г. Хабаровск |
|
16 мая 2013 г. |
Дело N А37-3889/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Курчатова": Адаркина Наталья Николаевна, представитель по доверенности от 15.01.2013;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области: представитель не явился;
от Управления по недропользованию по Магаданской области: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области на решение от 06.03.2013 по делу N А37-3889/2012 Арбитражного суда Магаданской области принятое судьей Степановой Е.С.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Курчатова"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области
о признании недействительным постановления от 16.11.2012 N 42н/в/1-12/пс1 о назначении административного наказания
третье лицо: Управление по недропользованию по Магаданской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Курчатова" (далее - ООО "Артель старателей "Курчатова", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области (далее - Управление Росприроднадзора по Магаданской области, административный орган) от 16.11.2012 N 42н/в/1-12/пс1 о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО "Артель старателей "Курчатова" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 06.03.2013 требования Общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Курчатова" (ОГРН 1024900785238, ИНН 4906001106) удовлетворены в полном объеме, в связи с применением судом первой инстанции положений статьи 2.9.КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения.
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области N 42н/в/1-12/пс1 от 16.11.2012 о назначении административного наказания признано незаконным и отменено.
В связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения на основании ст. 2.9 КоАП РФ Общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей Курчатова" освобождено от административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, ему объявлено устное замечание.
Производство по административному делу в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Курчатова" прекращено.
Не согласившись с судебным актом, Управление Росприроднадзора по Магаданской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением положений статьи 2.9 КоАП РФ.
По мнению административного органа, обстоятельства, на которые сослался суд в обоснование малозначительности совершенного административного правонарушения, в частности, отсутствие пренебрежительного отношения заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, признание факта совершения вменяемого правонарушения, не наступление вредных последствий, наличие объективных причин, не позволивших своевременно выполнить соответствующую обязанность и устранение выявленных нарушений входе проведения проверки, не соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, а также выводы, положенные в обоснование решения, не могут служить основанием для освобождения ООО "Артель старателей "Курчатова" от наказания.
Управление Росприроднадзора по Магаданской области просит, в связи с этим, отменить решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Артель старателей "Курчатова" отклонила доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Росприроднадзора по Магаданской области и Управление по недропользованию по Магаданской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции. Управлением Росприроднадзора по Магаданской области заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, которое на основании положений статьи 159 АПК РФ судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя представитель ООО "Артель старателей "Курчатова", проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью ООО "Артель старателей "Курчатова", зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением Главы администрации Тенькинского района N 4 от 11.01.1996, Межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Магаданской области 29.06.2011, свидетельство N 000328467, ОГРН 1024900785238, ИНН 4906001106.
В соответствии с Уставом одним из основных видов деятельности ООО "Артель старателей "Курчатова" является разработка недр с целью добычи золота, платины, серебра, олова, вольфрама, других цветных металлов; разведка месторождений полезных ископаемых, другие виды деятельности, направленные на достижение Уставных целей и задач и не запрещенные законодательством РФ. Для осуществления указанной деятельности ООО "Артель старателей "Курчатова" выданы лицензии на право пользования недрами:
Лицензия МАГ N 01717 БР с целевым назначением "геологическое изучение недр и добыча золота из россыпи руч. Спорный в интервале линий 2-40, пр.пр.руч. Малый Мандычан"", выдана 19.03.1997, срок действия до 31.12.2019.
Лицензии МАГ N 03026 БЭ с целевым назначением "добыча золота из россыпи руч. Мустах в интервале линий 02-26. пр. пр. руч. Большой Тыэллах" выдана 05.05.2000, срок действия до 31.12.2015.
На основании п. 42 Плана проведения проверок, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 785 от 28.10.2011, и в соответствии с Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области N 262 от 27.08.2012 в период с 12.09.2012 по 08.10.2012 в отношении ООО Артель старателей "Курчатова" проведена плановая выездная поверка.
Распоряжение N 35-р от 14.05.2012 "О начале проведения проверки" направлено по юридическому адресу ООО "Артель старателей "Курчатова" с сопроводительным письмом N АШ-04/1332 от 16.05.2012 и получено 22.05.2012 (копия почтового уведомления N 877744).
Цель проведения проверки - оценка соответствия деятельности ООО "Артель старателей "Курчатова" требованиям законодательства и другим нормативным правовым актам РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи проведения проверки - приведение в соответствие деятельности общества в случае выявления нарушений.
Предмет проверки - соблюдение обязательных требований законодательства и других нормативных правовых актов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
С Приказом о проведении проверки N 262 от 27.08.2012 ознакомлен главный инженер ООО "Артель старателей "Курчатова" Цоболов А.Г., действующий на основании доверенности N 41 от 14.09.2012.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения ООО "Артель старателей "Курчатова" требований п. 10 ч. 2 ст. 22, ч. 1, ч. 2 ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-01 "О недрах" в части выполнения условий лицензионных соглашений.
По результатам проверки составлен акт проверки N 42/в-12 от 08.10.2012, в котором зафиксированы нарушения в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр. Акт составлен в присутствии главного инженера ООО "Артель старателей "Курчатова" Цоболова А.Г., действующего на основании доверенности N 41 от 14.09.2012, о чем свидетельствует его подпись.
Уведомлением N ПБ-05/2944 от 08.10.2012 юридическое лицо извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении - 08.11.2012 в 11 час. 30 мин. Уведомление получено ООО "Артель старателей "Курчатова" 18.10.2012 по юридическому адресу, (копия почтового уведомления N 804747).
По результатам проведенной проверки на основании акта проверки 08.11.2012 в присутствии представителя ООО "Артель старателей "Курчатова" - главного инженера Цоболова А.Г., действующего на основании доверенности N 94 от 06.11.2012, составлен протокол N 42н/в/1-12/пр1 об административном правонарушении, которым установлено наличие в действиях ООО "Артель старателей "Курчатова" признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Определением от 08.11.2012 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 16.11.2012 в 11 час. 30 мин. Определение получено главным инженером ООО "Артель старателей "Курчатова" Цоболовым А.Г., действующим на основании доверенности N 94 от 06.11.2012, о чем свидетельствует его подпись.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО "Артель старателей "Курчатова" вынесено постановление N 42н/в/1-12/пс1 от 16.11.2012 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Постановление вынесено в присутствии представителя ООО "Артель старателей "Курчатова" - главного инженера Цоболова А.Г., действующего на основании доверенности N 94 от 06.11.2012, о чем свидетельствует его подпись.
Как следует из оспариваемого постановления, в результате проведенной плановой проверки установлено, что в нарушение требований лицензионных соглашений - абз. а), б) п. 4.1.1. приложения N 13 (Дополнение N 1) к лицензии МАГ N 01717 БР и абз. а) п. 4.1. приложения N 5 к лицензии МАГ N 03026 БЭ - ООО "Артель старателей "Курчатова" осуществляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами, а именно - в срок не позднее второго квартала 2008 года, не позднее 01.05.2012 не согласованы в установленном порядке технические проекты и в срок не позднее 01.06.2012 не обеспечен ввод в эксплуатацию предприятия и выход на проектную мощность с производительностью в соответствии с техническим проектом.
Таким образом, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Артель старателей "Курчатова" установлено нарушение ООО "Артель старателей "Курчатова" требований п. 10 ч. 2 ст. 22, ч. 1, ч. 2 ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-01 "О недрах" в части выполнения условий лицензионных соглашений, выразившееся в неисполнении ООО "Артель старателей "Курчатова" абз. а) б) п. 4.1.1. приложения N 13 (Дополнение N 1) к лицензии МАГ N 01717 БР и абз. а) п. 4.1. приложения N 5 (Дополнение и изменения) к лицензии МАГ N 03026 БЭ.
В частности, административным органом по результатам плановой проверки установлено, что ООО "Артель старателей "Курчатова" по лицензии МАГ N 03020 БЭ в период с 01.07.2008 по 08.10.2012, а также по лицензии МАГ N 01717 БР в период с 02.05.2012 по 08.10.2012 и с 02.06.2012 по 08.10.2012 не исполнялись условия лицензионных соглашений.
Следовательно, административным органом выявлено совершение длящихся административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3. КоАП РФ - пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, выразившееся в неисполнении отдельных пунктов лицензионных соглашений.
Кроме того, по результатам проверки и рассмотрения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ ООО "Артель старателей "Курчатова" выданы предписания N 42н/в/1-12/1 от 08.10.2012 об обеспечении в срок до 01.03.2013 выполнения абз. а) п. 4.1.1. приложения N 13 к лицензии МАГ N 01717 БР; об обеспечении в срок до 01.08.2013 выполнения абз. б) п. 4.1.1. приложения N 13 к лицензии МАГ N 01717 БР; обеспечении в срок до 01.05.2013 согласования в Управлении по недропользованию по Магаданской области в части рационального и комплексного использования недр и их минерально-сырьевого потенциала технического проекта отработки месторождения, обеспечивающего полное погашение балансовых запасов по лицензии МАГ 03026 БР, а также о представлении документального подтверждения исполнения предписаний.
Представлением N 42н/в-12/пд1 от 16.11.2012 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, установленного постановлением о назначении административного наказания N 42н/в/1-12/пс1 от 16.11.2012, ООО "Артель старателей "Курчатова" обязывалось предпринять меры по устранению выявленных нарушений.
В срок, установленный в представлении, письмом N 103 от 27.11.2012 ООО "Артель старателей "Курчатова" представило в Управление Росприроднадзора по Магаданской области информацию о выполнении Представления.
Не согласившись с результатами рассмотрения материалов административного дела, ООО "Артель старателей "Курчатова" обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 42н/в/1-12/пс1 от 16.11.2012 по делу об административном правонарушении.
Удовлетворяя заявленные требования, в связи с признанием совершенного административного правонарушения малозначительным, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 1.2 ФЗ "О недрах" N 2395-1 от 21.02.1992 недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ осуществляется совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Как следует из содержания ст. 12 ФЗ "О недрах", лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Ст. 23.2 Закона РФ "О недрах" предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утверждёнными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создаётся федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством РФ по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых входит в полномочия Федерального агентства по недропользованию в соответствии п. 5.3.13 Положения о Федеральном агентстве но недропользованию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293.
В соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", утвержденным постановлением Правительства РФ N 118 от 03.03.2010 подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства РФ о недрах.
Подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.
Проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом.
В территориальном органе Федерального агентства по недропользованию - Управлении по недропользованию по Магаданской области, на основании Приказа от 22.06.2010 N 27 создана территориальная комиссия по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с использованием недр.
Судом первой инстанции установлено, что Лицензия МАГ N 01717 БР с целевым назначением "геологическое изучение недр и добыча золота из россыпи руч. Спорный в интервале линий 2-40, пр.пр.руч. Малый Мандычан" выдана 19.03.1997, срок действия - до 31.12.2006. Дополнением и изменением, зарегистрированными в Управлении по недропользованию по Магаданской области 30.12.2011 N 182л/11 срок действия лицензии продлен до 31.12.2019, установлены сроки: подготовки, согласования и утверждения в установленном порядке технического проекта и ввода в эксплуатацию горнодобывающего предприятия и выхода на проектную мощность с производительностью в соответствии с техническим проектом.
Согласно абз. а) п. 4.1.1. приложения N 13 (Дополнение N I) к лицензии МАГ N 01717 БР недропользователь обязуется обеспечить согласование и утверждение в установленном порядке технического проекта освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами не позднее 01.05.2012.
Согласно абз. б) п. 4.1.1. приложения N 13 (Дополнение N 1) к лицензии МАГ N 01717 БР недропользователь обязуется обеспечить ввод в эксплуатацию горнодобывающего предприятия и выход на проектную мощность с производительностью в соответствии с техническим проектом не позднее 01.06.2012.
ООО "Артель старателей "Курчатова" разработан технический проект на горно-эксплуатационные работы месторождения руч. Спорный (лицензия МАГ 01717 БР) 2012 - 2019 г.г., который направлен на согласование в части промышленной безопасности в Управление Ростехнадзора по Магаданской области (вх. от 24.09.2012). Ввод в эксплуатацию месторождения в предусмотренный условиями лицензии срок - не позднее 01.06.2012, и на момент проведения плановой проверки по лицензии МАГ N 01717 БР не обеспечен.
Таким образом, по лицензии МАГ N 01717 БР обществом не обеспечено согласование и утверждение в установленном порядке технического проекта освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами - не позднее 01.05.2012, а также сорван срок ввода в эксплуатацию горнодобывающего предприятия и выход на проектную мощность с производительностью в соответствии с техническим проектом - не позднее 01.06.2012.
Судом также установлено, что Лицензия МАГ N 03026 БЭ с целевым назначением "добыча золота россыпи руч. Мустах в интервале линий 02-26, пр. пр. руч. Большой Тыэллах" выдана 05.05.2000, срок действия - до 31.12.2004.
Дополнениями и изменениями от 26.02.2008 срок действия лицензии продлен до 31.12.2015 и установлены сроки согласования и утверждения соответствующими органам технического проекта отработки месторождения.
Согласно абз. а) п. 4.1. приложения N 5 (Дополнений и изменений) к лицензии МАГ N 03026 БЭ недропользователь обязуется обеспечить представление на согласование и Управление по недропользованию по Магаданской области в части рационального и комплексного использования недр и их минерально-сырьевого потенциала не позднее второго квартала 2008 года технический проект отработки месторождения, обеспечивающий полное погашение балансовых запасов.
В 2008 году предприятием разработан "Технический проект разработки россыпного месторождения золота на месторождении руч. Мустах (лицензия МАГ N 03026 БЭ) на 2009 - 2015 гг. открытым способом". Проект прошел экспертизу промышленной безопасности и согласован с Северо-Восточным Управлением Ростехнедзора (протокол от 01.07.2009 N 79).
Согласование технического проекта в части обеспечения рационального и комплексного использования недр производится территориальной комиссией, образованной в Управлении по недропользованию по Магаданской области. Однако, данный проект не прошел согласование в Управлении по недропользованию по Магаданской области (Магаданнедра).
Таким образом, по лицензии МАГ N 03026 БЭ обществом не представлен на согласование в Управление по недропользованию по Магаданской области в установленном порядке не позднее второго квартала 2008 года технический проект отработки месторождения, обеспечивающий полное погашение балансовых запасов, в части рационального и комплексного использования недр и их минерально-сырьевого потенциала.
Из материалов дела следует, что заявка на согласование "Технического проекта на горно-эксплуатационные работы месторождения руч. Спорный (лицензия на право пользования недрами МАГ N 01717 БР 2012 - 2019)" и заявка на согласование "Технического проекта на разработку месторождения руч. Мустах открытым способом", 2008 (лицензия на право пользования недрами МАГ N 03026 БЭ)" поданы ООО "Артель старателей "Курчатова" соответственно - 16.10.2012 и 23.10.2012, т.е. после выявления нарушений по результатам плановой проверки.
Таким образом, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Артель старателей "Курчатова" судом первой инстанции установлено нарушение ООО "Артель старателей "Курчатова" требований п. 10 ч. 2 ст. 22, ч. 1, ч. 2 ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-01 "О недрах" в части выполнения условий лицензионных соглашений, выразившееся в неисполнении ООО "Артель старателей "Курчатова" абз. а) б) п. 4.1.1. приложения N 13 (Дополнение N 1) к лицензии МАГ N 01717 БР и абз. а) п. 4.1. приложения N 5 (Дополнение и изменения) к лицензии МАГ N 03026 БЭ.
Обстоятельства административного правонарушения подтверждаются представленными материалами плановой проверки, в т.ч. актом проверки N 42/в-12 от 08.10.2012, протоколом об административном правонарушении от N 42н/в/1-12/пр1 от 08.11.2012 и ООО "Артель старателей "Курчатова" не оспаривались.
Следовательно, ООО "Артель старателей Курчатова" нарушило положения законодательства о недрах, предписывающие в установленные сроки согласовать технический проект по участку недр, находящемуся в пользовании, что повлекло за собой несоблюдение требований условий лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии.
Ст. 2.1 КоАП РФ предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо считается невиновным пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусматривает также, что юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из разъяснений, содержащихся в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, следует, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу, в том числе и об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Артель старателей "Курчатова" не приняло все зависящие от него необходимые и своевременные меры для соблюдения сроков, установленных для согласования технических проектов, и срока ввода в эксплуатацию горнодобывающего предприятия, поскольку у общества имелась реальная возможность по соблюдению установленных действующим законодательством правил и норм, за нарушение которых заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, однако, юридическое лицо не проявило необходимую степень заботливости и осмотрительности для надлежащего исполнения своих обязательств, что привело к совершению административного правонарушения.
Следовательно, в ходе судебного разбирательства подтверждено наличие в действиях ООО "Артель старателей "Курчатова" вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. ст 7.3 КоАП РФ, что является обязательным условием привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, по обоснованному выводу суда первой инстанции, ООО "Артель старателей "Курчатова" правомерно привлечено к административной ответственности за несоблюдение условий лицензионного соглашения.
Судом первой инстанции проверены порядок и сроки привлечения ООО "Артель старателей "Курчатова" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. ст 7.3 КоАП РФ, нарушений не установлено.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод общества о пропуске предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ срока привлечения к ответственности, поскольку, по обоснованному выводу суда, лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся (правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.02.2008 N 9199/07).
В то же время, применяя положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного ООО "Артель старателей "Курчатова" административного правонарушения, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Ст. 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, административное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из смысла ст. 2.9. КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате допущенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
Применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано и в каждом конкретном случае следует учитывать разовый либо систематический характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.
Применение указанной нормы законодатель не ставит в зависимость от того, каким является состав совершенного правонарушения - формальным или материальным.
Таким образом, понятие малозначительности является оценочным, и определяется в каждом конкретном случае, с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения.
Кроме того, согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, данным в Определении N 349-О от 05.11.2003, из содержания ст. 2.9 КоАП РФ следует, что законодатель предоставил суду право по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица, допустившего правонарушение, от ответственности и самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения.
Судом первой инстанции установлено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "Артель старателей "Курчатова" были приняты необходимые меры по устранению выявленных нарушений - заявки на согласование технических проектов поданы по лицензии МАГ N 01717 БР - 16.10.2012, по лицензии МАГ N 03026 БЭ - 23.10.2012.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается и административным органом не оспаривается, что на момент вынесения оспариваемого постановления ООО "Артель старателей "Курчатова" выявленные нарушения устранены.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно принял во внимание конкретные обстоятельства совершения ООО "Артель старателей "Курчатова" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, - отсутствие пренебрежительного отношения заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, признание факта совершения вменяемого правонарушения, не наступление вредных последствий, наличие объективных причин, не позволивших своевременно выполнить соответствующую обязанность и устранение выявленных нарушений входе проведения проверки.
Следовательно, учитывая позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении N 116-О от 09.04.2003 о необходимости учета в каждом конкретном случае рассмотрения дела об административном правонарушении характера правонарушения, степени вины правонарушителя, признания факта совершения вменяемого правонарушения, не наступление вредных последствий, суд пришел к обоснованному выводу о малозначительности совершенного ООО "Артель старателей "Курчатова" административного правонарушения, и освободил общество от административной ответственности в порядке ст. 2.9 КоАП РФ.
Кроме того, суд правомерно посчитал нецелесообразным назначение лицу, привлекаемому к административной ответственности, наказания в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ - в размере 300 000 руб., поскольку по результатам судебного разбирательства установлено, что достижения цели административного наказания может обеспечить устное замечание в порядке ст. 2.9 КоАП РФ, а также в связи с тем, что в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Суд также правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление, поскольку в соответствии с разъяснениями, данными в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
В то же время, суд апелляционной инстанции находит ошибочным вывод суда первой инстанции о необходимости указания в резолютивной части решения суда о прекращении производства по административному делу в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Артель старателей Курчатова", в связи с признанием административного правонарушения малозначительным.
Суд первой инстанции не учел следующего.
Главой 29 КоАП РФ предусмотрен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом.
В соответствии со статьей 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление, в том числе о прекращении производства по делу об административном правонарушении. В частности, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.
Следовательно, нормами КоАП РФ предусмотрены полномочия административного органа прекращать производство по делу об административном правонарушении в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса.
В то же время, частями 1 и 5 статьи 170 АПК РФ предусмотрено, что решение арбитражного суда должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения.
Следовательно, арбитражное процессуальное законодательство не содержит правило об указании в резолютивной части решения суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции находит, что названный вывод суда не повлиял на правильность принятого судебного акта.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 06.03.2013 по делу N А37-3889/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-3889/2012
Истец: ООО "Артель старателей Курчатова"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Магаданской области
Третье лицо: Управление по недропользованию по Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1936/13