г. Владивосток |
|
16 мая 2013 г. |
Дело N А51-30077/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
апелляционное производство N 05АП-3747/2013
на решение от 18.02.2013
судьи А.А. Лошаковой по делу N А51-30077/2012 Арбитражного суда Приморского края по заявлению открытого акционерного общества "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (ИНН 2511038350, ОГРН 1022500855783, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.08.2002) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009) о признании незаконным бездействия
при участии:
от открытого акционерного общества "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее по тексту - "ОАО "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта"): Кузьменкова М.А., представитель по доверенности от 08.02.2012 N 3-юр, сроком действия до 31.12.2013; паспорт (до перерыва);
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае - не явилось;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от предоставления заявителю проектов договоров аренды следующих земельный участков под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю на праве собственности:
· Земельный участок с кадастровым номером 25:34:000000:8; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. 8 Марта, 30; площадь 42241+/- 72 кв. м; разрешенное использование: в границах прохождения ходового пути "Байкал". Субъект права: Российская Федерация. Основание: свидетельство о гос. регистрации права 25-АА N 734368. На участке расположен объект недвижимого имущества: железнодорожный подъездной путь "Байкал" инв. N 05:423:002:000010150, лит. Ж, протяженность 4169,5 м. Субъект права: ОАО "Уссурийское ППЖТ". Основание: свидетельство о гос. регистрации права 25-АБ N 631943 (далее - земельный участок с кадастровым номером 25:34:000000:8).
· Земельный участок с кадастровым номером 25:34:016301:69; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. Короленко, 13; площадь 5209+/- 25 кв. м; разрешенное использование: для обслуживания и эксплуатации подъездного пути "Росбакалея". Субъект права: Российская Федерация. Основание: свидетельство о гос. регистрации права 25-АА N 686812. На участке расположен объект недвижимого имущества: железнодорожный подъездной путь "Главбакалея" инв. N 05:423:002:000000340, лит. Ж, протяженность 628.7 м. Субъект права: ОАО "Уссурийское ППЖТ". Основание: свидетельство о гос. регистрации права 25-АБ N 491382 (далее - земельный участок с кадастровым номером - 25:34:016301:69).
· Земельный участок с кадастровым номером 25:34:016402:65; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. Кирова, 42-а; площадь 1700+/- 14 кв. м; разрешенное использование: для обслуживания и эксплуатации подъездного пути "Спиртобаза". Субъект права: Российская Федерация. Основание: свидетельство о гос. регистрации права 25-АА N 700084. На участке расположен объект недвижимого имущества: железнодорожный подъездной путь "ЛВЗ" инв. N 05:423:002:000000260, лит. Ж, протяженность 328,0 м. Субъект права: ОАО "Уссурийское ППЖТ". Основание: свидетельство о гос. регистрации права 25-АБ N 484261 (далее - земельный участок с кадастровым номером 25:34:016402:65).
· Земельный участок с кадастровым номером 25:34:000000:7; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. Невского, 14; площадь 53597+/-81 кв. м; разрешенное использование: в границах прохождения ходового пути "Мелькомбинат". Субъект права: Российская Федерация. Основание: кадастровый паспорт земельного участка. На участке расположен объект недвижимого имущества: железнодорожный подъездной путь "Подъездной путь Мелькомбинат" инв. N 05:423:002:000000350:002, лит. Ж, протяженность 6480,6 м. Субъект права: ОАО "Уссурийское ППЖТ". Основание: свидетельство о гос. регистрации права 25-АБ N 491381 (далее - земельный участок с кадастровым номером 25:34:000000:7).
· Земельный участок с кадастровым номером 25:34:016402:68; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. Краснознаменная, 190-а; площадь 657+/-9 кв. м; разрешенное использование: в границах подъездных путей филиала межрайонной базы. Субъект права: Российская Федерация. Основание: свидетельство о гос. регистрации права 25-АА N 734364. На участке расположен объект недвижимого имущества: железнодорожный подъездной путь "Межрайбаза" инв. N 05:423:002:000000310, лит. Ж, протяженность 257,8 м. Субъект права: ОАО "Уссурийское ППЖТ". Основание: свидетельство о гос. регистрации права 25-АБ N 484227 (далее - земельный участок с кадастровым номером 25:34:016402:68).
· Земельный участок с кадастровым номером 25:34:000000:6; почтовый адрес ориентира: Приморский край, гор. Уссурийск, ул. Некрасова, 226; площадь 23718+/-54 кв. м; разрешенное использование: в границах прохождения ходового пути "МЖК". Субъект права: Российская Федерация.
Основание: свидетельство о гос. регистрации права 25-АА N 734366. На участке расположен объект недвижимого имущества: железнодорожный подъездной путь "Ходовой МЖК" инв. N 05:423:002:000000300, лит. Ж, протяженность 3861,0 м. Субъект права: ОАО "Уссурийское ППЖТ". Основание: свидетельство о гос. регистрации права 25-АБ N 484226 (далее - земельный участок с кадастровым номером 25:34:000000:6), а также обязать ответчика совершить действия по вынесению решения о предоставлении заявителю вышеназванных земельных участков на праве аренды (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение суда первой инстанции просит отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что в данном случае заявителем не были представлены документы однозначно свидетельствующие о наличии на земельных участках объектов, находящихся в собственности исключительно ОАО "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта".
Вывод суда о том, что Территориальное управление требовало предоставление письма государственного органа, осуществляющего государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, с указанием кадастрового номера земельного участка, на котором находится объект недвижимости, в также сведений об отсутствии иных объектов недвижимости на каждом земельном участке не соответствует действительности, указанные рекомендации по обращению в органы Ростехинвентаризации за получением необходимых документов носили информационный характер.
Указывает, что ввиду отсутствия необходимых документов, предусмотренных Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475, Территориальное управление не может в настоящее время направить представленный пакет документов в Росимущество для принятия решения, либо дачи поручения Территориальному управлению о предоставлении в аренду Обществу земельных участков с кадастровыми номерами 25:34:000000:6, 25:34:000000:7, 25:34:000000:8, а также принять решение о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:34:016301:69, 25:34:016402:68, 25:34:016402:65.
Полагает также, что арбитражный суд незаконно возложил на Территориальное управление обязанность по рассмотрению заявлений Общества в течении двухнедельного срока, так как в соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ заявление рассматривается уполномоченным органом в течении месяца.
В судебном заседании представитель ОАО "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Управления.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв.
Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.06 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 20.07.2012 ОАО "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" обратилось в Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае с заявлениями о предоставлении ему в долгосрочную аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:34:000000:8, 25:34:016301:69, 25:34:016402:65, 25:34:000000:7, 25:34:016402:68, 25:34:000000:6, занятых подъездными путями, принадлежащими обществу на праве собственности.
Письмом N 08-9327 от 24.07.2012 Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае сообщило обществу о том, что в соответствии с Положением о Территориальном управлении, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, Территориальное управление предоставляет в установленном порядке в аренду юридическим лицам федеральные земельные участки, площадью свыше 1 гектара - по поручению Росимущества, площадью до 1 гектара - самостоятельно; ответчик указал на отсутствие в пакете документов копии документа удостоверяющего личность представителя общества (копии паспорта Л.А. Рогова) и перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав с указанием их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров. Также в письме сделан вывод о том, что из представленных обществом материалов невозможно сделать однозначный вывод о нахождении на испрашиваемых земельных участках объектов недвижимости заявителя и отсутствии на нем объектов недвижимости, принадлежащих другим лицам. Исходя из изложенного ответчик пришел к выводу о том, что заявителем не подтверждены обстоятельства, дающие право приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. 36 ЗК РФ.
Для сведения заявителю было сообщено, что в качестве документа, подтверждающего фактическое расположение зданий, строений, сооружений на испрашиваемых участках, а также отсутствие на них объектов, находящихся в пользовании иных лиц, может выступать письмо государственного органа, осуществляющего государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, при условии указания в таком письме кадастрового номера земельного участка, на котором находятся объекты недвижимости, инвентарных номеров таких объектов недвижимости, а также сведений об отсутствии иных объектов недвижимости на таком земельном участке.
Посчитав, что бездействие ответчика не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В рассматриваемом случае спорные земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, в связи с чем в соответствии со статьей 29 ЗК РФ, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае является органом, уполномоченным на распоряжение данными участками, и соответственно надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (пункт 2 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", указанное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения права на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 36 ЗК РФ, перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с ч. 6 ст. 36 ЗК РФ ответчик обязан был принять решение о предоставлении спорных земельных участков заявителю, либо об отказе в их предоставлении в месячный срок со дня поступления заявления, то есть 21.08.2012.
Поскольку доказательств рассмотрения заявлений ОАО "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" по существу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае суду не предоставило, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности бездействия ответчика.
Ссылка, содержащаяся в письме ответчика от 24.07.2012, на непредставление обществом перечня всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием их кадастровых (инвентаризационных) номеров и адресных ориентиров, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку сообщения об объектах недвижимости, расположенных на спорных участках были поданы заявителем одновременно с подачей заявлений о предоставлении участков. Данные сообщения содержат описание объектов, включая их инвентарные номера и адресную привязку и, следовательно, отвечают требованиям п. 8 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Требование о предоставлении копии паспорта Рогова Л.А. суд первой инстанции также верно посчитал необоснованным, поскольку, заявления о предоставлении земельных участков подписаны другим представителем общества - Кузьменковой М.А., копия паспорта которой ответчику была представлена.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование о предоставлении письма государственного органа, осуществляющего государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, с указанием кадастрового номера земельного участка, на котором находится объект недвижимости, а также сведений об отсутствии иных объектов недвижимости на каждом земельном участке не основано на нормах действующего законодательства и обоснованно отклонил указанный довод со ссылкой на часть 5 статьи 36 ЗК РФ, поскольку перечень документов, установленный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" является исчерпывающим и не включает в себя запрошенные ответчиком документы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал требования ОАО "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" обоснованными и в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, а также то, что решение о предоставлении земельных участков или об отказе в предоставлении участков в установленный Земельным кодексом РФ срок приняты не были, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу рассмотреть заявления ОАО "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 25:34:000000:8, 25:34:016301:69, 25:34:016402:65, 25:34:000000:7, 25:34:016402:68, 25:34:000000:6.
Довод заявителя жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно установлен срок рассмотрения заявления Общества - две недели, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в рассматриваемом случае заявление Общества не было рассмотрено по существу.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.02.2013 по делу N А51-30077/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-30077/2012
Истец: ОАО "Уссурийское предприятие промышленного железнодорожного транспорта"
Ответчик: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае