г. Красноярск |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А74-4346/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Иванцовой О.А,
судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В.,
при составлении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалухиной Ж.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 11 декабря 2012 года по делу N А74-4346/2012,
принятое судьей Федулкиной А.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Абаканвагонмаш" (ОГРН 1021900517066, ИНН 1901004997) (далее - ОАО "Абаканвагонмаш", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом (ОГРН 1021900533478, ИНН 1901016488) (далее - Комитет, ответчик), изложенного в уведомлении от 06.07.2012 N 210-1255-п, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 19:01:170102:69, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, западный промышленный узел, площадью 6732 кв.м., разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания автомобильных дорог, находящегося в государственной собственности; об обязании ответчика подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка по льготной цене 2,5% от кадастровой стоимости.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 10.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Абакана.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 11 декабря 2012 года заявленное требование удовлетворено. Решение Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, изложенное в уведомлении от 06.07.2012 N 210-1255-п, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 19:01:170102:69, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, западный промышленный узел, площадью 6732 кв.м., разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания автомобильных дорог, признано незаконным. На Комитет возложена обязанность по устранению допущенных нарушений путем подготовки в течение 15 дней с момента вступления решения в законную силу проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 19:01:170102:69 по льготной цене - 2,5% от кадастровой стоимости и направления его в адрес ОАО "Абаканвагонмаш".
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на следующие доводы:
- в материалах дела отсутствуют доказательства того, что автодорога, автодорога N 5, подъездная дорога созданы как объекты недвижимости на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 19:01:170102:69, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введены в эксплуатацию в установленном порядке;
- заявителем представлен неполный пакет документов; к заявлению о выкупе земельного участка не приложено постановление администрации города Абакана от 26.11.1993 N 388, на основании которого земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, путем направления копий определения от 18.03.2013 об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, а также путем размещения 25.03.2013 публичного извещения о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru) в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Республики Хакасия 27.11.1992 N 935-р издано распоряжение о преобразовании государственного предприятия "Абаканвагонмаш" в акционерное общество открытого типа, об утверждении плана приватизации и устава АООТ "Абаканвагонмаш", о передаче на баланс АО "Абаканвагонмаш" имущества предприятия "Абаканвагонмаш", не вошедшего в уставный капитал общества и остающегося в государственной собственности.
В пообъектном перечне зданий и сооружений (приложение N 2 к распоряжению от 27.11.1992 N 935-р) указаны: автодорога, автодорога N 5, подъездная дорога.
На основании постановления администрации города Абакана от 26.11.1993 N 388, акционерному обществу "Абаканвагонмаш" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 121,535 га, в том числе, для эксплуатации и обслуживания производственных объектов 102,355 га, для эксплуатации и обслуживания автомобильных дорог площадью 6,732 га, для эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей площадью 12,448 га.
24.01.1994 выдан государственный акт N РХ-01-002017 на право бессрочного (постоянного) пользования землей.
В течение 1995-2004 годов общая площадь земельного участка, предоставленного ОАО "Абаканвагонмаш" для эксплуатации и обслуживания производственных объектов, уменьшалась за счет изъятия частей земельного участка постановлениями мэра города Абакана N 80 от 15.02.1995, N 532 от 26.07.1996, N 554 от 13.04.2001, N 616 от 25.04.2001, N 215 от 13.02.2003, N 689 от 30.04.2003, N 276 от 18.02.2004, N 393 от 12.03.2004.
13.04.2001 мэром города Абакана вынесено постановление N 554 об изъятии у акционерного общества "Абаканвагонмаш" части земельного участка площадью 126,4 кв.м., расположенного в предзаводской зоне ОАО "Абаканвагонмаш", ранее предоставленного постановлением мэра города Абакана от 29.10.1998 N 1073. В данном постановлении указано, что 832525,5 кв.м. земельного участка остается в постоянном (бессрочном) пользовании общества для эксплуатации зданий и сооружений. В постановлении также указано о признании утратившим силу государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования землей N РХ-01-002017 от 24.01.1994.
В связи с уточнением организационно-правовой формы акционерного общества "Абаканвагонмаш", 25.04.2001 мэром города Абакана вынесено постановление N 616 о переоформлении земельного участка площадью 832525,5 кв.м. в постоянное (бессрочное) пользование ОАО "Абаканвагонмаш".
Постановлением мэра города Абакана от 12.03.2004 N 393 у ОАО "Абаканвагонмаш" изъята часть земельного участка площадью 1600 кв.м. по адресу: западный промузел, промплощадка ОАО "Абаканвагонмаш", ранее предоставленного постановлением мэра города Абакана от 18.02.2004 N 276. В постановлении указано, что 771821 кв.м. земельного участка остается в постоянном (бессрочном) пользовании общества для эксплуатации производственных зданий и сооружений.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 06.06.2012 N 1900/12-11662, земельный участок площадью 6732 кв.м., по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, западный промышленный узел, кадастровый номер 19:01:170102:69, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания автомобильных дорог, поставлен на государственный кадастровый учет 26.11.1993.
09.06.2012 ОАО "Абаканвагонмаш" обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 19:01:170102:69 площадью 6732 кв.м., расположенного по адресу: Абакан, западный промышленный узел.
06.07.2012 Комитет уведомил заявителя об отказе в предоставлении земельного участка в собственность (письмо N 210-1255-п), ссылаясь на следующие обстоятельства:
- из представленных документов невозможно сделать вывод о наличии права бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок площадью 6732 кв.м., так как постановлением мэра города Абакана N 554 государственный акт N РХ-01-002017 признан утратившим силу;
- недоказанность права собственности заявителя на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, ввиду отсутствия в приложении к плану приватизации сведений о местоположении объектов и других характеристиках, позволяющих однозначно идентифицировать объекты.
Не согласившись с отказом в приватизации земельного участка, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии со статей 1 Закона Республики Хакасия от 28.06.2006 N 36-ЗРХ полномочия по распоряжению земельными участками в столице Республики Хакасия - г. Абакане, государственная собственность на которые не разграничена, и на которых расположены объекты недвижимости, находившиеся в государственной собственности до их передачи в собственность граждан и юридических лиц в процессе приватизации, осуществляет орган исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченный на управление и распоряжение объектами государственной собственности, в том числе земельными участками.
В соответствии с пунктами 1, 6.6.5 Положения о государственном комитете Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.07.2009 N 318, Комитет является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Республики Хакасия, в том числе земельными участками; принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Хакасия, гражданам и юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, принимая решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 19:01:170102:69, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, западный промышленный узел, площадью 6732 кв.м., Комитет действовал в пределах представленных полномочий.
Суд апелляционной инстанции считает, что Комитет не доказал законность отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого обществом земельного участка исходя из следующего.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами установленными настоящим абзацем, до 01 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в соответствии с которым собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Приказом Минэкономразвития и торговли России от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень).
В соответствии с утвержденным Перечнем, для приобретения прав на земельный участок заявителем предоставляются:
- при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или: уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;
- выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или: уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;
- кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
Как следует из материалов дела, ОАО "Абаканвагонмаш" свои права на земельный участок кадастровый номер 19:01:170102:69 связывает с нахождением на нем объектов недвижимости (автодороги, автодороги N 5, подъездной дороги), приватизированных из государственной собственности, следовательно, общество правомерно обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.
Согласно описи прилагаемых к заявлению о приобретении земельного участка в собственность документов ОАО "Абаканвагонмаш" в Комитет были предоставлены: копия государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей N РХ-01-002017, постановления мэра города Абакана от 13.04.2001 N 554, от 25.04.2001 N 616, от 12.03.2004 N 393, выкопировка из приложения N 4 (пообъектный перечень машин и оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992) к распоряжению Госкомитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 27.11.1992 N 935-р, кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 19:01:170102:69, уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 19:01:170102:69, а также на автодорогу, подъездную дорогу, автодорогу N 5 по адресу Абакан, западный промышленный узел.
Вместе с пакетом документов заявителем также было предоставлено сообщение ОАО "Абаканвагонмаш" о том, что на земельном участке кадастровый номер 19:01:170102:69 расположены принадлежащие ОАО "Абаканвагонмаш" объекты недвижимости - автодорога, автодорога N 5, подъездная дорога.
В соответствии с государственным актом на право бессрочного (постоянного) пользования землей N РХ-01-002017 обществу предоставлено 6,732 га для эксплуатации и обслуживания автомобильных дорог. Приложением к государственному акту являются утвержденные председателем Госкомзема чертежи автомобильных дорог ОАО "Абаканвагонмаш" (л.д.22-25).
Как следует из кадастровой выписки от 06.06.2012, земельный участок площадью 6732 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет 26.11.1993 и ему присвоен кадастровый номер 19:01:170102:69. Участок имеет разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания автомобильных дорог (л.д.15). Согласно ответу ФГБУ "ФКП Росреестра" от 25.10.2012 на запрос Арбитражного суда Республики Хакасия, участок кадастровый номер 19:01:170102:69 поставлен на кадастровый учет на основании постановления Администрации г. Абакана от 26.11.1993 N 388 (л.д.111). Таким образом, площадь предоставленного для эксплуатации и обслуживания автомобильных дорог земельного участка с 1993 года не изменилась.
В соответствии с пообъектным перечнем машин и оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992, являющимся приложением к плану приватизации ОАО "Абаканвагонмаш", автодорога, автодорога N 5, подъездная дорога были переданы в собственность акционерного общества при приватизации (л.д.57-59).
Техническая инвентаризация указанного имущества не проводилась. Вместе с тем, нормами действующего законодательства возникновение права собственности на объекты недвижимости не поставлено в зависимость от проведения либо непроведения технической инвентаризации и технического учета. Приказ N 475 не содержит требований о предоставлении технического паспорта на объект недвижимости для приобретения прав на земельный участок.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Автомобильная дорога представляет собой сооружение, включающее в себя земляное полотно, дорожное покрытие, перемещение ее без ущерба назначению объекта невозможно, следовательно, автодорога обладает признаками недвижимого имущества.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В данном случае, документом, подтверждающим право на сооружение, является план приватизации общества "Абаканвагонмаш", утвержденный решением Госкомитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 27.11.1992 N 935-р, акт оценки стоимости машин, оборудования, основных средств по состоянию на 01.07.1992, в котором под порядковыми номерами 121633, 201236, 201239 указаны объекты: автодорога N 5, подъездная дорога, автодорога.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что план приватизации является правоустанавливающим документом, и признается допустимым и достаточным для установления объектов недвижимости, которые были приобретены в процессе приватизации имущества, в этой связи довод Госкомимущества Республики Хакасия о недоказанности заявителем права на приобретение земельного участка ввиду непредставления документов, позволяющих идентифицировать принадлежащий заявителю объект недвижимости на приобретаемом земельном участке, несостоятелен.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что автодорога, автодорога N 5, подъездная дорога расположены на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 19:01:170102:69.
Факт нахождения сооружений на земельном участке кадастровый номер 19:01:170102:69 подтвержден имеющимися в материалах дела схемой автодорог в составе государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования, сообщением ОАО "Абаканвагонмаш" от 31.05.2012.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ОАО "Абаканвагонмаш" представило Комитету полный пакет документов, предусмотренных Перечнем, для приобретения в собственность земельного участка с кадастровым номером 19:01:170102:69., расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, западный промышленный узел, площадью 6732 кв.м., разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания автомобильных дорог.
Довод ответчика о том, что государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей N РХ-01-002017 признан утратившим силу, следовательно, заявитель не доказал наличие ранее возникшего права на испрашиваемый земельный участок, правомерно признан судом первой инстанции необоснованным.
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком перечислены в статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации. Доказательств прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Абаканвагонмаш" на земельный участок площадью 6732 кв.м., предоставленного для эксплуатации автомобильных дорог, в материалы дела не представлено.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации указанные в абзаце первом этого пункта документы, удостоверяющие право на землю, выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются имеющими равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Довод ответчика о том, что заявителем не был представлен кадастровый паспорт земельного участка, не влияет на выводы суда, так как согласно требованиям Приказа Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 с заявлением о приобретении прав на земельный участок при его переоформлении допускается предоставление кадастровой выписки на земельный участок.
Довод ответчика на то, что заявителем к заявлению о выкупе земельного участка не приложено постановление администрации г. Абакана от 26.11.1993 N 388, на основании которого земельный участок поставлен на кадастровый учет, в данном случае не имеет правового значения, поскольку иными представленными заявителем в Комитет документами подтверждается, что испрашиваемый земельный участок предоставлен обществу в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Комитета оснований для отказа ОАО "Абаканвагонмаш" в предоставлении в собственность указанного земельного участка.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 01.07.2012 юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками цена земельных участков устанавливается в размере 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка. Согласно высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8155/10 от 14.12.2010 правовой позиции по рыночной цене подлежит приобретению при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования только незастроенный земельный участок.
Поскольку заявитель доказал, что является собственником сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, приобретение участка в собственность осуществляется в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, с заявлением ОАО "Абаканвагонмаш" обратилось в установленный законом срок, следовательно суд первой инстанции пришел к верному о том, что требование о продаже земельного участка по льготной цене является правомерным.
При изложенных обстоятельствах, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 11 декабря 2012 года является законным и обоснованным; оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на ответчика (Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом). Однако, при подаче апелляционной жалобы ответчик на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 11 декабря 2012 года по делу N А74-4346/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-4346/2012
Истец: ОАО "Абаканвагонмаш"
Ответчик: Государственноый комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Администрация города Абакана