г. Пермь |
|
08 мая 2013 г. |
Дело N А60-45499/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.05.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.05.2013.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полевщиковой С.Н.
судей: Гуляковой Г.Н., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.
при участии:
от истца Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа (ОГРН 1026602231380, ИНН 6654007380): не явились, извещены;
от ответчиков: 1) 2) Управления Федерального казначейства по Свердловской области (ИНН 6660006553) 3) Субъекта Российской Федерации - Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области: не явились, извещены
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 января 2013 года
по делу N А60-45499/2012
принятое судьей Липиной И.В.,
по иску Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа
к, 2) Управлению Федерального казначейства по Свердловской области
о взыскании 2891000 руб.
установил:
Управление топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Свердловской области денежных средств в сумме 2 891 000 рублей - расходы, связанные с выплатой денежных средств на приобретение жилья семье инвалида.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.01.2013 иск удовлетворен.
Суд взыскал с Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Свердловской области в пользу Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа денежные средства в сумме 2 891 000 рублей - расходы, связанные с выплатой денежных средств на приобретение жилья семье инвалида.
Не согласившись с судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на применение закона, не подлежащего применению и имеющих неправильное истолкование.
В частности, заявитель жалобы обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что территориальные органы Федерального казначейства не наделены правом выступать в судах от имени Российской Федерации, и не являются ответчиками по искам, предъявленным к Российской Федерации о возмещении убытков, связанных с расходными обязательствами государства.
Также заявитель жалобы считает, что истцом не была доказана предъявленная к возмещению сумма расходов в размере 2 891 000 руб.
Истец на апелляционную жалобу представил заявление, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, дело рассмотреть без участия его представителя.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции на 20.03.2013 на 11 час. 20 мин.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судом апелляционной инстанции в судебном заседании 20.03.2012 установлено, что судебное разбирательство в суде первой инстанции произведено без привлечения к участию в деле в качестве соответчика субъекта Российской Федерации - Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании ч. 5 ст. 270 АПК РФ суд апелляционной инстанции выносит определение.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи с наличием оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ, и рассмотрение дела назначил на 07.05.2013 на 14 час. 00 мин.
В судебное заседание, назначенное на 07.05.2013, лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
06.05.2013 от Министерства финансов Свердловской области поступил письменный отзыв, в котором соответчик просит отказать в удовлетворении требований в отношении Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области.
Министерство финансов Свердловской области представило ходатайство о проведении судебного заседания, назначенного на 07.05.2012, в отсутствие его представителей.
Рассмотрев дело по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании ч. 5 ст. 270 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Талицкий районный суд Свердловской области решением от 21.03.2012 по делу N 2-43/2012, измененным Апелляционным определением Судебной коллегией по гражданским делам Свердловского областного суда от 08.06.2012, обязал Управление топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа предоставить во внеочередном порядке Жадгеровой Татьяне Анатольевне на состав семьи из четырех человек по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм с учётом права Жаугаштина Рината Карабековича на дополнительную жилую площадь, находящееся в пределах Талицкого городского округа, соответствующее по степени благоустроенности условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Во исполнение решения Талицкого районного суда между Управлением топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа и ООО "Талицкая строительная компания-1" заключен муниципальный контракт "0162300010312000020-0155069-01 от 21.08.2012 г., по условиям которого ООО "Талицкая строительная компания-1" обязалось передать в собственность истца трёхкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: Свердловская область, Талицкий район, г. Талица, ул. Кузнецова, д.33, кв.16 на первом этаже трехэтажного дома, общей площадью 87,5 кв.м.
Согласно п. 2.1 контракта цена квартиры составляет 2891000 руб.
Свидетельством о государственной регистрации права 66АЕ N 470678 подтверждается, что квартира общей площадью 87, 50 кв.м.. расположенная по адресу г. Талицкий район, г. Талица, ул. Кузнецова, д. 33, кВ. 16, принадлежит истцу на праве оперативного управления (л.д. 12).
На основании договора N 3 социального найма жилого помещения от 12.09.2012 вышеуказанная квартира истцом предоставлена Жадгеровой Татьяе Анатольевне в бессрочное владение и пользование (л.д. 26).
Управление, ссылаясь на данные обстоятельства и руководствуясь статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее, пришел к следующим выводам.
Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статей 7, 71 (пункты "в", "з"), 75 (часть 3), 114 (пункт "а" части 1) и 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 40 (часть 3) и 39 (часть 1).
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, было предусмотрено положениями статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
В отношении же инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, указанной выше статьей предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
По настоящему делу указанное выше лицо было признано нуждающимся в предоставлении жилья, и поставлено на соответствующий учет после 1 января 2005 года.
В части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно пункту 4 статьи 49 названного Кодекса категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 части 2 статьи 57, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Согласно части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Таким образом, данные положения предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Вместе с тем, отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Учитывая, что право граждан на получение бесплатного жилья было провозглашено федеральным законом, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных норм права, при рассмотрении судом данных исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
Судом апелляционной инстанции установлено, что истец выполнил свою обязанность по предоставлению жилого помещения семье инвалиду, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий истца за счет средств казны Российской Федерации не компенсировал.
Российской Федерацией в лице министерства РФ не представлено доказательств того, что ответчиком субъекту РФ - Свердловской области в лице министерства финансов Свердловской области или органу местного самоуправления в 2012 году были выделены финансовые средства на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005.
Поскольку исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Истец выполнил свою обязанность по предоставлению жилого помещения семье инвалида.
С учетом изложенного, иск следует удовлетворить.
Денежные средства в сумме 2 891 000 руб., уплаченные истцом за приобретенное жилое помещение, подлежат компенсации последнему за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о том, что истцом не доказана предъявленная к возмещению сумма расходов в размере 2 891 000 руб., отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку опровергается имеющимися в деле доказательствами.
В удовлетворении иска к Министерству Финансов Свердловской области следует отказать на основании установленных выше фактических обстоятельств по делу.
Также следует отказать в удовлетворении иска к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области на основании следующего.
Согласно Положению "О федеральном казначействе", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, органы федерального казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов (пункт 11 Положения) и финансируются за счет средств федерального бюджета (пункт 10 Положения).
Федеральное казначейство как самостоятельный федеральный орган исполнительной власти существует с 01.01.2005.
Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета (пункт 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703).
В соответствии с пунктом 5.13 указанного Положения Федеральное казначейство обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, и не обладает правом самостоятельного распоряжения денежными средствами указанных органов.
Таким образом, не являясь ни казной, ни соответствующим органом, уполномоченным выступать от имени казны, Управление Федерального казначейства по Свердловской области не является надлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 января 2013 года по делу N А60-45499/2012 отменить.
Иск удовлетворить.
Взыскать за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации в пользу Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа (ИНН 6654007380, ОГРН 1026602231380) денежные средства в сумме 2 891 000 (два миллиона восемьсот девяносто одна тысяча) рублей - расходы, связанные с выплатой денежных средств на приобретение жилья семье инвалида.
В удовлетворении исковых требования к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области и Министерству Финансов Свердловской области отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.Н.Полевщикова |
Судьи |
С.Н.Сафонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-45499/2012
Истец: Управление топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области, Управление Федерального казначейства по Свердловской области