г.Москва |
|
08 мая 2013 г. |
N А40-155551/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.05.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Москвиной Л.А., Захарова С.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГКУ "Инженерная служба Левобережного района"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.02.2013
по делу N А40-155551/2012, принятое судьей Лапшиной В.В.,
по заявлению ГКУ "Инженерная служба Левобережного района"
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Голубкова П.А. по доверенности от 18.02.2013,
представителя ответчика Кузяева К.В. по доверенности от 19.11.2012,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 22.02.2013, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований ГКУ "Инженерная служба Левобережного района" о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 23.11.2012 N 0710-767/2012-1 о привлечении Учреждения к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.4.36 Закона города Москвы "Кодекс об административных правонарушениях".
При принятии данного решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление и порядок его принятия соответствуют закону, административным органом были установлены событие и состав правонарушения, в том числе вина Общества в совершении вмененного правонарушения.
Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе Учреждение просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Считает, что Учреждение не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не занимается деятельностью, в результате которой образуются отходы.
Представитель ответчика в судебном заседании, возражая против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав позиции представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с п.3.14.3 Постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 N 939-ПП "Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы" Департамент осуществляет ведение Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы.
При осуществлении указанных функций 21.09.2012 Департаментом было установлено нарушение ГКУ "Инженерная служба Левобережного района" Постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы", выразившееся в непредставлении данных, необходимых для ведения сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы за 2011 год.
09.11.2012 по данному факту уполномоченным лицом Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды в присутствии представителя Учреждения по доверенности Голубкова П.А. составлен протокол об административном правонарушении N 0710-767/2012-1 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.4.36 Закона г.Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (том 2 л.д.13).
Постановлением Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды от 23.11.2012 N 0710-767/2012-1 ГКУ "Инженерная служба Левобережного района" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы, выразившемся в непредставлении данных об отходах производства и потребления за отчетный (2011) год в Департамент природопользования и охраны окружающей среды, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 100 000 рублей.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Учреждения в Арбитражный суд г.Москвы с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности вынесенного постановления о привлечении ГКУ "Инженерная служба Левобережного района" к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В соответствии с разделом 3 приложения N 2 к Постановлению Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории города Москвы, до первого сентября года, следующего за отчетным годом, представляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм на электронном и бумажном носителях.
При этом согласно данному Постановлению поставщиками информации для банка данных об отходах производства и потребления являются все индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления (образованием, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением).
В соответствии с п.2.10 приложения 2 к Постановлению индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе производственной деятельности которых образуются отходы производства и потребления, специализирующиеся на переработке (обезвреживании) отходов, занимающиеся транспортировкой отходов, представляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы сведения об отходах в виде информационных форм.
В настоящем случае, как усматривается из материалов дела, ГКУ "Инженерная служба Левобережного района" осуществляет фактическую хозяйственную деятельность в соответствии с Уставом по адресу г.Москва, ул.Смольная, д. 37.
Указанное обстоятельство не оспаривается и не отрицается сторонами.
Во исполнение определения Департамента об истребовании сведений от 06.11.2012 заявителем были представлены: договоры на предоставление эксплуатационных услуг, заключенные с ООО "ДЕЗ Левобережный" (Поставщик), согласно которым Поставщик предоставляет Потребителю эксплуатационные услуги за нежилые помещения ГКУ "Инженерная служба Левобережного района" (Потребитель), находящиеся по адресам: г.Москва, ул. Беломорская, д.26; Валдайский пр-д, д. 9А, корп.1; Валдайский пр-д, д.10, корп.1; Ленинградское шоссе, д.96, корп.5; ул.Смольная д.51, корп.1, действовавшие в 2011 году, от 01.01.2011 N 017-1к/17э; от 01.04.2011 N 017-1к/17э; от 01.07.2011 N 017-1к/17э; от 01.10.2011 N 017-1к/17э; от 01.01.2011 N 017-1э/17; от 01.04.2011 N 017-1э/17; от 01.07.2011 N 017-1э/17, от 01.10.2011 N 017-1э/17, акты сдачи-приемки предоставленных услуг по ним.
Предоставленными документами подтверждается, что между ГКУ "ИС Левобережного района" и ООО "ДЕЗ Левобережный" заключены договоры на 2011 год на предоставление эксплуатационных услуг, согласно которым ООО "ДЕЗ Левобережный" в период с 1 по 4 кварталы 2011 года осуществляло вывоз ТБО, образовавшихся в результате деятельности ГКУ "ИС Левобережного района". В свою очередь, ГКУ "ИС Левобережного района" осуществляло оплату за оказанные ООО "ДЕЗ Левобережный" услуги за период 1-4 кв. 2011 года, в том числе по вывозу ТБО на основании актов сдачи-приема предоставленных услуг.
Согласно письму от 10.10.2012 N 475 занимаемые ГКУ "ИС Левобережного района" нежилые помещения, переданные на праве оперативного управления, расположены в многоквартирном доме, в связи с чем обязанность по предоставлению отчетов возлагается на ООО "ДЕЗ Левобережный".
Исходя изложенного, следует сделать вывод о том, что в процессе деятельности Учреждения образуются отходы и, соответственно, организация обязана представлять в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах в виде информационных форм, необходимые для ведения Сводного кадастра.
Ссылка Учреждения на отсутствие такой обязанности отклоняется апелляционным судом как противоречащая нормам действующего законодательства.
Доводы подателя жалобы относительно того, что Учреждение не является субъектом административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы, поскольку не является организацией, специализирующейся на деятельности по обращению с отходами, не принимаются апелляционным судом как необоснованные.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В силу указанной статьи Закона обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов, в свою очередь, понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В настоящем случае, как видно из материалов дела, Учреждение на своей территории складировало и хранило отходы, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, Учреждение, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
С учетом изложенного, вести речь о том, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы, являются только лица, специализирующиеся на деятельности по обращению с отходами, представляется неправомерным.
При таких обстоятельствах Учреждение обязано было в силу вышеприведенных норм до первого сентября года, следующего за отчетным годом, представить в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм на электронном и бумажном носителях.
Между тем данная обязанность заявителем исполнена не была, в связи с чем вывод о наличии в действиях Учреждения события административного правонарушения, выразившегося в непредставлении данных об отходах производства и потребления за отчетный (2011) год в Департамент природопользования и охраны окружающей среды, является обоснованным, подтвержденным имеющимися в материалах дела доказательствами.
Вина заявителя в совершении данного правонарушения установлена, подтверждена материалами дела, принимая во внимание, что у Учреждения имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае процедура привлечения Учреждения к ответственности административным органом соблюдена. Нарушений, влекущих отмену постановления, судом апелляционной инстанции не выявлено. Протокол об административном правонарушении составлен, и оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом. Срок привлечения к административной ответственности не нарушен.
В соответствии с п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В настоящем случае, исходя из вышесказанного, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 23.11.2012 N 0710-767/2012-1 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы, соответствует действующему законодательству, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.02.2013 по делу N А40-155551/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-155551/2012
Истец: ГКУ "Инженерная служба Левобережного района", ГКУ ИС ЛЕВОБЕРЕЖНОГО РАЙОНА
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДОРОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МОСКВЫ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ