г. Чита |
|
19 мая 2010 г. |
Дело N А78-7115/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей Е.Н. Скажутиной, С.И. Юдина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца по делу Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 февраля 2010 года по делу N А78-7115/2009 по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики" к Министерству территориального развития Забайкальского края, Открытому акционерному обществу "Российский институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор" о признании открытого конкурса недействительным, признании государственного контракта N 119 от 21 августа 2009 года недействительным и применения последствий недействительности сделки (суд первой инстанции: Малышев Л.В.);
при участии в судебном заседании:
от истца ФГУП РосНИПИ Урбанистики: не явился, извещен;
от ответчика Министерства территориального развития Забайкальского края: не явился, извещен;
от ответчика ОАО "Гипрогор": не явился, извещен;
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятии "Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики" (далее - ФГУП "РосНИПИ Урбанистики") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству территориального развития Забайкальского края (далее - Министерство), Открытому акционерному обществу "Российский институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор" (далее - ОАО "Гипрогор") о признании открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке "Стратегии территориального планирования и градостроительного планирования развития Забайкальского края с учетом условия особого периода 2009-2012 г.г." недействительным, признании государственного контракта N 119 от 21 августа 2009 года недействительным и применения последствий его недействительности, расторжении государственного контракта N 119 от 21 августа 2009 года.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от требования о расторжении государственного контракта N 119 от 21 августа 2009 года отказался и определением суда от 22 декабря 2009 года производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 04 февраля 2010 года в удовлетворении иска отказано. Как следует из судебного акта основанием для отказа в удовлетворении исковых требований послужил вывод суда о том, что победителем торгов ОАО "ГИПРОГОР" был признан правомерно, нарушений правил проведения торгов допущено не было, основания для признания конкурса и государственного контракта недействительными отсутствуют. Суд руководствовался статьями 447, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 22, 28, 65 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 94-ФЗ).
Истец, не согласившись с решением суда, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, просит принять новый судебный акт и удовлетворить исковые требования, указывает на то, что предусмотренный Конкурсной документацией порядок присуждения баллов по критериям: "Цена контракта и срок выполнения работ", а именно от 35 000 000 руб. и ниже - 70 баллов, срок выполнения работ 12 месяцев и менее -10 баллов, нарушает положения частей 2, 8 статьи 28 Закона N 94-ФЗ, не позволяет оценить предложение каждого участника размещения заказа пропорционально лучшему из предложенных условий исполнения государственного контракта, приводит к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушает принцип состязательности участников в проведение конкурсных процедур. Считает, что суд не до конца произвел оценку критерия "Качество работ и квалификация участника конкурса" (подкритерий "Стоимость выполненных аналогичных работ в 2007 2008 годах являющихся предметом конкурса"), не разрешил имеющиеся в Конкурсной документации противоречия между подпунктом 3.1, пункта 3.17 раздела Конкурсной документации и пунктом 20 Информационной карты конкурса и необоснованно не принял довод истца о том, что под аналогичными работами понимаются именно работы предмета контракта, то есть схемы территориального планирования и генеральные планы субъекта РФ.
Стороны о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Ответчики представили отзывы, в которых считают доводы апелляционной жалобы необоснованными, решение суда законным, просят оставить его без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании Конкурсной документации на проведение открытого конкурса по размещению государственного заказа на выполнение работ по разработке "Стратегии территориального планирования и градостроительного планирования развития Забайкальского края с учетом условия особого периода 2009-2012 гг.", утвержденной Заместителем министра территориального развития Забайкальского края 26 июня 2009 года, Министерством территориального развития Забайкальского края был проведен открытый конкурс.
Информация о проведении конкурса была опубликована в официальном печатном издании "Забайкальский рабочий" N 119 от 30 июня 2009 года и размещена на официальном сайте www.zakupki.e-zab.ru.
В соответствии с пунктом 6.2. протокола N 2 от 05 августа 2009 года истец признан участником размещения заказа. По итогам открытого конкурса, согласно пункту 9 протокола N 3 от 06 августа 2009 года "Оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе", размещенном на официальном сайте www.zakupki.e-zab.ru. 07.08.2009 года, победителем был признан ответчик ОАО "Российский институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор".
ФГУП "РосНИПИУрбанистики", несогласившись оценкой и сопоставлением заявок, проведенных Конкурсной комиссией, обратилось в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 4 статьи 447 и пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Истец был допущен к участию в конкурсе, являлся одним из двух его участников, следовательно, вправе обжаловать его результаты конкурса как заинтересованное лицо.
Под конкурсом, согласно статье 20 Закона N 94-ФЗ понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Статьей 22 Закона N 94-ФЗ установлено, что Конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом, и должна, в частности содержать: критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 94-ФЗ (пункт 14 части 4); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (пункт 15 части 4).
Частью 4 статьи 28 Закона N 94-ФЗ установлено, что для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть, в частности: сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (пункт 4); качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (пункт 1.1). В соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 настоящей статьи, конкурсная комиссия вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (пункт 4.1 статьи 28).
Не допускается использование иных, за исключением предусмотренных частью 4 настоящей статьи, критериев оценки заявок на участие в конкурсе. При этом значимость критериев, указанных в пунктах 1 и 1.1 части 4 настоящей статьи, не может составлять более двадцати процентов (часть 6 статьи 28).
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 94-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 28 Закона N 94-ФЗ на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Части 7 статьи 28 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 настоящей статьи, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг. Вместе с тем частью 7 статьи 65 Закона N 94-ФЗ определено, что до установления Правительством Российской Федерации порядка оценки заявок на участие в конкурсе при размещении заказа на поставку определенных видов товаров, выполнение определенных видов работ, оказание определенных видов услуг для государственных нужд порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, а при отсутствии таких нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления - самостоятельно в соответствии с настоящим федеральным законом.
Министерством территориального развития Забайкальского края как Заказчиком с учетом требований Закона N 94-ФЗ в Конкурсной документации были утверждены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, а также в связи с отсутствием нормативно правовых актов Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Конкурсной документацией были определены следующие критерии оценки и их значимость для участников конкурса: цена -70 баллов, срок выполнения работ -10 баллов, качество работ и квалификация участника - 20 баллов. 70 баллов присваивалось заявке с предложенной ценой менее или равной 35 000 000 рублей; 10 баллов присваивалось заявке и предложенным сроком 12 и менее месяцев.
Для критерия "Качество работ и квалификация участника" (пункт 3 подраздела 3.17 раздела 3 "Общего порядка проведения конкурса" Конкурсной документации) установлены два подкритерия:
- подкритерий "стоимость выполненных аналогичных работ в 2007-2008 годах, являющихся предметом конкурса", представленных по форме "Квалификация участника конкурса" (форма должна включать в себя: наименование проекта, наименование Заказчика, стоимость работ, сроки выполнения работ), и подтвержденных представленными в составе заявки копиями контрактов и договоров, заключенных с участником в 2007- 2008 г.г., а также документов или копий документов подтверждающих выполнение данных работ. Заявке Участника с наибольшим значением указанного показателя присваивается 15 баллов. Остальным заявкам присваиваются проценты уменьшенные пропорционально отношению оцениваемых параметров данного участника и участника представившего наибольшее значение оцениваемого параметра. Под аналогичными работам, являющимся предметом конкурса, в настоящей конкурсной документации понимается выполнение участником работ по изготовлению схем территориального планирования, генеральных планов (подпункт 3.1);
- подкритерий "количество проектов за последние 5 лет, в которых проводилась разработка комплексной оценки территориального и функционального зонирования территории по методике ПМ LandUse". Заявке участника с наибольшим количеством выполненных проектов присваивается 5 баллов. Остальным заявкам присваиваются проценты, уменьшенные пропорционально отношению оцениваемых параметров данного участника и участника представившего наибольшее значение оцениваемого параметра.
Согласно протоколу N 3 "Оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе" от 06 августа 2009 года за предложение по цене контракта истец (34 800 000 рублей) и ответчик ОАО "ГИПРОГОР" (35 000 000 рублей) получили по 70 баллов, по срокам исполнения работ истец (июнь 2010 года) и ответчик ОАО "ГИПРОГОР" (20 августа 2010 года) получили по 10 баллов; по качеству выполнения работ и квалификации участника конкурса истцу присвоено 15,1 баллов (10,1 балл и 5 баллов за подкритерии соответственно), ответчику ОАО "ГИПРОГОР" - 15,5 баллов (15 баллов и 0,5 баллов за подкритерии соответственно).
В результате количество баллов, присвоенных заявке ответчика ОАО "ГИПРОГОР", составило 95,5, а количество баллов, присвоенных заявке истца ФГУП "РосНИПИ Урбанистики", составило 95,1. Заявке ответчика ОАО "ГИПРОГОР" был присвоен первый номер и он был объявлен победителем.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы, что предусмотренный Конкурсной документацией порядок присуждения баллов по критериям "цена контракта" и "срок выполнения работ" нарушают положения частей 2, 8 статьи 28 Закона N 94-ФЗ, так как не позволяет оценить предложение каждого участника размещения заказа пропорционально лучшему из предложенных условий исполнения государственного контракта, что влечет неэффективное использованию бюджетных средств и нарушает принцип состязательности участников в проведение конкурсных процедур. Положения частей 2 и 8 статьи 28 Закона N 94-ФЗ не содержат императивных норм определения значимости критериев "цена контракта" и "срок выполнения работ" и порядке установления присваиваемого по указанным критериям количества баллов. В свою очередь часть 8 статьи 28 Закона устанавливает правило, позволяющего определить победителя в случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта.
Вывод суда первой инстанции, что Конкурсной комиссий оценка условий заявок по критерию "Качество работ и квалификация участника конкурса" произведена в соответствии с условиями Конкурсной документации, является правильным.
Разделом 4 Конкурсной документации утверждена "Информационная карта конкурса", и установлено, что в случае противоречия между порядком проведения конкурса и положениями информационной карты конкурса, Информационная карта имеет преобладающую силу.
Доводы апелляционной жалобы, что под аналогичными работами в подкритерии "стоимость выполнения аналогичных работ в 2007-2008г.г, являющихся предметом конкурса" понимаются работы предмета контракта, то есть схемы территориального планирования и генеральные планы субъекта РФ, являются несостоятельными.
Критерии оценки конкурса размещены в пункте 20 Информационной карты, указанные критерии полностью соответствуют критериям, содержащимся в пункте 3.17.1 подраздела 3.17 Раздела 3 "Общий порядок проведения конкурса" и никакого противоречия между ними нет. При этом "понятие аналогичных работ", применительно к подкритерию "стоимость выполнения аналогичных работ в 2007-2008г.г, являющихся предметом конкурса" в Информационной карте отсутствует, это понятие содержится в Разделе 3 "Общий порядок проведения конкурса", однако указанное обстоятельство противоречием между информационной картой и порядком проведения конкурса не является.
Конкурсная комиссия провела конкурс в установленные сроки, с соблюдением установленного конкурсной документацией порядка и определила в качестве победителя торгов ответчика ОАО "ГИПРОГОР" правомерно. С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания конкурса, государственного контракта недействительным и применении последствий недействительности является правильным, соответствует нормам материального и процессуального права, установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 февраля 2010 года по делу N А78-7115/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7115/2009
Истец: ФГУП "Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики"
Ответчик: Министерство территориального развития Забайкальского края, ОАО "Российский институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по городу Чите
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1138/10