город Ростов-на-Дону |
|
14 мая 2013 г. |
дело N А32-36108/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Т.Г. Гуденица, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Маштаковой К.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился (извещён надлежащим образом, т.2, л.д. 72)
от заинтересованного лица: (извещён надлежащим образом, т.2, л.д. 62)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное агентство "Евромост-Ейск" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2013 по делу N А32-36108/2012 по заявлению Отдела надзорной деятельности Ейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Частное охранное агентство "Евромост-Ейск" о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.
УСТАНОВИЛ:
отдел надзорной деятельности Ейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (далее - отдел) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Частного охранного агентства "Евромост-Ейск" (далее - общество) к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявление мотивировано тем, что общество допустило грубое нарушение лицензионных требований при монтаже автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях ЗАО "Приазовская Бавария".
Решением от 18.02.13г. суд привлек общество к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ и соблюдением отделом процедуры составления протокола об административном правонарушении.
Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в привлечении к административной ответственности. По мнению общества, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 и ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ. Общество монтировало автоматическую пожарную сигнализацию и системы оповещения и управления эвакуацией людей в помещениях ЗАО "Приазовская Бавария" в полном соответствии с Рабочим проектом.
Отдел в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В составе суда распоряжением председателя административной коллегии на основании ст. 18 АПК РФ произведена замена: судья Сурмалян Г.А. в связи с уходом в отпуск заменён на судью Гуденица Т.Г.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание по жалобе проводится в их отсутствие.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество имеет лицензию N 8-2/00600 от 20.10.09г. на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (т.1, л.д. 26).
01.08.12г. между обществом (подрядчик) и ЗАО "Приазовская Бавария" (заказчик) был заключён договор подряда N 318-ПС.С, по условиям которого общество приняло на себя обязательство по монтажу на объекте заказчика (производственные здания, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Ленина, д. 22/1 и ул. Кропоткина, д. 94) автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией, а так же по выполнению пуско-наладочных работ смонтированных на объектах систем (т.1, л.д. 27-28).
01.10.12г. между обществом и ЗАО "Приазовская Бавария" был подписан Акт о приёмке выполненных работ N 318-ПС.С по договору подряда от 01.08.12г. N 318-ПС.С (т.1, л.д. 29-30).
В период с 12.11.12г. по 07.12.2012 г. отделом в отношении ЗАО "Приазовская Бавария" была проведена внеплановая выездная проверка по контролю за исполнением ранее выданного ЗАО "Приазовская Бавария" предписания N 208/1/198 в области пожарной безопасности (т.1, л.д. 36-41), на основании распоряжения начальника отдела от 01.11.2012 г. N 350 (т.1, л.д. 19-21).
В ходе этой проверки были выявлены следующие нарушения обществом лицензионных требований при осуществленных обществом монтаже автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях ЗАО "Приазовская Бавария", а именно: в помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, отсутствует аварийное освещение, включающееся автоматически при отключении основного освещения; отсутствуют светосигнальные оповещатели; ручные пожарные извещатели не установлены на высоте 1,5 метра от уровня пола; ручные пожарные извещатели установлены в помещениях без учета требования о наличии определенного уровня освещенности (отсутствуют соответствующие замеры); над эвакуационным выходом отсутствует световое табло "ВЫХОД"; организация, осуществляющая монтаж, не уведомила органы государственного пожарного надзора о начале работ на объекте, что является нарушениями пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225, Федерального закона от 24.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Результаты проверки зафиксированы в акте проверки N 350 от 15.11.12г. (т.1, л.д. 42-44)
20.11.12г. отделом в связи с выявлением перечисленных выше нарушений в отношении общества в присутствии его руководителя составлен протокол об административном правонарушении N 527 по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ - за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (т.1, л.д. 9-18).
22.11.12г. отдел на основании п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности за грубые нарушения лицензионных требований при монтаже автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях ЗАО "Приазовская Бавария".
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что по состоянию на дату принятия судом первой инстанции решения (18.02.13г.) заявление отдела не подлежало удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). В отношении нарушения некоторых видов законодательства, указанных в ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, законодателем установлен более длительные сроки давности привлечения к административной ответственности
В ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ отсутствует указание на то, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о лицензировании составляет более 3-х месяцев. Оснований для квалификации вменённых в вину обществу отделом нарушений как нарушений законодательства о пожарной безопасности не имеется, поскольку непосредственным объектом нарушения и посягательства от действий общества является законодательство о лицензировании, что так же признано и отделом который квалифицировал данные нарушения по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ, а не по ст. 20.4 КоАП РФ - специальной норме, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований законодательства о пожарной безопасности.
В связи с этим срок давности привлечения общества к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ за вменённые ему в вину отделом нарушения требований законодательства о лицензировании составляет 3 месяца.
Согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом, такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Действия по монтажу и пуско-наладочные работы по договору с ЗАО "Приазовская Бавария" от 01.08.12г. N 318-ПС.С, при осуществлении которых допущены нарушения лицензионных требований, за которые отдел просит суд привлечь общество к административной ответственности, окончательно выполнены обществом 01.10.12г., о чем свидетельствует акт о приемке выполненных работ N 318-ПС.С (т.1, л.д. 29-30).
В связи с этим такие действия нельзя признать длящимися и потому срок давности привлечения общества к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований при монтаже и пусконаладке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в помещениях ЗАО "Приазовская Бавария" исчисляется с 01.10.12г. - даты окончания выполнения этих работ.
Исходя и этого, по состоянию на 18.02.13г. - дату принятия судом первой инстанции решения по делу, трёхмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности за вменённое ему в вину отделом правонарушение истёк.
Иных данных, свидетельствующих об осуществлении обществом деятельности с нарушением лицензионных требований в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности материалы дела не содержат.
В силу п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что согласно п.6 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. При принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса. Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение суда первой инстанции о привлечении общества к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ подлежит отмене как принятое после истечение срока давности привлечения к административной ответственности с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления отдела о привлечении общества к административной ответственности. Апелляционная жалоба общества удовлетворяется.
Сходная позиция по вопросу исчисления давностных сроков по делам о привлечении к административной ответственности за нарушение лицензионных требований организациями, осуществляющими деятельность на основании лицензий в области обеспечения пожарной безопасности, высказана в постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 г. по делу N А3217438/2011, Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.02.12г. по делу N А33-15980/2011, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 г. по делу N А71-14056/2012, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.102012г. по делу N А76-12792/2012, ФАС Уральского округа от 03.03.2010 г. по делу N А76-17957/2009.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2013 г. отменить. Отказать Отделу надзорной деятельности Ейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю в удовлетворении заявления. Апелляционную жалобу удовлетворить.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36108/2012
Истец: Отдел надзорной деятельности Ейского района УНД ГУ МЧС России по КК, Отдел надзорной деятельности Ейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю
Ответчик: ООО "Частное охранное агентство "Евромост-Ейск"
Третье лицо: ООО "Частное охранное агентство "Евромост-Ейск"