г. Пермь |
|
08 мая 2013 г. |
Дело N А50-23514/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е. Е.
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вихаревой М.М.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (ОГРН 1085905007231, ИНН 5902849360): Чернобровина Л.С., паспорт, доверенность от 09.12.2011,
от заинтересованных лиц - ИФНС России по Ленинскому району г. Перми (ОГРН 1045900322038, ИНН 5902290787): Казарян Г.А., паспорт, доверенность 10.04.2013, Детиненко Е.А., удостоверение, доверенность от 02.04.2013, УФНС России по Пермскому краю (ОГРН 1045900479525, ИНН 5902290650): Заворохина Е.В., удостоверение, доверенность от 09.01.2013,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
заинтересованных лиц, ИФНС России по Ленинскому району г. Перми, УФНС России по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 25 февраля 2013 года
по делу N А50-23514/2012,
принятое судьей Васильевой Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр"
к ИФНС России по Ленинскому району г. Перми, УФНС России по Пермскому краю
о признании недействительными решений от 29.06.2012 N 04-07/10587дсп, от 19.10.2012 NN 11532, 13889, требования N 2794, решения от 14.09.2012 N 18-23/408,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (далее - ООО "УК "Центр", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (далее - налоговый орган) от 29.06.2012 N 04-07/10587дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требования от 20.09.2012 N 2794 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, решения от 19.10.2012 N 13889 о взыскании налогов, пени и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, решения от 19.10.2012 N 11532 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также решения Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 14.09.2012 N 18-23/408.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.02.2012 заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными решение инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми от 29.06.2012 N 04-07/10587дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требование от 20.09.2012 N 2794 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, решение от 19.10.2012 N 13889 о взыскании налогов, пени и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, решение от 19.10.2012 N 11532 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, признано недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 14.09.2012 N 18-23/408 как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
Не согласившись с принятым решением, инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы налоговый орган указывает на то, что поскольку ООО "УК "Центр" создано путем реорганизации в форме выделения из ООО "Бизнес-Центр", моментом приобретения заявителем основных средств будет являться дата создания юридического лица. В данном случае налогоплательщик может учесть сумму недоначисленной амортизации по основным средствам, перешедшим к нему в процессе реорганизации, в составе расходов только при применении общего режима налогообложения. По мнению налогового органа, поскольку с момента создания налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения с объектом обложения "доходы", переход права собственности на основные средства произошел именно в этот период, постольку в силу п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ остаточная стоимость основных средств после смены объекта налогообложения (доходы минус расходы) учтена быть не может. В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю также обратилось с апелляционной жалобой, решение суда просит отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, основания для признания решения от 14.09.2012 N 18-23/408, принятого по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика отсутствуют, поскольку указанное решение не изменило решение нижестоящего налогового органа, не установило дополнительных обязанностей налогоплательщика, не затронуло его права. Самостоятельных оснований для признания недействительным решения от 14.09.2012 N 18-23/408 налогоплательщиком не приведено. Помимо этого, Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю ссылается на то, что поскольку ООО "УК "Центр" создано путем реорганизации в форме выделения из ООО "Бизнес-Центр", моментом приобретения заявителем основных средств будет являться дата создания юридического лица. Налогоплательщик вправе учесть сумму недоначисленной амортизации по основным средствам, перешедшим к нему в процессе реорганизации, в составе расходов только при применении общего режима налогообложения. Поскольку с момента создания налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения с объектом обложения доходы, переход права собственности на основные средства произошел именно в этот период, постольку остаточная стоимость основных средств в силу п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ после смены объекта налогообложения (доходы минус расходы) учтена быть не может. Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "УК "Центр" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению налогоплательщика, при изменении объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, НК РФ исключает возможность включения в расходы остаточной стоимости основных средств, приобретенных исключительно в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов. Ограничений по включению в расходы остаточной стоимости основных средств, приобретенных до перехода на указанный специальный режим, в периоде приобретения общей системы налогообложения глава 26.2 НК РФ не содержит. Спорное имущество не может быть квалифицировано как имущество, приобретенное в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы", поскольку оно приобретено и введено в эксплуатацию правопредшественником ООО "УК "Центр", основные средства эксплуатировались во время реорганизации и после ее завершения. В судебном заседании представитель ООО "УК "Центр" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми проведена выездная налоговая проверка ООО "УК "Центр" по вопросам правильности исчисления, своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, в том числе налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, земельного налога, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
По итогам проверки составлен акт от 01.06.2012 и вынесено решение от 29.06.2012 N 04-07/10587дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением ООО "УК "Центр" привлечено к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 148 806 руб., начислены пени в сумме 90 096,62 руб., предложено уплатить недоимку по налогу, взимаемому в связи с применением УСН за 2009, 2010, 2011 годы в общей сумме 744 033 руб.
Основанием для вынесения решения послужили выводы налогового органа о занижении ООО "УК "Центр" налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2009 год на сумму 2 286 871,07 руб., за 2010 год на сумму 2 277 500,37 руб., за 2011 год на сумму 2 258 758,98 руб. в результате неправомерного включения в расходы амортизации основных средств. Также налоговый орган пришел к выводу о необоснованном включении в состав расходов за 2010 год убытка в сумме 518 353,36 руб. (в том числе убытка полученного организацией в 2009 году от превышения расходов над доходами в размере 421 761 руб. и суммы минимального налога в размере 96 592 руб.).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 14.09.2012 N 18-23/408 апелляционная жалоба налогоплательщика на решение налогового органа от 29.06.2012 N 04-07/10587дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения, решение налогового органа оставлено без изменения и утверждено.
На основании ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика выставлено требование об уплате налога, взимаемого в связи с применением УСН в сумме 744 033 руб., пени в сумме 90 096,62 руб., штрафа в сумме 148 806 руб.
В связи с неисполнением требования в установленный срок налоговым органом принято решение от 19.10.2012 N 13889 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и решение от 19.10.2012 N 11532 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а также переводов электронных денежных средств.
Полагая, что указанные решения и требование налогового органа, а также решение вышестоящего налогового органа не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, ООО "УК "Центр" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что реорганизация юридического лица не меняет юридического основания амортизации принадлежащего ему имущества, в том числе и путем отнесения в состав расходов стоимости имущества в порядке, установленном ст. 346.16 НК РФ, то есть в случае применения правопреемником не общей, а иной системы налогообложения.
ООО "УК "Центр" создано 02.09.2008 путем реорганизации в форме выделения из ООО "Бизнес-Центр".
По разделительному балансу от 30.06.2008 ООО "УК "Центр" переданы в том числе следующие основные средства: водогрязепылесос остаточной стоимостью 22 256,22 руб., нежилые помещения, оцененные в сумму 9 899 455,82 руб., кондиционер остаточной стоимостью 26 542,13 руб., система воздухоотвода остаточной стоимостью 24 227,33 руб., вентилятор остаточной стоимостью 26 081,12 руб. и доля в праве автостоянки, оцененная в сумму 12 954 627,34 руб. (т. 1 л.д. 75-77).
Объекты основных средств приняты ООО "УК "Центр" по акту приема-передачи от 02.09.2008 (т. 1 л.д. 78).
Указанные средства приняты налогоплательщиком к учету по остаточной стоимости 20 920,86 руб., 9 784 021,77 руб., 25 039,73 руб., 23 330,03 руб., 24 416,36 руб. и 12 803 568 руб. соответственно (всего - 22 681 296,75 руб.), что подтверждается инвентарными карточками учета объектов основных средств.
С начала деятельности ООО "УК "Центр" применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы" (т. 1 л.д. 60).
С 01.01.2009 ООО "УК "Центр" применяло упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов" (т. 1 л.д. 61).
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Центр" в период с 01.01.2009 по 31.12.2011 учитывало в составе расходов, уменьшающих доходы по УСН расходы на приобретение основных средств, переданных ему в результате реорганизации ООО "Бизнес-Центр", в сумме 2 286 871,07 руб. за 2009 год, в сумме 2 277 500,37 руб. за 2010 год, в сумме 2 258 758,98 руб. за 2011 год.
Налоговый орган пришел к выводу о необоснованном включении в состав расходов амортизации основных средств, переданных ему в результате реорганизации ООО "Бизнес-Центр", в указанных суммах.
Статьей 346.16 НК РФ определен порядок определения расходов при применении упрощенной системы налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения по налогу по упрощенной системе налогоплательщик уменьшает полученные доходы, в числе прочего, на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 этой статьи).
Согласно подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго года - 30 процентов стоимости и третьего года - 20 процентов стоимости;
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств.
Пунктом 2.1 ст. 346.25 НК РФ предусмотрено, что при переходе организации на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в налоговом учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на упрощенную систему налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 названного Кодекса.
При переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не определяется.
Из анализа приведенных норм НК РФ следует, что пункт 2.1 ст. 346.25 НК РФ устанавливает порядок определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов при переходе организаций на упрощенную систему налогообложения, а также при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. Указанная норма не изменяет установленный ст. 346.16 НК РФ порядок определения расходов при применении упрощенной системы налогообложения.
Из анализа п. 3 ст. 346.16 НК РФ следует, что к расходам на приобретение основных средств (сооружение, изготовление) относится их первоначальная стоимость, механизм списания которой при УСН несколько иной, чем предусмотрено статьей 256 НК РФ при общей системе налогообложения.
В то же время положения главы 26.2 НК РФ не содержат запрета на включение в расходы затрат на приобретение основных средств при упрощенной системе налогообложения.
Получив в процессе реорганизации ООО "Бизнес-Центр" основные средства, ООО "УК "Центр" ввело их в эксплуатацию и определило срок полезного использования 5, 7 и 30 лет в зависимости от вида объекта основных средств.
Затраты на приобретение названного имущества включались ООО "УК "Центр" в состав расходов в соответствии с правилами, установленными подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, и принимались за отчетные периоды равными долями в течение налогового периода.
Всего в состав расходов за 2009, 2010, 2011 годы ООО "УК "Центр" 2 286 871,07 руб., 2 277 500,37 руб., 2 258 758,98 руб. названных затрат.
При применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики, избравшие в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" вправе уменьшить полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств в порядке, определенном п. 3 ст. 346.16 НК РФ.
Положения п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ не содержат запрета на включение в состав расходов затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а указывают на невозможность определения на дату перехода с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, остаточной стоимости основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов. Из буквального толкования данной нормы следует, что остаточную стоимость нельзя определить на дату замены объекта налогообложения, норма не содержит запрета на определение остаточной стоимости на дату приобретения основных средств, а также запрета на реализацию прав, предусмотренных п.3 ст. 346.16 НК РФ.
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, и перешедший с объекта налогообложения "доходы" на объект "доходы, уменьшенные на величину расходов", не может быть лишен права учесть в составе расходов затраты на приобретение основных средств в течение сроков, установленных подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ.
В рассматриваемом случае в ходе проверки налоговый орган не установил нарушений порядка учета расходов на приобретение основных средств, не содержится в решении налогового органа и выводов о неправильном определении налогоплательщиком остаточной стоимости основных средств.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "УК "Центр" включало в состав расходов затраты на приобретение основных средств исходя из остаточной стоимости основных средств, определенной на 01.01.2009 (20 375 684,28 руб.), за период с 02.09.2008 по 31.12.2008 амортизация в расходы не включалась.
Доказательств того, что определение налогоплательщиком остаточной стоимости основных средств в сумме 20 375 684,28 руб. повлекло занижение налога, подлежащего уплате в бюджет, материалы дела не содержат.
Таким образом, налоговым органом в соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, не доказана. Заявленные требования налогоплательщика о признании недействительными решения налогового органа от 29.06.2012 N 04-07/10587дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требования от 20.09.2012 N 2794 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, решения от 19.10.2012 N 13889 о взыскании налогов, пени и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, решения от 19.10.2012 N 11532 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также решения Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 14.09.2012 N 18-23/408 правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю об отсутствии оснований для признания недействительным его решения, вынесенного по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, не принимается исходя из положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ, в соответствии с которыми решение налогового органа вступает в силу после его утверждения вышестоящим налоговым органом.
Ненормативный акт, в результате принятия которого решение нижестоящего налогового органа вступает в законную силу, не может не влиять на права и законные интересы налогоплательщика.
Таким образом, оспариваемое ООО "УК "Центр" решение Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю затрагивает права и законные интересы налогоплательщика и может быть предметом судебной проверки.
Поскольку решение налогового органа от 29.06.2012 N 04-07/10587дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию недействительным, то и решение Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, принятое на основании содержащихся в указанном решении налогового органа выводов, также обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 февраля 2013 года по делу N А50-23514/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23514/2012
Истец: ООО "УК "Центр", ООО "Управляющая компания "Центр"
Ответчик: ИФНС России по Ленинскому району г. Перми, Управление ФНС России по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4095/13
03.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8157/13
11.07.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8157/13
08.05.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4095/13
25.02.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-23514/12