврата денежных средств и бывшие предметом обсуждения судов первой и апелляционной инстанций, не могут быть приняты судом кассационной инстанции, постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июля 2007 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2007 г. N 09АП-12462/07-АК по делу N А40-10063/07-111-34 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 ноября 2007 г. N КА-А40/12306-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании