г. Чита |
|
25 октября 2010 г. |
Дело N А78-4499/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Т.О. Лешуковой, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Забайкальскому краю, на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 июля 2010 года по делу N А78-4499/2010, по заявлению Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Забайкальскому краю к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю о признании незаконными действий по проведению плановой проверки в период с 04.05.2010 по 24.05.2010, принятое судьей Переваловой Е.А.,
при участии:
от заявителя: Останний О.В., представителя по доверенности от 01.03.2008;
от заинтересованного лица: Терёшиной Л.В., представителя по доверенности от 18.01.2010;
и установил:
Заявитель, Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Забайкальскому краю, обратился с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю, выразившихся в проведении плановой проверки с 04.05.2010 по 24.05.2010.
Решением суда первой инстанции от 13 июля 2010 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Анализ нормативно-правовых актов позволяет суду сделать вывод о правомерности действий Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю по проведению плановой проверки.
Таким образом, заявление о признании действий Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю незаконными, не подлежат удовлетворению.
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Забайкальскому краю, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель заявителя, поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что вопреки выводам арбитражного суда первой инстанции, права территориального органа ФСКН России не ограничиваются федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", правам же территориального органа ФСКН России соответственно корреспондируют обязанности территориального органа ФАС России.
По мнению заявителя, судом первой инстанции ограничительно истолкована норма абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Одним лишь созданием организации область правового регулирования данного закона не исчерпывается.
Как указал представитель заявителя, из адекватного толкования приведённой нормы права следует, что государственная регистрация юридического лица - это акт, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о юридическом лице, в том числе сведений об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица. Государственная регистрация юридического лица включает в себя государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Это следует также из положения пункта 1 Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
По мнению заявителя, УФАС грубо нарушило порядок организации плановой проверки, установленный частью 3 пунктом 1 части 8 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Представитель УФАС в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело, в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Согласно материалам дела, 28 апреля 2010 года УФАС приняло приказ N 90 в отношении заявителя "О проведении плановой проверки" в период с 04 по 24 мая 2010 года. Целью контрольного мероприятия определена проверка по соблюдению заявителем требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 198 граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из указанного следует, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемое действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 (ред. от 27.10.2008) "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 15.06.2010) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией, уполномоченным на ведение официального сайта федеральным органом исполнительной власти, организацией, оказывающей услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, уполномоченными на ведение реестров заключенных по итогам размещения заказов государственных или муниципальных контрактов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, операторами электронных площадок осуществляется путем плановых и внеплановых проверок (ч.1).
Плановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд осуществляются соответственно уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, городского округа с учетом положений части 2 настоящей статьи. Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (ч.3).
Организация проведения плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами осуществляемых в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", осуществляется "Методическими рекомендациями по рассмотрению Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" утвержденными Письмом ФАС РФ от 25.05.2007 N АЦ/8325 "О направлении Методических рекомендаций".
Согласно п. 3.1 раздела 3 указанных Рекомендаций, перед проведением проверки необходимо подготовить следующие документы: приказ о проведении проверки; письмо руководителю проверяемой организации о проведении проверки (только для выездной проверки); удостоверение на право проведения проверки (только для выездной проверки).
Требования к документам, предусмотренным пунктом 3.1 Рекомендаций (п.3.2):
В приказе о проведении проверки должны указываться (п.3.3):
цель и основание проведения проверки;
вид проверки: плановая либо внеплановая;
форма проверки: камеральная либо выездная;
срок проведения проверки;
проверяемый период;
состав инспекции с указанием фамилии, инициалов, должности;
поручение руководителю инспекции либо его заместителю - оформить удостоверение на право проведения проверки (только для выездной проверки);
поручение инспекции - составить акт по результатам проведения проверки и в случае выявления нарушений - вынести предложение либо предписание об их устранении, с указанием сроков составления акта, предписания (предложения).
При этом в состав инспекции должно входить не менее 5 человек. В случае проведения внеплановой проверки исполнения предписания (предложения) контрольного органа, выданного ранее, в состав инспекции могут быть включены не более половины членов инспекции (либо комиссии), выдавших предписание (либо предложение). При этом руководителем инспекции, осуществляющей проверку исполнения предписания (предложения), не может быть член инспекции (комиссии), которая выдавала проверяемое предписание (предложение).
При этом, согласно п. 1.3.1 названных Рекомендаций плановые проверки осуществляются на основании плана проверок, утверждаемого на полугодие. Плановая проверка осуществляется в форме выездной сплошной проверки.
В отношении одного Заказчика плановые проверки осуществляются не более чем один раз в шесть месяцев (п.1.3.2).
Оценивая оспариваемые действия УФАС и руководствуясь вышеуказанными нормами, суд апелляционной инстанции не находит каких-либо нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями.
Довод апелляционной жалобы о том, что УФАС, осуществляя мероприятия по контролю за соблюдением исполнения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" нарушил требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не принимается судом апелляционной инстанции поскольку при осуществлении проверочных мероприятий по соблюдению требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не применяются, по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов при проведении финансового контроля и финансово-бюджетного надзора.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно ч. 1 ст. 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
В силу ч. 1 ст. 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 (ред. от 27.10.2008) "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд", ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, т.е. в сфере финансового контроля связанного с порядком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд в части соблюдения правил организации расходования государственных денежных средств и соблюдения принципов расходования как экономичности, открытости и гласности, эффективности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Кроме того, Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" разграничивается, не только объектам регулирования, но и по субъектному составу участников сфер регулирования.
Так, Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" регулирует деятельность субъектов участвующих в отношениях, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом такими участниками (государственными заказчиками) являются согласно ч. 1 ст. 4 названного Закона государственные органы (в том числе органы государственной власти), бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Как следует из материалов дела, Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Забайкальскому краю в ходе совершения УФАС оспариваемых действий являлось государственным заказчиком в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При этом не имеет правового значения, является ли субъект таких отношений, государственный орган (комиссия) юридическим лицом.
Между тем в силу ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" субъектами отношений по данному закону выступают различные органы контроля, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом по характеру правоотношений регулируемых данным законом под юридическими лицами понимаются хозяйствующие субъекты, деятельность которых не связана с осуществлением государственных властно-распорядительных функций и при этом их основное финансирование не осуществляется из бюджетной системы Российской Федерации.
Цели и задачи Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" направлены на организацию, унификацию системы государственного и муниципального контроля со стороны государства хозяйствующих субъектов, к которым относится Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Забайкальскому краю при реализации функций государственного заказчика вытекающих из Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 и ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от "13" июля 2010 года по делу N А78-4499/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4499/2010
Истец: Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Забайкальскому краю
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю, УФАС по Забайкальскому краю, УФАС России по Забайкальскому краю
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4654/11
01.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4654/11
11.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6890/10
25.10.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3650/10