г. Москва |
|
14 мая 2013 г. |
Дело N А41-12013/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явились, извещены,
от заинтересованных лиц: от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области - Туфар А.Ф., доверенность от 30.01.2013 N 50/2013-32,
от Можайского отдела ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20.12.2012 по делу N А41-12013/12, принятое судьей Нечаевой С.В., по заявлению закрытого акционерного общества "Борисово" к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области; Можайскому отделу ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области о признании решения ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области N МО-12/РКФ-21984 от 25.01.2012 незаконным, обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области осуществить постановку на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, в отношении которых было представлено заявление о постановке на государственный кадастровый учет N50-0-1-58/3001/2011-3637 от 22.12.2011, которым отказано в постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости в границах, указанных в заявлении о постановке на государственный кадастровый учет N 50-0-1-58/3001/2011-3637 от 22.12.2011,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Борисово" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Борисово" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области (далее - заинтересованное лицо, орган кадастрового учета, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области), Можайский отдел ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области о признании решения ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области N МО-12/РКФ-21984 от 25.01.2012 незаконным; обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области осуществить постановку на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, в отношении которых было представлено заявление о постановке на государственный кадастровый учет N 50-0-1-58/3001/2011-3637 от 22.12.2011, которым отказано в постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости в границах, указанных в заявлении о постановке на государственный кадастровый учет N 50-0-1-58/3001/2011-3637 от 22.12.2011.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание не явились представители заявителя и Можайского отдела ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, акционерному обществу "Борисово" решением Главы администрации Можайского района от 05.03.1993 N 1011 было предоставлено для сельскохозяйственного производства 4634 га, из них в собственность - 4426 га, в постоянное бессрочное пользование - 1208 га (т. 3 л.д. 197).
22.12.2012 заявитель обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет 65 земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:106.
25.01.2012 органом кадастрового учета вынесено Решение N МО-12/РКФ-21984 об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 2 части 2 статьи 27, пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В качестве оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета орган кадастрового учета указал, что по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре), Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, выявлено, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, а именно:
1) Границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0080426:588, 50:18:0090312:135, 50:18:0090312:254, 50:18:0090312:270, 50:18:0090312:271, 50:18:0090312:272;
2) На титульном листе межевого плана кадастровая процедура указана в нарушение пункта 30 требований Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков";
3) Каталог координат образуемого земельного участка 50:18:0000000:106:ЗУ2 содержит повторяющиеся точки н3, н2, н1;
4) По представленным в межевом плане координатам фактические площади образуемых земельных участков не соответствуют результатам межевания.
Заявитель, считая вышеуказанное решение органа кадастрового учета от 25.01.2012 N МО-12/РКФ-21984 незаконным, обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что решение ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области от 25.01.2012 N МО-12/РКФ/21984 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета 65-ти земельных участков, образуемых путем раздела исходного земельного участка, необоснованно и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона о кадастре).
Частью 1 статьи 7 Закона о кадастре предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона о кадастре).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо по содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Органом кадастрового учета по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом о кадастре, Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, выявлено, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:18:0080426:588, 50:18:0090312:135, 50:18:0090312:254, 50:18:0090312:270, 50:18:0090312:271, 50:18:0090312:272.
В случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков (ранее допущенные кадастровые ошибки), границ муниципальных образований или населенных пунктов, в разделе приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений.
На основании положений пунктов 4, 18, 47 Порядка N 42, части 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ обязательным условием для обнаружения кадастровой ошибки в сведениях, является обнаружение ее непосредственно самим органом кадастрового учета, что в данном случае суд апелляционной инстанции считает невозможным, так как в нарушение пункта 70 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" раздел межевого плана "Заключение кадастрового инженера" (далее - Приказ N 412) не содержит результатов необходимых геодезических измерений, позволяющих органу кадастрового учета определить возможные причины возникновения указанных обстоятельств.
Заинтересованным лицом в оспариваемом решении установлено, что на титульном листе межевого плана кадастровая процедура указана в нарушение пункта 30 требований Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.
Требования к форме и содержанию межевого плана установлены Приказом N 412.
Межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ. При этом в состав текстовой части межевого плана обязательно входят титульный лист и содержание (п. 4 Приказа N 412).
Как установлено в пункте 30 Приказа N 412, на титульном листе межевого плана указываются виды выполненных кадастровых работ. В случае образования земельного участка путем раздела земельного участка на титульном листе указывается кадастровый номер и местоположение исходного земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о кадастре в состав необходимых для кадастрового учета документов входит:
межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);
документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке);
копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).
Статьей 40 Закона о кадастре определено, что в межевой план включается акт согласования местоположения границ земельного участка, к межевому плану в определенных случаях прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного Законом о кадастре порядка извещения заинтересованных лиц. Такие документы являются неотъемлемой частью межевого плана. К межевому плану прилагаются возражения относительно согласования границ земельного участка.
Согласно статье 38 Закона о государственном кадастре межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Из межевого дела следует, что в качестве исходных данных при подготовке межевого плана использовалась кадастровая выписка о земельном участке от 12.12.2011 N МО-11/ЗВ/1-738855, свидетельство о праве собственности на землю от 02.04.1993, планшеты ВИСХАГИ, однако фактически указанная кадастровая выписка в межевом деле отсутствует.
Наличие в тексте межевого плана сведений о земельном участке, из которого производилось образование новых земельных участков, не исключает необходимость соблюдать требования к форме и содержанию данного документа.
Органом кадастрового учета было установлено, что каталог координат образуемого земельного участка 50:18:0000000:106:ЗУ2 содержит повторяющиеся точки н3, н2, н1;
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Поэтому, точность определения координат характерных точек границ земельных участков должна соответствовать требованиям, установленным органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Кроме того, по представленным в межевом плане координатам фактические площади образуемых земельных участков не соответствуют результатам межевания.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что образование 65-ти земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:106, не требует уточнения границ, поскольку последний сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке площадью 9 267 848 кв.м с кадастровым номером 50:18:0000000:106 от 29.04.2013 N МО-13/3В-461459 граница земельного участка не была установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о регистрации прав отсутствуют.
Таким образом, обжалуемое решение органа кадастрового учета вынесено на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре, с соблюдением раздела III Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42.
Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции сделаны выводы при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.12.2012 по делу N А41-12013/12 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12013/2012
Истец: ЗАО "Борисово"
Ответчик: Кадастровая палата МО, ФБУ "Кадастровая палата" по МО, ФБУ "Кадастровая палата" по Московская область
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области