г. Томск |
|
24 августа 2011 г. |
Дело N А27-3953/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2011.
Полный текст постановление изготовлен 24.08.2011
Постановление изготовлено в полном объеме 24.08.2011.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Терехиной И.И.
судей: Лобановой Л.Е., Марченко Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Судаковой М.Л.
с участием представителей:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Яшкиной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.05.2011 по делу N А27-3953/2011 (судья Власов В.В.) по заявлению Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ к предпринимателю Яшкиной Тамаре Владимировне о возврате средств обязательного социального страхования в размере 23 639,69 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее ГУ-КРОФСС РФ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Яшкиной Тамары Владимировны суммы расходов, непринятых к зачету в счет средств, полученных от Государственного учреждения -Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в размере 23 639,69 руб.
Решением арбитражного суда от 31.05.2011 (резолютивная часть решения объявлена 25.05.2011) в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУ-КРОФСС РФ в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на то, что на основании п.11 Постановления Правительства РФ N 375 от 15.06.2007 пособие по листку нетрудоспособности N 8862196 следовало исчислять из установленной тарифной ставки 1200 руб. без учета районного коэффициента.
В судебном заседании Яшкина Т.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, и, указывая на то, что у ГУ-КРОФСС РФ отсутствует установленное законом право на взыскание не принятых к зачету расходов со страхователя, находящегося на специальном налоговом режиме; заявителем был принят расчет пособия по беременности и родам именно в том виде, в котором он был произведен; претензий со стороны Фонда к расчету не предъявлено; пособие выплачено Боровских Н.А. в полном объеме.
На основании ст.156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие представителя заявителя.
Заслушав заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 31.05.2011, апелляционный суд не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки предпринимателя Яшкиной Т.В. по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств полученных от отделения (филиала) Фонда за период с 01.01.2007 по 31.12.2009 оформлен акт N 71 с/сот 19.08.2010 (л.д.15-18).
Из акта следует, что предпринимателем нарушен Федеральный закон N 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащим обязательному социальному страхованию", а именно: согласно листка нетрудоспособности N 8862196, выданного Боровских Н.А., пособие должно быть рассчитано из тарифной ставки 1200 руб., то есть 1200х22 дн/31к.д.=119 225,40 руб., фактически Яшкиной Т.В. было выплачено 153 220,10 руб.
Сумма не принятых к зачету расходов в 2009 году составила - 33 994,70 руб., предпринимателю Яшкиной Т.В. предложено отразить указанную сумму расходов, не принятых в счет средств, полученных от филиала отделения Фонда, в бухгалтерском учете; перечислить расходы, не принятые в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда, на банковский счет филиала отделения Фонда.
19.08.2010 предпринимателю Яшкиной Т.В. было вручено уведомление о том, что рассмотрение материалов проверки состоится 13.09.2010 (л.д.22).
13.09.2010 ГУ-КРОФСС РФ было вынесено решение N 71 о непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда на цели обязательного социального страхования, на основании которого оформлено требование N 71 от 28.09.2010 о перечислении в срок до 29.10.2010 сумму расходов, не принятых в счет средств, полученных от филиала отделения Фонда (л.д.25).
Неисполнение Яшкиной Т.В. требования N 71 от 28.09.2010 в полном объеме явилось основанием для обращения ГУ-КРОФСС РФ в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение ст.101 Налогового кодекса РФ решение о непринятии к зачету расходов, явившееся основанием для выставления требования о возврате средств, полученных от Фонда, не содержит каких-либо доводов, оснований, ссылок на нарушение страхователем действующего законодательства, и доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий страхователя.
Выводы суда первой инстанции не противоречат действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст.6 ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
Из положений ст.4 ФЗ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и ст.2 ФЗ N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" следует, что выплата пособия по беременности и родам гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ.
Постановлением Фонда социального страхования РФ N 22 от 09.03.2004 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" утверждена Инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, формируемых, в том числе, и за счет единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Согласно п.п.2.2, 2.4, 2.6, 3.3, 8.5 названной Инструкции расходы на выплату пособий по беременности и родам подлежат возмещению в случае документального подтверждения фактов наступления страхового случая, наличия трудовых отношений, выплаты и размера пособия, а также представления документов, подтверждающих уплату налогов в соответствии с применяемой системой налогообложения и страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Расходы, произведенные страхователями-работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, с нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений фонда не принимаются в счет средств, полученных от отделений фонда.
Наличие трудовых отношений между предпринимателем Яшкиной Т.В. и застрахованным лицом - Боровских Н.А., наступление страхового случая, а также представление предпринимателем соответствующих документов подтверждены материалами дела и заявителем не оспаривается.
Так, о нахождении Боровских Н.А в отпуске по беременности и родам в период с 26.10.2009 по 14.03.2010 свидетельствует листок нетрудоспособности N 8862196 (л.д.26-27)), который оформлен и выдан в установленном законом порядке. На основании указанного листка предпринимателем был произведен расчет пособия по нетрудоспособности. Представленный предпринимателем расчет проверен ГУ-КРОФСС и его сумма пособия принята заявителем, о чем свидетельствует решение заявителя N 2626 от 11.12.2009 о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя (л.д.31).
В силу ч. 1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, решение ГУ-КРОФСС РФ N 22 от 30.04.2010, явившееся основанием для выставления требования о возврате средств, полученных от Фонда, не содержит каких-либо доводов, оснований, ссылок на нарушение страхователем действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий страхователя.
Основанием для направления требования о возврате явилось непринятие в счет средств, полученных от Фонда для целей социального страхования, расходов в сумме 33 994 руб. со ссылкой на неправильность произведенного предпринимателем расчета: пособие Боровских Н.А. должно было быть рассчитано из тарифной ставки 1200 руб., т.е. 1200,0х 22дн/к.д.=119225,40 руб. Фактически ИП Яшкиной Т.В. выплачено 153 220,10 руб.
В силу ч.1 ст.13, ч.ч.1,7 ст.14 ФЗ N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующему месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ.
С 01.01.2007 указанные пособия исчислялись из среднего заработка, определяемого в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 375 от 15.06.2007.
Пунктом 11 названного Положения, на который также ссылается и заявитель, предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения).
Из содержания данного пункта, по мнению ГУ-КРОФСС, следует, что при исчислении пособия по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования районный коэффициент не учитывается.
Между тем, исходя из ст.5 ФЗ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
Следуя ч.ч.3,4 чт.129 Трудового кодекса РФ, под тарифной ставкой и окладом законодатель понимает фиксированный размер оплаты труда работника без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц.
К тому же, п.11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ГУ-КРОФСС требований и оснований для удовлетворения апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.05.2011 по делу N А27-3953/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Л.Е. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-3953/2011
Истец: ГУ-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N15)
Ответчик: Яшкина Тамара Владимировна
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5799/11