г. Хабаровск |
|
15 мая 2013 г. |
Дело N А16-1377/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания в лице филиала "Хабаровская теплосетевая компания": Пестрякова И.В., представитель по доверенности от 31.01.2013 N 51/78; Бянин А.Г., представитель по доверенности от 26.12.2012 N51/704;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО: Асанов Н.В., представитель по доверенности от 24.12.2012 N 5, Чеусова М.А., представитель по доверенности от 14.01.2013 N 2;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО на решение от 05.03.2013 по делу N А16-1377/2012 Арбитражного суда Еврейской автономной области принятое судьей Баловой Е.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания в лице филиала "Хабаровская теплосетевая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО
о признании недействительным пункта 4 приложения N 2 к разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) от 08.10.2012 N 18/12;
о признании незаконным бездействия, выразившегося в неутверждении нормативов выбросов загрязняющих веществ в полном объеме;
об обязании утвердить нормативы предельно допустимых выбросов в полном объеме с 27.09.2012 и выдать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу с 08.10.2012 в полном объеме
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" в лице филиала "Хабаровская теплосетевая компания" (далее - ОАО "ДГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области (далее - Управление Росприроднадзора,) о признании недействительным пункта 4 приложения N 2 "Условия действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" к разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) от 08.10.2012 N 18/12 выданного открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "Хабаровская теплосетевая компания" структурное подразделение "Биробиджанская ТЭЦ"; о признании незаконным бездействия, выразившегося в неутверждении приказом N 159 от 27.09.2012 нормативов выбросов загрязняющих веществ в полном объеме для структурного подразделения "Биробиджанская ТЭЦ"; об обязании утвердить нормативы предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) в полном объеме с 27.09.2012 и выдать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу с 08.10.2012 в полном объеме для структурного подразделения "Биробиджанская ТЭЦ" филиала "Хабаровская теплосетевая компания" открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания".
Решением от 05.03.2013 суд заявленные требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с решением суда Управление Росприроднадзора обратилось с апелляционной жалобой в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неверного применения норм материального права.
Представители Управления Росприроднадзора в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ОАО "ДГК" в представленном отзыве, его представители в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что 26.09.2012 Биробиджанская ТЭЦ обратилась в управление Росприроднадзора с заявлением N 1222 о выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, с приложением к нему всех необходимых документов.
Приказом от 27.09.2012 N 159 "Об утверждении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" (далее - приказ N 159) управление Росприроднадзора утвердило нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ, ВСВ) на период с 27 сентября 2012 г. по 26 сентября 2017 г.
К данному приказу прилагаются и являются его неотъемлемой частью Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам (на 10 листах) и Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по отдельной производственной территории или хозяйствующему субъекту в целом по структурному подразделению "Биробиджанская ТЭЦ" (на 2 листах). Указанным документом управление Росприроднадзора не утвердило Нормативы выбросов по следующим загрязняющим веществам: сероводород, ксилол, бутилацетат, керосин, углеводороды предельные С12-С19, пыль неорганическая: до 20-70% SiO, пыль неорганическая: 20-70% SiO, пыль древесная.
Управление Росприроднадзора выдало акционерному обществу разрешение от 08.10.2012 N 18/12 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) на период с 08.10.2012 по 26.09.2017 (далее - разрешение N 18/12). Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории Биробиджанской ТЭЦ, расположенной по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, 60, условия действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам указаны в приложениях NN 1, 2, 3 на 14 листах к настоящему разрешению, являющихся его неотъемлемой частью.
В пункте 4 приложения N 2 "Условия действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" к разрешению N 18/12 указан Перечень загрязняющих веществ и показатели их выбросов, по которым нормативы не установлены, но облагаемых платой за негативное воздействие на окружающую среду (сверхлимитный выброс): сероводород -0,000159, ксилол - 0,125614, бутилацетат - 0,014625, керосин - 1,262855, углеводороды предельные С12-С19 - 0,036493, пыль неорганическая: до 20-70% SiO - 4,0377, пыль неорганическая: 20-70% SiO - 3027,901193, пыль древесная - 1,025269.
Не согласившись с пунктом 4 Приложения N 2 к разрешению N 18/12, а также считая незаконным бездействие государственного органа, выразившееся в неутверждении приказом N 159 нормативов выбросов загрязняющих веществ в полном объеме для структурного подразделения "Биробиджанская ТЭЦ", акционерное общество обратилось с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно пунктам 5.3.15, 5.5.9 Положения "О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 г. N 370", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 400 (ред. от 08.10.2012) Росприроднадзор выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух; устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Пунктами 8, 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (далее - Положение о нормативах выбросов), утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (ред. от 04.09.2012) установлено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6 Положения о нормативах выбросов).
Согласно пункту 4.1. Административного регламента, (утвержденного Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288 (ред. от 20.05.2010)), разрешениями на выбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю: в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ). При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались.
Основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему Регламенту, и следующих документов: для получения разрешения на выбросы: утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям; согласованного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 4 к Регламенту; документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (пункт 8.1 Административного регламента).
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы управления Росприроднадзора о необходимости проведения заявителем самостоятельных испытаний на предмет установления фоновых концентраций по загрязняющим веществам, поскольку они противоречат статье 5 Закона об охране атмосферного воздуха, пункту 7.2 Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86), утверждённой Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 N 192 (далее - Методика расчёта).
Кроме этого, согласно пункту 5 Положения о нормативах выбросов следует, что проведение сводных расчётов относится не к компетенции природопользователя, а к компетенции органов Росприроднадзора, так как исходными данными являются данные инвентаризации всех объектов, оказывающих влияние на качество атмосферного воздуха определенного населенного пункта, в частности, города Биробиджана, где расположена Биробиджанская ТЭЦ.
Из материалов дела следует, что у территориального органа Росприроднадзора имелись такие исходные данные, о чем свидетельствует экспертное заключение от 26.09.2012 N 07-05-29/12 о согласовании управлением Росприроднадзора инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для Биробиджанской ТЭЦ сроком на 5 лет.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанные в Административном регламенте условия получения разрешения на выбросы заявителем выполнены и приняты все необходимые меры для установления нормативов ПДВ.
Данные обстоятельства подтверждаются перепиской заявителя с управлением Росприроднадзора, Центральным аппаратом Росприроднадзора, открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха", а также с государственным учреждением Хабаровским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с функциями регионального специализированного метеорологического центра всемирной службы погоды Росгидромета.
Согласно указанной переписке следует, что у Росгидромета отсутствует информация о фоновых концентрациях по показателям: сероводород, ксилол, бутилацетат, керосин, углеводороды предельные С12-С19, пыль неорганическая: до 20-70% SiO, пыль неорганическая: 20-70% SiO, пыль древесная.
Кроме того, в материалах дела имеется экспертное заключение на проведенную санитарно-эпидемиологическую экспертизу по проекту нормативов ПДВ от 17.07.2012 N 39, утверждённое главным врачом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Еврейской автономной области" согласно которому проект нормативов ПДВ в атмосферу для Биробиджанской ТЭЦ соответствует СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
Из ответа на обращение заявителя в ОАО НИИ "Атмосфера" следует, что при отсутствии сводных расчётов территориального органа Росприроднадзора в конкретном населенном пункте, значение фоновых концентраций загрязняющих веществ следует принимать равными нулю.
Поскольку управление Росприроднадзора, в нарушение пункта 5 Положения о нормативах выбросов, не проводит сводные расчёты, суд первой инстанции обосновано указал, что заявитель в проекте нормативов ПДВ правомерно принял равными нулю значения фоновых концентраций загрязняющих веществ: сероводорода, ксилола, бутилацетата, керосина, углеводородов предельных С12-С19, пыли неорганической: до 20-70% SiO, пыли неорганической: 20-70% SiO, пыли древесной.
Кроме этого, из материалов дела следует, что ранее, в 2011 году, управление Росприроднадзора выдало Биробиджанской ТЭЦ разрешение N 52/11 от 30.12.2011 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с 30.12.2011 по 13.06.2012, с приложением Перечня и количества вредных (загрязняющих) веществ, разрешённых к выбросу в атмосферный воздух. В указанном Перечне государственный орган, также при отсутствии фоновых концентраций, установил нормативы ПДВ, в том числе по загрязняющим веществам: сероводород, ксилол, бутилацетат, керосин, углеводороды предельные С12-С19, пыль неорганическая: 20-70% SiO, пыль древесная.
Оценив представленные доказательства в их совокупности с учетом действующего законодательства суд первой инстанции, правомерно удовлетворил заявленные требования.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 05.03.2013 по делу N А16-1377/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-1377/2012
Истец: ОАО "Дальневосточная генерирующая компания в лице филиала "Хабаровская теплосетевая компания", ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" Хабаровская теплосетевая компания
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЕАО, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1907/13