г. Хабаровск |
|
27 марта 2013 г. |
Дело N А73-12280/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е. Г.
судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Хабаровская топливная компания": Бредихин Вадим Михайлович, представитель по доверенности от 04.09.2012.;
от Федеральной таможенной службы: до перерыва: Зацепин А.А. представитель по доверенности от 23.11.2012, Лукьянцев С.В. представитель по доверенности от 14.11.2012, Пустовой М.О. представитель по доверенности от 19.12.2012, после перерыва Шерстюк В.А. представитель по доверенности от 19.12.2012;
от Ванинской таможни: до перерыва Кондратюк Ю.Ю. представитель по доверенности от 15.02.2013, Плехова Л.В. представитель по доверенности от 28.12.2012;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной таможенной службы, Ванинской таможни на решение от 24.12.2012 по делу N А73-12280/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Леонова Д.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хабаровская топливная компания"
к Ванинской таможне, Федеральной таможенной службе в лице Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров (ГУТКПВТ)
о признании недействительными решений и требования таможенных органов
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хабаровская топливная компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров Федеральной таможенной службы от 01.08.2012 N ,N 10000000/000/010812/Т0036/1, 10000000/000/010812/Т0036/2, 10000000/000/010812/Т0036/3, 10000000/000/010812/Т0036/4, 10000000/000/010812/Т0036/5, 10000000/000/010812/Т0036/6, 10000000/000/010812/Т0036/7, 10000000/000/010812/Т0036/8, 10000000/000/010812/Т0036/9, 10000000/000/010812/Т0036/10; 10000000/000/010812/Т0036/11; признании недействительным требование Ванинской таможни от 06.09.2012 N 10711000/06092012/14 об уплате таможенных платежей в размере 42 110 845, 57 руб., в том числе: таможенных платежей - 36 540 998, 32 руб., пени - 5 569 847, 25 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 24.12.2012 по делу N А73-12280/2012 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенные орган обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционных жалоб таможенные органы ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Общество считает решение суда законным, обоснованным и просит оставить его без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзывах, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб таможенных органов.
Как видно из материалов дела, между ООО "Хабаровская топливная компания" (продавец) и компанией "Transbunker Trading Ltd." (Кипр) (покупатель) 10.12.2009 заключен контракт N ТТ-12, а 05.07.2010 заключен контракт N ТТ-14.
В соответствии с пунктом 1.1 контрактов продавец продал, а покупатель купил следующие нефтепродукты:
мазут топочный - до 500 000 метрических тонн (контракт N ТТ-14); до 2 500 000 метрических тонн (контракт N ТТ-12);
мазут флотский Ф-5 - до 50 000 метрических тонн (контракт N ТТ-14); до 500 000 метрических тонн (контракт N ТТ-12);
нафта - до 200 000 метрических тонн (контракт N ТТ-14); до 1 500 000 метрических тонн (контракт N ТТ-12);
дизельное топливо летнее - до 500 000 метрических тонн (контракт N ТТ-12);
дизельное топливо зимнее - до 500 000 метрических тонн (контракт N ТТ-12);
дизельное топливо аркт. - до 500 000 метрически тонн (контракт N ТТ-12);
топливо для силовых стационарных установок севера (ТССУС) - до 500 000 метрических тонн (контракт N ТТ-12);
топливо судовое маловязкое - до 500 000 метрических тонн (контракт N ТТ-12);
нефть сырая обессоленная и обезвоженная - до 300 000 метрических тонн (контракт N ТТ-12).
Пунктами 3.1 контрактов определены условия поставки FCA или FOB (условия определяются дополнениями к контракту составляемыми на каждую отгружаемую партию продуктов) п. Ванино нефтебаза ЗАО "Трансбункер" г.Находка, г. Владивосток, п. Восточный.
Общая сумма контракта для оформления паспорта сделки составляет 150 000 000 долларов США (контракт N ТТ-12) и 200 000 000 долларов США (контракт N ТТ-14). При этом цена продукта оговаривается в соответствующем дополнении, которое является неотъемлемой частью контракта и подписывается сторонами на каждую судовую партию продукта (пункт 4.1 контрактов).
В рамках исполнения указанных контрактов общество в течение 2010-2012 годов на основании дополнений к контрактам передало на условиях FCA п. Ванино покупателю - "Transbunker Trading Ltd." нефтепродукты и в целях таможенного декларирования представило в Ванинскую таможню следующие декларации на товары (далее - ДТ):
- N 10711020/300710/0001725 на 9 750 тн. мазута топочного;
- N 10711020/310810/0001919 на 4 800 тн. мазута топочного;
- N 10711020/291010/0002303 на 13 000 тн. мазута топочного;
- N 10711020/291210/0002770 на 15 000 тн. мазута топочного;
- N 10711020/280111/0000159 на 8 600 тн. мазута топочного;
- N 10711020/250211/0000381 на 1 725 тн. нафты;
- N 10711020/250211/0000385 на 3 500 тн. мазута топочного;
- N 10711020/250211/0000390 на 7 000 тн. мазута топочного;
- N 10711020/300311/0000681 на 3 700 тн. нафты;
- N 10711020/300311/0000684 на 5 000 тн. мазута топочного;
- N 10711020/220412/0000948 на 10 000 тн. мазута топочного;
Ванинской таможней произведен выпуск нефтепродуктов, что подтверждается соответствующими отметками в декларациях. При этом таможенные пошлины уплачены обществом по ставкам, действующим на дату регистрации таможенных деклараций.
На основании решения руководителя ФТС России N 10000000/070612/Р0036 в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 4 статьи 132 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) назначена внеплановая выездная таможенная проверка общества по вопросам достоверности сведений, заявленных в декларациях на товары и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решений о выпуске товаров; соблюдения установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) Российской Федерации условий таможенных процедур при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза; соблюдения иных требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2,6,7 пункта 3 статьи 122 ТК ТС (проверяемый период 2010-2012 годы).
В ходе проверки таможенным органом исходя из положений статей 142, 144 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее КТМ) сделан вывод, что представленные при таможенном декларировании по вышеуказанным таможенным декларациям коносаменты являются недействительными в силу их подписания ненадлежащим лицом, а именно не перевозчиком, а компанией "Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД" (лицом, ей уполномоченным - агентирующей компанией ООО "Шип Сервис").
Так, по декларации на товары N 10711020/300710/0001725 заявлен товар 9 750 т мазута топочного, помещаемый под таможенную процедуру экспорта и вывозимый с таможенной территории Таможенного союза на танкере "HC DALIA". При декларировании товар находился в п.Ванино по ул. Железнодорожная, 1.
В качестве транспортного (перевозочного) документа при подаче таможенной декларации обществом представлен береговой коносамент от 30.07.2010 N VC-1, подписанный ООО "Шип Сервис".
Вместе с тем, выдача разрешения на убытие товара по данной декларации осуществлена Ванинской таможней 02.08.2010. При этом на убытие таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VC-1 от 02.08.2010, который подписан капитаном морского судна, т.е. от имени перевозчика.
В этой связи таможенный орган считает, что исчисление и уплата таможенных пошлин должны производиться по ставкам, действовавшим на дату фактического убытия товаров, а не на дату регистрации таможенной декларации. Поскольку в данном случае, ставки таможенных пошлин на дату регистрации спорных таможенных деклараций были ниже, чем эти ставки на момент фактического вывоза нефтепродуктов, таможенный орган пришел к выводу о занижении обществом подлежащих уплате таможенных платежей.
По декларации на товары N 10711020/310810/0001919 на мазут топочный в количестве 4 800 т при таможенном декларировании предъявлен коносамент N VJ-2 от 31.08.2010, подписанный не перевозчиком - компанией Белерион Мэритайм Ко., а фрахтователем морского судна "OVERSEAS KIMOLOS" - компанией Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД (лицом, ей уполномоченным - агентирующей компанией ООО "Шип Сервис").
При этом разрешение на убытие с таможенной территории мазута топочного по данной декларации получено 02.09.2010, а на убытие таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VJ-2 от 02.09.2010, который подписан капитаном морского судна - танкера "OVERSEAS KIMOLOS".
По декларации на товары N 10711020/291010/0002303 на мазут топочный в количестве 13 000 т при таможенном декларировании представлен коносамент VC-2 от 29.10.2010, подписанный ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание коносамента фрахтователем морского судна "EAST SIBERIAN SEA" - компанией "Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД". Разрешение на убытие с таможенной территории мазута топочного получено 05.11.2010, а при убытии в таможенный орган представлен бортовой коносамент VC-2 от 05.11.2010, который подписан капитаном морского судна.
По декларации N 10711020/291210/0002770 на мазут топочный в количестве 15 000 т при таможенном декларировании представлен коносамент VC-1 от 29.12.2010, подписанный ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание коносамента фрахтователем морского судна "НС DALIA" - компанией Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД.
Разрешение на убытие с таможенной территории таможенного союза товара (мазут топочный) осуществлено таможенным органом 03.01.2011, а при убытии таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VC-1 от 31.12.2010, который подписан капитаном морского судна.
По декларации на товары N 10711020/280111/0000159 на мазут топочный в количестве 8 600 т при таможенном декларировании представлен коносамент VC-1 от 28.01.2010, подписанный ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание коносамента фрахтователем морского судна "НС DALIA" - компанией Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД. Разрешение на убытие с таможенной территории таможенного союза товара (мазут топочный) осуществлено таможенным органом 05.02.2011, а при убытии таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VC-1 от 04.02.2010, который подписан капитаном морского судна.
По декларации на товары N 10711020/250211/0000381 на нафту в количестве 1 725 т при таможенном декларировании представлена морская накладная VK-1 от 25.02.2011, подписанная ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание морской накладной фрахтователем морского судна "OMEGA PRINCESS" - компанией Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД. Разрешение на убытие с таможенной территории таможенного союза товара (мазут топочный) осуществлено таможенным органом 08.03.2011, а при убытии таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VК-1 от 08.03.2011, который подписан капитаном морского судна.
По декларации на товары N 10711020/250211/0000385 на мазут топочный в количестве 3 500 т при таможенном декларировании представлен коносамент VC-1 от 25.02.2011, подписанный ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание коносамента фрахтователем морского судна "НС DALIA" - компанией Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД.
Разрешение на убытие с таможенной территории таможенного союза товара (мазут топочный) осуществлено таможенным органом 18.03.2011, а при убытии таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VC-1 от 17.03.2011, который подписан капитаном морского судна.
По декларации на товары N 10711020/250211/0000390 на мазут топочный в количестве 7 000 т при таможенном декларировании представлен коносамент VCН-1 от 25.02.2011, подписанный ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание коносамента фрахтователем морского судна "НС DALIA" - компанией Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД. Разрешение на убытие с таможенной территории таможенного союза товара (мазут топочный) осуществлено таможенным органом 11.04.2011, а при убытии таможенному органу предъявлен бортовые коносаменты VCН-1 и VCН-2 от 31.12.2010, которые подписаны капитаном морского судна.
По декларации на товары N 10711020/300311/0000681 на товар - нафта в количестве 3 700 т при таможенном декларировании представлена морская накладная VJ-1 от 30.03.2011, подписанная ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание коносамента фрахтователем морского судна "OMEGA PRINCESS" - компанией Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД. Разрешение на убытие с таможенной территории Таможенного союза товара (мазут топочный) осуществлено таможенным органом 02.04.2011, а при убытии таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VJ-1 от 30.03.2011, который подписан капитаном морского судна.
По декларации на товары N 10711020/300311/0000684 на мазут топочный в количестве 5 000 т при таможенном декларировании представлен коносамент VC-1 от 30.03.2011, подписанный ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание коносамента фрахтователем морского судна "HC DALIA"- компанией Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД. Разрешение на убытие с таможенной территории таможенного союза товара (мазут топочный) осуществлено таможенным органом 02.05.2011, а при убытии таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VC-1 от 02.05.2011, который подписан капитаном морского судна.
По декларации на товары N 10711020/220411/0000948 на мазут топочный в количестве 10 000 т при таможенном декларировании представлен коносамент VJ-1 от 22.04.2011, подписанный ООО "Шип Сервис", действующим как агент морского судна и уполномоченным на подписание коносамента фрахтователем морского судна "AKAMA"- компанией Даксин Петролеум ПТЕ ЛТД. Разрешение на убытие с таможенной территории таможенного союза товара (мазут топочный) осуществлено таможенным органом 04.05.2011, а при убытии таможенному органу предъявлен бортовой коносамент VJ-1 от 03.05.2011, который подписан капитаном морского судна.
Указанные обстоятельства отражены в акте выездной таможенной проверки от 01.08.2012 N 10000000/000/010812/А0036 (утвержден руководителем ФТС 01.08.2012).
По результатам проверки Главным управлением таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России приняты решения:
- N 10000000/000/010812/Т0036/1, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/300710/0001725 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенных платежей и вывозной таможенной пошлины, действующей на 02.08.2010 года: 102,4 долларов США с применением курса валют, действующего на 02.08.2010, а также произвести расчет и доначисление причитающихся пеней;
- N 10000000/000/010812/Т0036/2, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/310810/0001919 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 02.09.2010 года: 105,9 долларов США за 1000 кг. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2010 N 652 с применением курса валют, действующего на 02.09.2010;
- N 10000000/000/010812/Т0036/3, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/291010/0002303 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 05.11.2010 года: 112,1 долларов США за 1000 кг. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.10.2010 N 858 с применением курса валют, действующего на 05.11.2010;
- N 10000000/000/010812/Т0036/4, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/291210/0002770 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 03.01.2011: 121,9 долл. США за 1000 кг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1110 от 24.12.2010 с применением курса валют, действующего на 03.01.2011;
- N 10000000/000/010812/Т0036/5, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/280111/0000159 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 05.02.2011: 161,8 долларов США за 1000 кг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 15 от 21.01.2011 с применением курса валют, действующего на 05.02.2011 года;
- N 10000000/000/010812/Т0036/6, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/250211/0000381 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 08.03.2011 года: 244,6 долларов США за 1000 кг. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 22.02.2011 с применением курса валют, действующего на 08.03.2011 года;
- N 10000000/000/010812/Т0036/7, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/250211/0000385 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 18.03.2011 года: 170,6 долларов США за 1000 кг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 99 от 22.02.2011 с применением курса валют, действующего на 18.03.2011 года;
- N 10000000/010812/Т0036/8, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/250211/0000390 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 08.03.2011 года: 197,9 долларов США за 1000 кг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 187 от 24.03.2011 с применением курса валют, действующего на 11.04.2011 года;
- N 10000000/010812/Т0036/9, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/300311/0000681 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 02.04.2011 года: 283,9 долларов США за 1000 кг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 187 от 24.03.2011 с применением курса валют, действующего на 02.04.2011 года;
- N 10000000/010812/Т0036/10, в соответствии с которым по ДТ N10711020/300311/0000684 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 02.05.2011 года: 211,8 долларов США за 1000 кг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 311 от 25.04.2011 с применением курса валют, действующего на 02.05.2011 года;
- N 10000000/010812/Т0036/11, в соответствии с которым по ДТ N 10711020/220411/0000948 Ванинской таможне предписано произвести доначисление таможенной пошлины по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на 04.05.2011 года: 211,8 долларов США за 1000 кг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 311 от 25.04.2011 с применением курса валют, действующего на 04.05.2011 года.
На основании указанных решений, Ванинской таможней в адрес общества направлено требование об уплате таможенных платежей от 06.09.2012 N 10711000/06092012/14, в соответствии с которым обществу предложено в срок не позднее 20 дней со дня вручения данного требования уплатить задолженность в сумме 42 110 845,57 руб., в том числе: 36 540 998,32 руб. - таможенные платежи; пени 5 569 847,25 руб.
Согласно статье 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов. Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Требование выставлено обществу по акту таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 24.08.2012 N 10711000/240812/0000012, составленному Ванинской таможней на основании оспариваемых в данном деле решений ФТС России от 01.08.2012.
Апелляционный суд полагает, что у таможенного органа не было оснований доначислять таможенные платежи в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под вывозом товаров с таможенной территории таможенного союза понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, до фактического пересечения таможенной границы.
Согласно части 1 статьи 181, статьи 183 ТК ТС, при помещении под таможенные процедуры, за исключением процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, которая сопровождается документами, на основании которых она заполнена, если иное не установлено настоящим кодексом.
Пунктом 3 части 1 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что при подаче таможенной декларации должны быть представлены транспортные (перевозочные) документы. При этом законодателем не указано, что таким документом является именно бортовой коносамент.
В силу пункта 38 части статьи 4 ТК ТС под транспортными (перевозочными) документами, понимаются коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке.
Согласно положениям статей 115, 117 КТМ РФ, коносамент может быть выдан до фактической погрузки груза на борт судна, им подтверждается факт принятии груза к перевозки, при этом реальная погрузка может не совпадать с моментом заключения договора. В связи с этим, учитывая положения пункта 7 статьи 3 "Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года" от 25.08.1924, бортовым коносаментом должен считаться коносамент или иной товарораспорядительный документ, в котором перевозчиком сделаны отметки в названии судна, на которые грузы были отгружены, а также о дате или датах отправки.
В силу статьи 144 КТМ РФ требования отправителя к бортовому коносаменту посредством дополнения любого ранее выданного документа могут быть удовлетворены перевозчиком в случае, если дополненный таким образом документ включает в себя все данные, которые должны содержаться в бортовом коносаменте. Следовательно, коносамент будет являться перевозочным документом.
В соответствии со статьей 142 КТМ РФ после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент.
Согласно положениям пункта 2 статьи 144 КТМ РФ после того как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором в дополнение к данным, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должны быть указаны дата погрузки груза или даты погрузки груза. Если перевозчик до погрузки груза на борт судна выдал отправителю коносамент на принятый для перевозки груз или иной относящийся к данному грузу товарораспорядительный документ, отправитель должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент. При этом КТМ РФ не содержит положение о том, что при отсутствии просьбы перевозчика о возврате первоначального коносамента он аннулируется.
Таможенным органом приняты поданные обществом таможенные декларации с приложением документов, необходимых для оформления товара, в том числе коносаменты, с указанием всех необходимых сведений.
Общество применило при декларировании ставку пошлины, действующую на момент подачи декларации, т.к. ему были известны все данные для декларирования: наименование, точное количество товара и его стоимости. Из материалов дела видно, что общество никаких изменений, уточнений сведений о виде, количестве вывезенного товара, транспортном средстве не производило.
При таможенном оформлении не было выявлено нарушений законодательства, выпуск товара с таможенной территории Российской Федерации был разрешен таможенным органом.
По мнению таможенного органа, представленные обществом при таможенном декларировании коносаменты, подписанные агентирующей компанией ООО "Шип Сервис", не подтверждают наличие договора перевозки, поскольку подписаны не перевозчиком.
Из материалов дела следует, что нефтепродукты, заявленные в спорных таможенных декларациях, были реализованы обществом покупателю - компании "Transbunker Trading Ltd." (Кипр) на условиях FCA Ванино согласно внешнеторговым контрактам от 10.12.2009 N ТТ-12 и от 05.07.2010 N ТТ-14 с дополнениями к указанными контрактам на каждую партию товара, составленными в соответствии с пунктом 4.1 контрактов.
В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов, условие FCA "Free Carrier"/"Франко перевозчик" означает, что продавец осуществляет передачу товара, прошедшего таможенную очистку для вывоза указанному покупателем перевозчику, в обусловленном месте.
При этом выбор места передачи товара имеет значение в отношении обязательств по погрузке и разгрузке товара в этом месте. При осуществлении поставки в помещениях продавца он отвечает за погрузку товара. При осуществлении поставки в любом ином месте продавец не несет ответственности за разгрузку товара.
Под словом "перевозчик" понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется выполнить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским, внутренним водным транспортом или в смешанной перевозке.
Если покупатель уполномочивает продавца поставить товар лицу, не являющемуся перевозчиком, продавец считается выполнившим свою обязанность по поставке товара с момента передачи его данному лицу.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлено, что нефтепродукты, в дальнейшем реализованные обществом компании "Transbunker Trading Ltd.", находились на нефтебазе ООО "Трансбункер-Ванино" (п.Ванино).
В соответствии с условием поставки FCA компания "Transbunker Trading Ltd." письмами от 25.02.2011 N 2502/15-АР (л.д.120 т.1), от 30.07.2010 N 3007/21-АР (л.д.21 т.9), от 31.08.2010 N 3108/26-АР (л.д.35 т.9), от 29.10.2010 N 2910/32-АР (л.д.60 т.9), от 29.12.2010 N 2912/37-АР (л.д.87 т.9), от 28.01.2011 N 2801/08-АР (л.д.106 т.9), от 25.02.2011 N 2502/51-АР (л.д.132 т.9), от 25.02.2011 N 2502/14-АР (л.д.145 т.9), от 30.03.2011 N 3003/27-АР (л.д.173 т.9), от 30.03.2011 N 3003/28-АР (л.д.191 т.9), от 22.04.2011 N 2204/29-АР (л.д.216 т.9) уполномочило продавца - ООО "ХТК" произвести передачу нефтепродуктов (впоследствии задекларированных по спорным таможенным декларациям) компании агенту ООО "Шип Сервис" для компании Даксин Петролеум ПТЕ Лтд. Факт передачи нефтепродуктов подтверждается представленными при таможенном декларировании коносаментами и морскими накладными.
Таким образом, в полном соответствии с условиями поставки, на основании писем покупателя, продавец - ООО "ХТК" передало товар лицу, указанному покупателем, а именно ООО "Шип Сервис" для компании Даксин Петролеум, тем самым выполнило обязанность по поставке товара, и представило соответствующие таможенные декларации.
При этом, согласно агентскому договору от 22.12.2008 N 167/27/08 (л.д.121-130 т.1) принципал - компания Даксин Петролеум ПТЕ Лтд, назначила ООО "Шип Сервис" Агентом по совершению юридически значимых действий, связанных с обслуживанием судов, по отношению к которым Принципал выступает как Судовладелец/Оператор/Фрахтователь в портах Ванино, Советская Гавань.
Из материалов дела следует и не оспаривалось в судебном заседании представителями участвующих в деле лиц, что компания Даксин Петролеум являлась покупателем нефтепродуктов у компании "Transbunker Trading Ltd." на условиях FOB.
Согласно письму компании Даксин Петролеум (л.д. 21 т.13) фактическая приемка нефтепродуктов для перевозки от компании "Transbunker Trading Ltd." производилась в емкостях нефтебазы ООО "Трансбункер Ванино" агентом - ООО "Шип Сервис". При этом приемка осуществлялась на основании первоначальных коносаментов.
Право ООО "Шип Сервис" на подписание коносаментов, подтверждающих принятие к отгрузке нефтепродуктов, запланированных к погрузке на определенные суда подтверждается имеющимися в материалах дела уполномочивающими письмами компании Даксин Петролеум.
Общество не имело договорных взаимоотношений ни с ООО "Шип сервис", ни с компанией Даксин Петролеум ПТЕ Лтд, а передача нефтепродуктов ООО "Шип Сервис" произведена не на борту судна, а в емкостях нефтебазы.
Таможенным органом не оспаривается, что компания Даксин Петролеум ПТЕ Лтд. является фрахтователем танкеров, на которые осуществлялась бункеровка нефтепродуктов, задекларированных по спорным таможенным декларациям.
В заседании суда первой инстанции представитель ФТС России подтвердил, что суда, на которых происходил вывоз задекларированных по спорным таможенным декларациям нефтепродуктов, арендованы компанией Даксин Петролеум ПТЕ Лтд на основании договоров тайм-чартера (л.д. 47 т.14). Доказательства о существовании и исполнении договоров тайм-чартера имеются в материалах дела: тома 9 -11., в результатах проведения проверки в т.4.
В соответствии со статьёй 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
В силу статьи 205 КТМ в случае, если судно предоставлено фрахтователю для перевозки груза, он вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. В данном случае фрахтователь несет ответственность перед грузовладельцем в соответствии с правилами, установленными статьями 166 - 176 настоящего Кодекса. Следовательно, компания Даксин Петролеум ПТЕ Лтд. либо по её поручению иное лицо вправе подписывать соответствующие коносаменты (морские накладные).
Таможенный орган указывает, что в данном случае отсутствует договор перевозки грузов между фрахтователем и грузополучателем в связи с чем, учитывая наличие заключенного договора тайм-чартера, перевозчиком будет являться лицо, ответственное за использование транспортных средств (судовладелец), которое одновременно выступает в качестве фрахтовщика по договору тайм-чартера.
По договору тайм-чартера фрахтователю передается само транспортное средство, а не его часть либо вместимость для доставки грузов. В соответствии со статьей 206 КТМ РФ капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна. В тоже время для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, в том числе и перевозка грузов. При этом не имеет значение кто является покупателем товара, в т.ч. и лицо одновременно являющееся перевозчиком.
Статьёй 144 КТМ РФ предусмотрено, что коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.
Коносаменты (морские накладные), подписанные ООО "Шип Сервис" и бортовые коносаменты, подписанные капитанами судов, свидетельствует о том, что сведения, указанные в данных документах относительно наименования груза, его количества, наименования судна полностью соответствуют сведениям, заявленным в соответствующих таможенных декларациях.
Апелляционный суд полагает, что в нарушение статьи 200 АПК РФ таможенный орган не доказал законности принятых им решений по результатам таможенной проверки. На основании изложенного решения и выставленное требование не соответствуют таможенному законодательству.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.12.2012 по делу N А73-12280/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12280/2012
Истец: ООО "Хабаровская топливная компания"
Ответчик: Ванинская таможня, Дальневосточное таможенное управление Федеральной таможенной службы, Федеральная таможенная служба России в лице Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров (ГУТКПВТ)
Третье лицо: ООО "Трансбункер-Ванино"