г. Саратов |
|
14 мая 2013 г. |
Дело N А06-5182/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Кутилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" (416501, Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, ул. Андреева, д.9, ОГРН 1053002019840, ИНН 3001040178)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 января 2013 года по делу N А06-5182/2012 (судья Сорокин Н.А.)
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Велиева Ниджата Тоида оглы (Астраханская область, Харабалинский район, с. Сасыколи)
к администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" (416501, Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, ул. Андреева, д.9, ОГРН 1053002019840, ИНН 3001040178), администрации муниципального образования "Ахтубинский район" (416500, Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Волгоградская, д.141)
о признании незаконным действия, выраженного в отказе в согласовании акта выбора земельного участка, об обязании согласовать акт выбора земельного участка,
с участием в судебном заседании представителя администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" Сурковой М.А., действующей по доверенности N 50 от 22.04.2013,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратился глава крестьянского (фермерского) хозяйства Велиев Ниджат Тоид оглы (далее - глава КФХ Велиев Н.Т.о., заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Город Ахтубинск", изложенного в письме N 5181 от 23.11.2011, о предоставлении главе КФХ Велиеву Н.Т.о. земельного участка для строительства гостиницы, кафе, стоянки водно-моторной техники по адресному ориентиру: г. Ахтубинск, ул. Парковая, между кафе "Лабиринт" и лодочной станцией "Касатка".
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать администрацию муниципального образования "Ахтубинский район" на основании заявления главы КФХ Велиева Н.Т.о. совершить действия по обеспечению выбора земельного участка для строительства гостиницы, кафе, стоянки водно-моторной техники по адресному ориентиру: г. Ахтубинск, ул. Парковая, между кафе "Лабиринт" и лодочной станцией "Касатка" в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 22 января 2013 года заявление главы КФХ Велиева Н.Т.о. удовлетворено. Суд признал незаконным отказ администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" о предоставлении главе КФХ Велиеву Н.Т.о. земельного участка для строительства гостиницы, кафе, стоянки водно-моторной техники по адресному ориентиру: г. Ахтубинск, ул. Парковая, между кафе "Лабиринт" и лодочной станцией "Касатка", формализованный в письме N 5181 от 23.11.2011, обязал администрацию муниципального образования "Ахтубинский район" на основании заявления главы КФХ Велиева Н.Т.о. совершить действия по обеспечению выбора земельного участка для строительства гостиницы, кафе, стоянки водно-моторной техники по адресному ориентиру: г. Ахтубинск, ул. Парковая, между кафе "Лабиринт" и лодочной станцией "Касатка" в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, с администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" и администрации муниципального образования "Ахтубинский район" в пользу главы КФХ Велиева Н.Т.о. взысканы расходы по госпошлине в сумме по 100 рублей с каждого, а также судебные издержки в сумме по 25.000 рублей с каждого.
Не согласившись с решением суда первой в части, администрация муниципального образования "Город Ахтубинск" обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на то, что судом не изложены мотивы, по которым не были приняты доказательства, представленные администрацией муниципального образования "Город Ахтубинск" в обоснование своих требований и возражений, а также не применены законы и иные нормативные акты, подлежащие применению, просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления главы КФХ Велиева Н.Т.о. Податель жалобы указывает, что испрашиваемый заявителем земельный участок в соответствии с Генеральным планом г. Ахтубинска, утвержденным решением Совета муниципального образования "Город Ахтубинск" от 25.02.2009 N 5, находится в зоне зеленых насаждений, городских лесов и кустарников, в которой установлен запрет на строительство зданий и сооружений.
Главой КФХ Велиевым Н.Т.о. письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
В судебное заседание глава КФХ Велиев Н.Т.о. не явился, явку своего представителя не обеспечил. О времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещено надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается наличием в материалах дела уведомлений N 81162 4, N 81161 7 о вручении адресату заказной корреспонденции.
Судебный акт в сети Интернет размещен 05.04.2013.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении главы КФХ Велиева Н.Т.о. о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя администрации муниципального образования "Город Ахтубинск", изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 24.03.2011 глава КФХ Велиев Н.Т.о. обратился в администрацию муниципального образования "Ахтубинский район" с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство гостиницы, кафе, площадки для стоянки водно-моторной техники, используемой для организации рыболовно-туристического отдыха, расположенного по адресному ориентиру: г. Ахтубинск, ул. Парковая между кафе "Лабиринт" и лодочной станции "Касатка".
По заявлению главы КФХ Велиева Н.Т.о. администрацией муниципального образования "Ахтубинский район" произведен выбор и обследование испрашиваемого земельного участка, о чем составлен акт без даты и подписи, который был направлен для утверждения главе администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" (л.д. 13-16, 26).
Публичное информирование населения о возможном предоставлении земельного участка для строительства в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией муниципального образования "Ахтубинский район" не производилось.
Администрацией муниципального образования "Ахтубинский район" отказано в согласовании места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке, о чем главе КФХ Велиеву Н.Т.о. сообщено письмом N 340 от 24.05.2011. Причиной отказа послужило нахождение испрашиваемого земельного участка на территории неблагоприятной для строительства в связи с затоплением при наивысшем уровне воды 1% обеспечения (л.д. 11).
12.09.2011 глава КФХ Велиев Н.Т.о. обратился к главе администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" с просьбой согласовать акт выбора земельного участка, приложив к заявлению акт выбора земельного участка (л.д. 19).
23.11.2011 администрацией муниципального образования "Город Ахтубинск" письмом N 5181 главе КФХ Велиеву Н.Т.о. вновь отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка. В обоснование причины отказа указано, что на испрашиваемом земельном участке расположен лесной массив, являющийся излюбленным местом отдыха горожан, местом проведения ежегодной ярмарки сельхозпродукции Ахтубинского района, местом проведения массовых мероприятий.
Глава КФХ Велиев Н.Т.о. не согласился с отказом администрации муниципального образования "Город Ахтубинск", изложенным в письме N 5181 от 23.11.2011, и, полагая, что данный ненормативный правовой акт является незаконным, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции, установил, что администрацией муниципального образования "Ахтубинский район" не была соблюдена процедура представления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в части обязательного публичного информирования населения перед утверждением акта выбора земельного участка (земельный участок не был сформирован, на кадастровый учет не поставлен, информирование населения о возможном предоставлении земельного участка под строительство не осуществлялось) и сделал вывод о том, что отказ администрации муниципального образования "Город Ахтубинск", формализованный в письме N 5181 от 23.11.2011, принят с нарушением администрацией муниципального образования "Ахтубинский район" процедуры предоставления земельного участка под строительство и является незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное наличие двух условий: несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Из смысла статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что вопрос о возможности размещения на земельном участке того или иного объекта решается с учетом градостроительных норм и правил.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В пункте 2 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Установлено, что на момент принятия органом местного самоуправления оспариваемого ненормативного правового акта, правила землепользования и застройки и градостроительный регламент в городе Ахтубинске утверждены не были.
Данные обстоятельства администрация муниципального образования "Город Ахтубинск" не оспаривает.
Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Ахтубинск" утверждены решением Совета муниципального образования "Город Ахтубинск" N 146/51 от 18.01.2013.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
Из смысла статьи 2 вышеуказанного закона следует, что генеральный план поселения после его утверждения муниципальным правовым актом нормативного характера приобретает силу указанного акта и устанавливает общеобязательные правила, действующие на территории муниципального образования.
Решением Совета муниципального образования "Город Ахтубинск" N 5 от 25.02.2009 утвержден генеральный план города Ахтубинска.
Таким образом, основным документом, устанавливающим зонирование территории, является генеральный план города Ахтубинска, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок по адресному ориентиру: г. Ахтубинск, ул. Парковая между кафе "Лабиринт" и лодочной станции "Касатка" отнесен к зоне зеленых насаждений общего пользования.
Отнесение спорного земельного участка согласно генеральному плану города Ахтубинска к зоне зеленых насаждений общего пользования также установлено управлением Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области при рассмотрении дела о признании администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (л.д. 20-23).
Несмотря на то, что Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Ахтубинск" утверждены решением представительного органа местного самоуправления 18.01.2013 (после принятия оспариваемого отказа), однако зона, в которой находится испрашиваемый земельный участок, соответствует зоне, к которой спорный земельный участок отнесен генеральным планом города Ахтубинска. Так, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Ахтубинск" испрашиваемый земельный участок находится в зоне Р-2 и зоне Р-5, соответственно в зоне природного парка и зоне пляжа.
Поскольку правила землепользования и застройки для данной вышеуказанной функциональной зоны на территории города Ахтубинска на момент принятия администрацией муниципального образования "Город Ахтубинск" оспариваемого ненормативного правового акта не были определены, то следовало руководствоваться общими правилами, регламентирующими использование рекреационных зон.
Пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В силу статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что земельный участок по адресному ориентиру: г. Ахтубинск, ул. Парковая между кафе "Лабиринт" и лодочной станции "Касатка" согласно генеральному плану города Ахтубинска, устанавливающему зонирование территории, отнесен к зоне зеленых насаждений общего пользования, учитывая Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Ахтубинск", согласно которым зона, к которой отнесен испрашиваемый земельный участок, не изменилась, суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что испрашиваемый главой КФХ Велиевым Н.Т.о. земельный участок относится к рекреационной зоне, в которую входят земельные участки зеленых насаждений общего пользования, природные парки, городские леса.
Строительство гостиницы, кафе и стоянки водно-моторной техники на испрашиваемом главой КФХ Велиевым Н.Т.о. земельном участке, который является землями рекреационного назначения, противоречит разрешенному использованию этого участка в соответствии с зонированием территории.
Правовых оснований для признания отказа администрации муниципального образования "Город Ахтубинск", изложенного в письме от 23.11.2011 N 5181, в предоставлении главе КФХ Велиеву Н.Т.о. земельного участка для строительства гостиницы, кафе, стоянки водно-моторной техники по адресному ориентиру: г. Ахтубинск, ул. Парковая, между кафе "Лабиринт" и лодочной станцией "Касатка", по той причине, что данный земельный участок находится в зоне зеленых насаждений общего пользования, лесном массиве, не имеется.
Оспариваемый ненормативный акт администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" соответствует закону.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В рассматриваемом случае, судом апелляционной инстанции не установлено одновременного наступления двух требуемых законом условий для признания ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным, что исключает возможность удовлетворения требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены решения Арбитражного суда Астраханской области. Апелляционная жалоба администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 22 января 2013 года по делу N А06-5182/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Велиева Ниджат Тоид оглы о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Ахтубинский район", изложенного в письме N 5181 от 23.11.2011, отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5182/2012
Истец: Велиев Ниджат Тоид оглы
Ответчик: Администрация МО "Город Ахтубинск"
Третье лицо: Администрация МО "Ахтубинский район"