город Ростов-на-Дону |
|
14 мая 2013 г. |
дело N А53-148/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотрова Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Маштаковой К.А.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности 61АА1675175 N НЮ-10/291 от 18.09.2012 г. удостоверение N IV 021942 от 03.05.2006 г. Скляров Андрей Александрович;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощённого производства апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.03.2013 г. по рассмотренному в порядке упрощённого производства делу N А53-148/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании незаконным и отмене постановления N 486/07-17/12 от 18.12.2012 г. по делу об административном правонарушении, заинтересованное лицо: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу, принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления N 486/07-17/12 от 18.12.12 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 20 000 руб.
Дело по заявлению общества рассматривалось судом в порядке упрощённого производства.
Решением суда от 07.03.13 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что вина общества во вменяемом административном правонарушении отсутствует. Общество приняло все необходимые и возможные меры для соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности и проявило объективно возможную степень заботливости и осмотрительности при осуществлении обязанностей владельца объекта железнодорожной инфраструктуры, подлежащего проведению оценки уязвимости.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощённого производства.
Управление своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя управления.
Представители общества в судебном заседании поддержали изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивали на отмене решения суда первой инстанции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.10.12 на основании распоряжения начальника управления N 231 от 02.10.12г. управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении железнодорожной станции Кущёвка Краснодарского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения СевероКавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северо-Кавсказской железной дороги- филиала ОАО "Российский железные дороги".
В ходе проверки установлено, что обществом не исполнено ранее выданное инспекторское предписание от 20.04.12 N 000056 и установлено, что на станции Кущёвка не обеспечено проведение оценки уязвимости железнодорожной станции Кущёвка Краснодарского центра организации работы железнодорожных станций, отсутствует утвержденный Федеральным агентством железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Кущёвка.
25.10.12 ввиду неисполнения заявителем требований предписания в установленный в нем срок (20.10.12г.), что отражено в акте проверки от 25.10.12 N 219/07, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 400358.
18.12.12 управлением в отношении общества вынесено постановление N 486/07-17/12 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое обществом постановление является законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
С субъективной стороны данные правонарушения характеризуются прямым умыслом.
Принципы правового регулирования указанных отношений определены Федеральным законом N 16-ФЗ от 09.02.2007 "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ).
На основании пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 4 Федерального закона "О транспортной безопасности").
В силу статьи 11.1. Закона о транспортной безопасности федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе, о транспортной безопасности (пункт 5.1.8), вправе проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную, связанную с транспортным процессом деятельность (пункт 6.1).
Согласно подпункту "п" пункта 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций", государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств, и проверяет их исполнение.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 12 Закона о транспортной безопасности, субъект транспортной инфраструктуры обязан выполнять предписания уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности.
Как верно установлено судом первой инстанции, основанием для вынесения обществу предписания от 20.04.12 N 000056 послужил факт нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно: непроведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Кущёвка - внесенной в Реестр категорированных объектов за реестровым номером ЖСГ 403307 от 17.05.2011 с присвоением объекту 2-й категории, о чем общество уведомлено 01.06.11г.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.10 N 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Приказом Минтранса России от 26.07.11 N 199 целях исключения избыточного нормативного регулирования процедуры проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств внесены изменения в п.4 приказа Минтранса России от 12.04.10 N 87, исключены слова "на основании методик проведения оценки уязвимости", таким образом, упрощен порядок проведения оценки уязвимости.
Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пункт 2 приказа Минтранса РФ от 12.04.2010 N 87).
В соответствии с п. 5.7. Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС, согласно п. 5.8. разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Железнодорожная станции Кущёвка внесена в Реестр категорированных объектов за реестровым номером ЖСГ 403307 от 17.05.2011 с присвоением объекту 2-й категории, о чем ОАО "РЖД" уведомлено 01.06.11г.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что трехмесячный срок, определенный пунктом 5.7 обеспечения проведения оценки уязвимости обществом в отношения ст. Кушевка истек 17.08.11.
Вышеназванные законодательные положения в части проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - станции Кущёвка обществом не исполнены.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Как верно установлено судом первой инстанции, между обществом и ООО "Интеллектуальные Комплексные Системы" 23.01.12 года заключен договор N 1\ДИ на проведение работ по оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Общество указывает, что в настоящее время ООО "Интеллектуальные Комплексные Системы" проводятся работы (услуги) по оценке уязвимости объекта, завершена работа по изучению документов технологического характера, а также документации обеспечения безопасности объекта.
Доказательств того, что объемы работ согласованы обществом с аккредитованными организациями, в материалы дела не представлено.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что обществом не были представлены документы, свидетельствующие о проведенных мероприятиях ни на момент проведения внеплановой проверки, ни на момент составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, предписание управления от 20.04.12 N 000056 направлено на устранение нарушений законодательства о транспортной безопасности, вынесено в пределах предоставленных управлению полномочий и соответствует действующему законодательству.
Неисполнением этого, не признанного незаконным предписания управления, общество посягает на общественные отношения в сфере порядка управления, игнорируя обязательные для исполнения указания органа государственного транспортного надзора.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Невозможность проведения соответствующей оценки в установленные законом сроки была вызвана, по мнению общества, отсутствием соответствующей нормативной базы. Тарифы для специализированных организаций, которые могут проводить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, утверждены только со 02.08.11.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. В связи с его опубликованием в Российской газете 14.02.2007, данный Федеральный закон вступил в силу 14.08.2007.
Доказательств принятия обществом каких-либо мер, направленных на соблюдение Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" с 14.08.2007 по 2011 год включительно обществом не представлено.
С момента вступления в силу названного Федерального закона на субъекты транспортной инфраструктуры возложена обязанность соблюдения норм и правил о транспортной безопасности, при этом данным Федеральным законом не установлена возможность наступления ответственности за их невыполнение в зависимости от каких-либо обстоятельств.
Таким образом, обществом не представлено доказательств невозможности исполнения предписания управления в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении обществом представлена ксерокопия удостоверения о краткосрочном повышении квалификации в учебном центре по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности ФГБОУ ВПО "Ростовский государственный университет путей сообщения по программе: "Транспортная безопасность" А.Н.Маховского (рег.39 от 14.12.12г.) Доказательств устранения нарушения п. 1 инспекторского предписания обществом не представлено.
Общество не обращалось в управление с заявлением о продлении срока исполнения предписания.
Нарушение административным органом норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанциями не установлено.
Общество привлечено к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в минимальном размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей. Назначение административного штрафа в минимальном размере, обусловлено смягчающим вину обстоятельствами, выражающимся в том, что опасных последствий не наступило.
При таких обстоятельствах, основания к отмене обжалуемого постановления отсутствуют.
Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, обязано было выполнить требования законного предписания, однако, данного обязательства не исполнило в установленный срок.
Таким образом, общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих требований законодательства и довод общества о том, что отсутствуют основания для привлечения его к административной ответственности по ч.10 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку правонарушение совершено по независящим от него обстоятельствам, в связи с чем, отсутствует вина общества, судом первой инстанции правильно расценен критически.
Факт совершения обществом правонарушения подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что оспариваемое обществом постановление является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.03.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья Н.Н. Смотрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-148/2013
Истец: ОАО " РЖД" в лице филиала "СКЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" Ростовское отделение
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора)
Третье лицо: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице "Северо-Кавказской железной дороги"