г. Чита |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А78-7215/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Ячменёва Г.Г., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 декабря 2011 года по делу N А78-7215/2011 по заявлению Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (место нахождения: 672002, г. Чита, ул. Амурская, 68, ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984) к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Забайкальскому краю (место нахождения: 672090, г. Чита, ул. Лермонтова, 1, ОГРН 1037550001114, ИНН 7536042622) о признании незаконными решений (суд первой инстанции Анисимов М.И.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены;
установил:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Забайкальскому краю (далее - Кадастровая палата) о признании незаконными решений от 14 марта 2011 года N 7532/11-540, от 14 марта 2011 года N 7532/11-541, от 18 апреля 2011 года N 7532/11-879, от 19 апреля 2011 года N 7532/11-890 "Об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (место нахождения: 672001, г. Чита, ул. Лазо, 1, ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) (далее - ОАО "ТГК N 14"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (место нахождения: 672000, г. Чита, ул. Анохина, 63, ОГРН 1047550034509, ИНН 7536057403) (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16 декабря 2011 года решения Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Забайкальскому краю от 14 марта 2011 года N 7532/11-540, от 14 марта 2011 года N 7532/11-541, от 18 апреля 2011 года N 7532/11-879, от 19 апреля 2011 года N 7532/11-890 "Об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях", признаны незаконными как противоречащие Федеральному закону N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости".
Судом первой инстанции сделан вывод, что изменение органом кадастрового учета в рамках административной процедуры ранее внесенных в кадастр характеристик земельного участка без извещения и согласия его собственника по заявлению лица, имеющего на тот же участок ограниченное вещное право, нарушает положения статей 44 и 53 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, оспариваемые решения не содержат обстоятельств того, на основании чего они приняты, мотивы отнесения их к 13 группе перечня, а также обоснование даты, с которой был осуществлен перерасчет кадастровой стоимости.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Кадастровая палата обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что основанием для применения ошибочного удельного показателя послужил момент ошибочного расчета характеристики земельных участков (кадастровой стоимости) на основании заявлений об учете изменений объекта недвижимости. Суд не учел фактических обстоятельств дела, которые указывают не неверное применение удельного показателя при расчете кадастровой стоимости земельных участков. Кроме того, Кадастровая палата изменений в отношении характеристик земельных участков не осуществляла, за исключением изменения сведений о кадастровой стоимости объектов, согласно установленной процедуре исправления технической ошибки по обращению ОАО "ТКГN 14. Ограничений в составе круга лиц, для подачи соответствующего заявления для исправления технической ошибки, нормы Федерального закона от 24.07.2077 N 221-ФЗ не содержат.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра полагает возможным решение вопроса об удовлетворении апелляционной жалобы Кадастровой палаты оставить на усмотрение суда.
В судебное заседание представители Департамента, Кадастровой палаты, третьих лиц не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Управление Росреестра ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 21.01.2012.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 14 марта 2011 года, 18 и 19 апреля 2011 года ФБУ "Кадастровая палата" по Забайкальскому краю приняла соответственно решения N 7532/11-540, 7532/11-541, 7532/11-879, 7532/11-890 "Об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях".
Данные ошибки были выявлены 26 января 2011 года в кадастровых сведениях об объектах недвижимости с кадастровыми номерами: 75:32:030809:3, 75:32:030711:6, 75:32:030601:18, 75:32:010334:13. Ошибки заключались в том, что указанные земельные участки были оценены по 10 группе перечня видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, с одним удельным показателем кадастровой стоимости, однако, указанные земельные участки должны были быть оценены по 13 группе перечня видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железнодорожных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, обороны, безопасности с другим удельным показателем кадастровой стоимости.
08.06.2011 в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обратилось ОАО "ТГК-14" с заявлением о перерасчете арендных платежей на основании данных решений.
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, не согласившись с решениями Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" N 7532/11-540, 7532/11-541, 7532/11-879, 7532/11-890 "Об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях" обратился с заявлением в Арбитражный суд Забайкальского края о признании их незаконными и отмене.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 221-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В силу пунктов 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в ГКН вносятся сведения о кадастровой стоимости земельного участка, о разрешенном использовании земельного участка.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее по тексту - Правила N 316), установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил N 316).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утвержден Типовой перечень видов разрешенного использования (далее - Типовой перечень).
В соответствии с пунктом 10 Типового перечня одним из видов разрешенного использования является такой вид, как "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов". В состав данного вида разрешенного использования входят земельные участки тепловых электростанций, гидроэлектростанций, атомных электростанций и иных видов электростанций, а также земельные участки обслуживающих электростанции сооружений и объектов.
Пунктом 13 Типового перечня предусмотрен такой вид разрешенного использования, как "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, обороны, безопасности".
В соответствии пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. Порядок исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости предусмотрен положениями статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ.
Так в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 2).
Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении такой ошибки, направляет данное решение по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости или, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом адресе, по почтовому адресу правообладателя в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений). Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке (пункт 3).
Согласно пунктам 48, 49 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 г. N 42, при обнаружении технической или кадастровой ошибки органом кадастрового учета должностное лицо, выявившее такую ошибку, составляет протокол выявления технической (кадастровой) ошибки. В протоколе указываются дата обнаружения такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. Протокол заверяется подписью уполномоченного на принятие решений должностного лица органа кадастрового учета. На основании решения уполномоченного должностного лица либо на основании решения суда новые сведения вносятся в реестр.
Как следует из материалов дела на основании распоряжений Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 13.07.2009 N 3083/р, 3071/р, 372/р, 3088/р "О предоставлении земельных участков на праве аренды" ОАО "ТГК-14" предоставлены:
- земельный участок с кадастровым номером 75:32:030601:18, площадью 4589 из категории земель населенных пунктов, место положение которого установлено: Забайкальский край, г. Чита, ул. Красной звезды, для обслуживания и использования инженерных сетей "ТЭЦ N 1 - Город";
- земельный участок с кадастровым номером 75:32:030711:6, площадью 1159 из категории земель населенных пунктов, место положение которого установлено: Забайкальский край, г. Чита, ул. Красноармейская (повысительная насосная станция 2), для обслуживания и использования инженерных сетей "ТЭЦ N 1 - Город";
- земельный участок с кадастровым номером 75:32:030809:3, площадью 1033 из категории земель населенных пунктов, место положение которого установлено: Забайкальский край, г. Чита, в районе улиц Бутина и Бабушкина, для обслуживания и использования инженерных сетей "ТЭЦ N 1 - Город";
- земельный участок с кадастровым номером 75:32:030334:13, площадью 5229из категории земель населенных пунктов, место положение которого установлено: Забайкальский край, г. Чита, ул. ул. Ломоносова, 61, для обслуживания и использования инженерных сетей "ТЭЦ N 1 - Город".
На основании распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 05.03.2009 N 587/р "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:32:030601:18" был изменен вид разрешенного использования земельного участка из категории земель населенных пунктов, место положение которого установлено: Забайкальский край, г. Чита, ул. Красной звезды, с вида разрешенного использования "для производственных целей" на вид разрешенного использования "для обслуживания и использования инженерных сетей "ТЭЦ N 1 - Город".
На основании распоряжений Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 05.03.2009 N 584/р, 585/р, 583/р "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка_" были изменены виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 75:32:030711:6, 75:32:030809:3, 75:32:030334:13 "для обслуживания и использования инженерных сетей "ТЭЦ N1 - Город".
Аналогичный вид разрешенного использования земельных участков указан и в кадастровых паспортах.
В настоящем конкретном случае, имеющиеся в материалах дела документы, в частности оспариваемые решения, свидетельствуют, что основанием для исправления кадастровой ошибки послужил вывод органа кадастрового учета о том, что указанные земельные участки, оцененные по 10 группе перечня видов разрешенного использования, следовало оценить по 13 группе перечня видов разрешенного использования.
При этом следует отметить, что ответчик не обосновал в оспариваемых решениях, что изменение видов разрешенного использования с 10 группы на 13 - является технической ошибкой в смысле, придаваемом частью 1 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что исправление технических ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости произведено без учета требований статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ.
Действия ФБУ "Кадастровая палата" по Забайкальскому краю по исправлению технической ошибки в определении группы видов разрешенного использования, повлекли уменьшение стоимости названных земельных участков и, соответственно, уменьшению размера арендной платы, привели к нарушению законных интересов собственника земельных участков.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что, что законодательные акты, регулирующие вопросы учета земельных участков в настоящее время, также не позволяют сделать вывод о том, что сведения о местоположении границ и размере площади земельного участка, его категории предоставленного публичным собственником в постоянное (бессрочное) пользование арендатору, могут быть изменены в кадастре по заявлению такого лица без согласия собственника земельного участка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что при рассмотрении настоящего дела установлена совокупность условий (не соответствие закону и нарушение прав и законных интересов), необходимых для признания незаконными оспариваемых решений.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также проверены, но они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции проверив доводы апелляционной жалобы в полном объеме не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 декабря 2011 года по делу N А78-7215/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7215/2011
Истец: Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края
Ответчик: ФБУ "Кадастровая палата" по Забайкальскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 14", Управление Росреестра по Забайкальскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-173/12