г. Пермь |
|
13 мая 2013 г. |
Дело N А60-31479/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Паньковой Г.Л.,
судей Голубцовой Ю.А., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Решановой Д.М.,
при участии:
от истца, Общества с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет", - не явились,
от ответчика, Администрации города Екатеринбурга, - Макарова Н.А., доверенность от 21.12.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу истца, Общества с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет", на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 февраля 2013 года по делу N А60-31479/2012, вынесенное судьей В.В.Парамоновой,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" (ОГРН 1056603705146, ИНН 6670095030)
к Администрации города Екатеринбурга
об урегулировании разногласий по выкупной стоимости земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Администрации города Екатеринбурга (далее - ответчик) с иском об урегулировании разногласий по выкупной стоимости земельного участка, возникших между ООО "КомплектТехМаркет" и Администрацией г. Екатеринбурга, установив выкупную стоимость земельного участка общей площадью 46 311 кв.м., кадастровый номер 66:41:0514029:141, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Екатеринбург, в южной части кадастрового района "Екатеринбургский", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, в редакции п. 3.1 договора купли-продажи земельного участка, предложенной ООО "КомплектТехМаркет": "Стоимость участка составляет 2 864 руб. 10 коп.".
Определением суда от 27.09.2012 судом приняты изменения основания иска, согласно которым истец просит определить выкупную стоимость земельного участка общей площадью 46 311 кв.м., кадастровый номер 66:41:0514029:141, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Екатеринбург, в южной части кадастрового района "Екатеринбургский" в размере 15 074 руб. 23 коп., что составляет 15 % от кадастровой стоимости согласно п. 7 ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и ст. 52-3 Областного закона "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области".
Решением суда от 28 февраля 2013 года урегулированы разногласия по выкупной стоимости земельного участка, возникшие между ООО "КомплектТехМаркет" и Администрацией города Екатеринбурга при заключении договора купли-продажи земельного участка общей площадью 46311 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0514029:141, изложен пункт 3.1. договора в следующей редакции: "Стоимость Участка составляет 502 000 руб. (Пятьсот две тысячи рублей)".
Истец с решением суда от 28 февраля 2013 года не согласен, в апелляционной жалобе просит решение изменить, урегулировать разногласия по выкупной стоимости земельного участка, изложив пункт 3.1 договора в следующей редакции: "Стоимость участка составляет 15 074,23 руб.", ссылаясь на несогласие с неприменением к рассматриваемым отношениям положений п.7 ст.10 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", определяющих порядок приобретения сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки по цене не более 15 % кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. В жалобе приводит положения ст.346.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Имея выручку от реализации выращиваемого им картофеля в размере 78,33%, полагает, что является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Включение истца в реестр хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса Свердловской области на основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области N 281 от 09.09.2011 года является дополнительным признаком отнесения истца к сельскохозяйственным производителям.
Ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве указывает на необоснованность доводов жалобы. Считает, что представленные истцом документы о выращивании картофеля третьим лицом не могут подтверждать осуществление истцом производства сельскохозяйственной продукции, что предполагает понятие сельскохозяйственной организации. Отмечает, что решением суда выкупная цена земельного участка определена как для земельного участка категории земли сельскохозяйственного назначения, на момент подачи заявки истцом о выкупе данный земельный участок относился к категории земли населенных пунктов на основании решения Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1, которым была изменена (увеличена) граница города.
Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании объявлен перерыв до 29 апреля 2013 года 09 час. 45 мин.
Судебное заседание продолжено 29 апреля 2013 года в 09 час. 45 мин.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, представителей не направил, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" имеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, площадью 38 040 000 кв.м с кадастровым номером 66:41:0000000:0066, расположенный в южной части кадастрового района Екатеринбургский, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АБ 898705 от 10.11.2005.
05 марта 2007 года Общество с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" обратилось в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:0066 в собственность за плату.
Из вышеуказанного земельного участка площадью 38 040 000 кв.м с кадастровым номером 66:41:0000000:0066 сформирован земельный участок площадью 46311 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0514029:141, категории - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, в южной части кадастрового района "Екатеринбургский".
28 июня 2011 года Общество с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" обратилось в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением о подготовке постановления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0514029:141 в собственность за плату с приложением полного пакета документов.
16 февраля 2012 года Общество с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" направило в адрес Администрации города Екатеринбурга повторное обращение о подготовке постановления в связи с изменением категории земельного участка с кадастровым номером 66:41:0514029:141 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" в результате включения участка в границу города Екатеринбурга.
На основании Постановления Администрации города Екатеринбурга N 1842 от 03.05.2012 земельный участок из земель населенных пунктов площадью 46311 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0514029:141, расположенный в южной части кадастрового района "Екатеринбургский", предоставлен ООО "КомплектТехМаркет" в собственность за плату для сельскохозяйственного использования.
19 июня 2012 года Земельный комитет Администрации города Екатеринбурга направил ООО "КомплектТехМаркет" для рассмотрения и подписания проект договора купли - продажи спорного земельного участка.
Согласно п. 3.1. проекта договора купли - продажи спорного земельного участка его стоимость составляет 8 815 000 рублей. При этом указанная стоимость земельного участка определена Администрацией города Екатеринбурга в соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости N 72/06/Н12 от 04.06.2012.
20 июня 2012 года Общество с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" направило в адрес Администрации города Екатеринбурга вместе с письмом исх. N 14 протокол разногласий по проекту договора купли - продажи спорного земельного участка. При этом Общество с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" рассчитало выкупную стоимость земельного участка в размере 2 864 руб. 10 коп.
Письмом от 18.07.2012 N 23.5-02/2925 Администрация города Екатеринбурга отклонила предложения Общества с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" по изменению п.3.1 проектов договоров.
Полагая, что разногласия, возникшие между сторонами договора, остались неурегулированными, Общество с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки апелляционный суд не усматривает.
Согласно статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
В соответствии со ст.446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу о том, что решением суда выкупная цена земельного участка определена как для земельного участка категории "земли сельскохозяйственного назначения", в то время как на момент подачи заявки истцом о выкупе данный земельный участок относился к категории "земли населенных пунктов" на основании решения Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 N 60/1, которым была изменена (увеличена) граница города судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.2012 включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31.12.2012 может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу ст. 9 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов: описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации; реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации; описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в п. 7, 13, 14, 15 или 16 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения (ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В силу пунктов 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Пунктом 11 статьи 396 Кодекса определено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
По смыслу упомянутых норм надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель являются данные государственного кадастрового учета.
Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 09.06.2011 года земельный участок с кадастровым номером 66:41:0514029:141 общей площадью 46311 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, г.Екатеринбург, в южной части кадастрового района "Екатеринбургский", на момент подачи заявления Обществом с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" о выкупе (28.06.2011 года) относился к землям сельскохозяйственного назначения.
Принимая во внимание вышеуказанные данные государственного кадастрового учета спорный земельный участок на момент подачи заявления Обществом с ограниченной ответственностью "КомплектТехМаркет" о выкупе относился к землям сельскохозяйственного назначения.
Доказательств иного в порядке ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Доводам истца о несогласии с неприменением к рассматриваемым отношениям положений п.7 ст.10 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", определяющих порядок приобретения сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки по цене не более 15 % кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, отклоняются.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на момент обращения с заявлением о приобретении испрашиваемого земельного участка в собственность ООО "КомплектТехМаркет" не подтвердило статус сельскохозяйственной организации (ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для применения к отношениям льготных условий, изложенных в п.7 ст.10 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не имеется.
Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.
Исходя из положений п. 4 ст. 10 ФЗ от 24.10.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть приобретен в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 18.10.2012 по ходатайству ответчика назначена судебная экспертиза с целью установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0514029:141, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Екатеринбург, в южной части кадастрового района "Екатеринбургский", проведение которой поручено эксперту ЗАО "Региональный центр оценки и управления стоимостью предприятия" Потапову Андрею Викторовичу.
Согласно экспертному заключению ЗАО "Региональный центр оценки и управления стоимостью предприятия" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0514029:141 по состоянию на 28.06.2011 г. составила 502 000 руб.
Проанализировав обстоятельства дела, экспертное заключение ЗАО "Региональный центр оценки и управления стоимостью предприятия", представленные истцом и ответчиком доказательства в совокупности по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что выкупную стоимость земельного участка общей площадью 46311 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0514029:141 следует определить в размере 502 000 руб.
Доказательств иного в порядке ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах условия указанного договора в части пункта 3.1. договора в следующей редакции: "Стоимость Участка составляет 502 000 руб. (Пятьсот две тысячи рублей)" судом первой инстанции определены правильно.
Иных доводы апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.02.2013 по делу N А60-31479/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Л.Панькова |
Судьи |
Ю.А.Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-31479/2012
Истец: ООО "КомплектТехМаркет"
Ответчик: Администрация города Екатеринбурга