г. Пермь |
|
13 мая 2013 г. |
Дело N А71-8060/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Щеклеиной Л.Ю., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кожевниковой К.В.
при участии:
от заявителя - администрации города Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137): не явились,
от заинтересованного лица - Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800279014, ИНН 1831100790): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, администрации города Ижевска,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 февраля 2013 года
по делу N А71-8060/2012,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,
по заявлению администрации города Ижевска
к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике
о признании недействительным предписания,
установил:
Администрация города Ижевска обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от 10.04.2012 N 2/1/1-23 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Определением от 29.08.2012 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А71-7201/2012.
Определением от 21.12.2012 производство по настоящему делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2013 заявленные требования удовлетворены частично, признан недействительным не соответствующим Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности пункт 18 предписания Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от 10.04.2012 N 2/1/1-23. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, администрация города Ижевска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы администрация города Ижевска указывает на то, что обстоятельства, установленные по делу N А71-7201/2012, не являются преюдициальными для рассмотрения настоящего дела. По мнению администрации города Ижевска, судом не учтено, что Правила пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03) на момент рассмотрения настоящего дела отменены, внесены изменения в Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
Управление надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 14.03.2012 N 2 Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике проведена внеплановая выездная проверка с целью оценки соответствия осуществляемой администрацией города Ижевска деятельности обязательным требованиям пожарной безопасности.
В ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
Первомайский район. Микрорайон "Люли"
1. Дороги, проезды и подъезды к жилым домам по ул.ул. Картофельная, Овсяная, к зданиям и сооружениям машинного двора, весовой, складов, силосной, коровников, к водоисточникам (пожарные гидранты, пирс), используемым для целей пожаротушения, от снега не очищены (п. 4 ст. 4, ст. 67 Закона N 123-ФЗ, ППБ 01-03 п. 23);
2. Подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из естественного водоисточника (пруда) не устроен (ППБ 01-03 п. 94);
3. У пожарных гидрантов (ул. Картофельная, 16; ул. Овсяная, 5) и пирса (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) не установлены (ППБ 01-03 п. 90);
4. Пожарные гидранты от снега не очищены (ул. Пшеничная, 8, 10, 16; ул. Картофельная, 16, на въезде; ул. Овсяная, 5, на въезде; ул. Люлинская, 8б, 1, на повороте Летняя в поле, Заречная, 2, 16; пер.Заречный и ул. Кедровая; ул. Кедровая, 7, на повороте) (ППБ 01-03 п. 89);
5. Пожарный объем воды в водонапорной башне из расчета на десятиминутную продолжительность тушения одного наружного и одного внутреннего пожаров при одновременном наибольшем расходе воды на другие нужды не предусмотрен (СНиП 2.04.02-84* п. 9.5);
Микрорайон с-з "Медведево"
6. Противопожарное расстояние от жилых и хозяйственных строений (ТСЖ "Изумрудный", ул. Санаторная) до лесного массива менее 15-м. (п. 4 ст. 4, п. 15 ст. 69 Закона N 123-ФЗ);
7. Пожарные гидранты от снега не очищены (ППБ 01-03 п. 89);
8. Дороги, проезды и подъезды к жилым домам к зданиям и сооружениям, к пожарным гидрантам, используемым для целей пожаротушения, от снега не очищены (п. 4 ст. 4, п. 17 ст. 67 Закона N 123-ФЗ, ППБ 01-03 п. 22)
9. Водонапорная башня приспособления для отбора воды пожарной техникой в любое время года не имеет (ППБ 01-03 п. 95);
10. Пожарный объем воды в водонапорных башнях из расчета на десятиминутную продолжительность тушения одного наружного и одного внутреннего пожаров при одновременном наибольшем расходе воды на другие нужды не предусмотрен (СНиП 2.04.02-84* п. 9.5);
11. Тупиковые проезды разворотными площадками для пожарной техники размерами 15x15м не заканчиваются (ул. Изумрудная - тупиковый проезд протяженностью более 150-м.). (п. 4 ст. 4, п.13 ст. 67 Закона N 123-ФЗ);
Микрорайон "Костина мельница"
12. Противопожарное расстояние от жилых и хозяйственных строений (ТСЖ "Изумрудный", ул. Санаторная) до лесного массива менее 15-м. (п. 4 ст. 4, п. 15 ст. 69 Закона N 123-ФЗ);
13. Пожарный объем воды в водонапорных башнях из расчета на десятиминутную продолжительность тушения одного наружного и одного внутреннего пожаров при одновременном наибольшем расходе воды на другие нужды не предусмотрен. (СНиП 2.04.02-84* п. 9.5);
14. Пожарные гидранты от снега не очищены (ул. Ялтинская, 25; 55) (ППБ 01-03 п. 89);
Ленинский район. Микрорайон "Выемка"
15. Дороги, проезды и подъезды водоисточникам, используемым для целей пожаротушения от снега и льда не очищены. (ППБ 01-03 п. 23);
16. Территория населенного пункта наружным освещением для быстрого нахождения пожарных гидрантов не оборудована. (ППБ 01-03 п. 27);
17. У пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) не установлены. На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. (ППБ 01-03 п. 90);
18. Для населенного пункта, расположенного у лесного массива защитные противопожарные полосы не выполнены. (ППБ 01-03 п. 112);
19. Расстояние от границ застройки микрорайона до лесных массивов не менее 15 м не обеспечено (п. 5* приложения N 1 СНиП 2.07.01-89);
Октябрьский район. Микрорайон "Нагорный"
20. Территория микрорайона "Нагорный" не имеет наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения пожарных водоисточников, а также подъезда к входам в здания (ППБ 01-03 п. 27);
21. Затруднен подъезд к естественному пожарному водоисточнику в зимнее время года. Подъезд не оборудован площадкой (пирсом) с твердым покрытием с размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забором воды в любое время года (ППБ 01-03 п. 94);
22. На территории микрорайона отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения (наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами). (ч.1, 2 ст. 68 Закона N 123-ФЗ; п. 4.1,5.1 СП 9-13130-2009 "Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности"; п. 2.11, 2.12 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение наружные сети и сооружения");
23. Противопожарное расстояние от жилых и хозяйственных строений до лесного массива менее 15 м (п. 4 ст. 4, п. 15 ст. 69 Закона N 123-ФЗ).
Результаты проверки отражены в акте от 10.04.2012 N 2.
По итогам проверки в адрес администрации города Ижевска направлено предписание от 10.04.2012 N 2/1/1-23 об устранении нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 44-49).
В отношении администрации города Ижевска 10.04.2012 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и вынесено постановление от 25.04.2012 N 05/01 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Полагая, что предписание от 10.04.2012 N 2/1/1-23 об устранении нарушений требований пожарной безопасности не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, администрация города Ижевска обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно оспариваемому предписанию от 10.04.2012 N 2/1/1-23 администрации города Ижевска необходимо в срок до 01.06.2012 устранить выявленные в ходе проверки и перечисленные в предписании нарушения требований пожарной безопасности.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов перечислены в ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". При этом установлено, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313 (действующих на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания).
В соответствии с п. 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Администрация города Ижевска в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 38 Устава муниципального образования "город Ижевск" является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделена уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, ответственность за организацию противопожарных мероприятий и обеспечение пожарной безопасности на территории муниципального образования лежит на органе местного самоуправления.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и(или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует вышеуказанным требованиям.
Факт нарушения администрацией города Ижевска требований пожарной безопасности, перечисленных в оспариваемом предписании, подтвержден материалами дела.
При этом судом первой инстанции также обоснованно учтено, что решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.08.2012 по делу N А71-7201/2012, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012, отказано в удовлетворении требований администрации города Ижевска о признании незаконным постановления Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Удмуртской Республики от 25.04.2012 N 05/01 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт нарушения требований пожарной безопасности, перечисленных в оспариваемом предписании, за исключением нарушения, указанного в п. 18 оспариваемого предписания (для населенного пункта, расположенного у лесного массива защитные противопожарные полосы не выполнены (ППБ 01-03 п. 112), установлен в рамках дела N А71-7201/2012.
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, обстоятельства, установленные по делу N А71-7201/2012, являются преюдициальными и не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего спора, в котором участвуют те же лица.
С учетом изложенного, предписание от 10.04.2012 N 2/1/1-23, требования которого направлены на устранение выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности, за исключением пункта 18, соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов администрации города Ижевска.
Подлежат отклонению доводы администрации города Ижевска о том, что на момент рассмотрения настоящего дела Правила пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03) отменены, внесены изменения в Закон N 123-ФЗ, в связи с чем факт нарушения требований пожарной безопасности не может быть подтвержден решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.08.2012 по делу N А71-7201/2012.
Из содержания ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что проверка законности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц осуществляется арбитражным судом на дату принятия соответствующих актов, решений и совершения оспариваемых действий (бездействия) государственных органов. Законность оспариваемого ненормативного акта проверяется применительно к тем обстоятельствам, которые существовали на дату его принятия, а не на дату рассмотрения дела арбитражным судом.
Внесение изменений в Закон N 123-ФЗ, отмена Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03) подлежат учету при исполнении предписания и проведении контроля за исполнением оспариваемого предписания.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20 февраля 2013 года по делу N А71-8060/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
Л.Ю.Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8060/2012
Истец: Администрация города Ижевска
Ответчик: Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по Удмуртской Республике
Третье лицо: Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по УР