город Ростов-на-Дону |
|
17 мая 2013 г. |
дело N А53-30264/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малыхиной М.Н.,
судей Авдониной О.Г., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Андриановой И.Б.,
при участии: от заявителя: Калюжная С.Г. (по доверенности от 01.09.2012),
от заинтересованного лица: Табагуа И.Б. (по доверенности от 01.03.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2013 по делу N А53-30264/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью АТП "НГА" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N24 по Ростовской области о признания решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица незаконным, принятое в составе судьи Овчаренко Н.Н.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью АТП "НГА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области (далее - инспекция, МИФНС) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица N 1386 от 22 мая 2012 года, вынесенного МИФНС России N 24 по Ростовской области; обязании МИФНС N 24 по Ростовской области внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации ликвидации общества (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 14.02.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 24 по Ростовской области от 22.05.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью АТП "НГА" (ИНН 6168913530, ОГРН 1046163009051) при внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией. Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 24 по Ростовской области внести в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью АТП "НГА" (ИНН 6168913530, ОГРН 1046163009051) в связи с его ликвидацией на основании документов, представленных обществом и зарегистрированных Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 24 по Ростовской области в реестре входящих документов за N 1386 от 15.05.2012.
Суд первой инстанции установил, что обществом в налоговый орган были представлены все необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица документы; соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о предъявлении ООО АТП "НГА" требований о погашении кредиторской задолженности в установленном законом порядке. Суд не принял во внимание справку о наличии задолженности за период с 01.01.2012 по 31.05.2012, указав, что она составлена по данным оперативного учета и не может свидетельствовать о наличии у Общества соответствующей задолженности. Суд указал, что требование о включении в реестр кредиторов ООО НГА "АТП" от 18.06.2012 за исх. N 17-14/013954, а также требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.05.2012 N 1544 были получены обществом уже после утверждения промежуточного ликвидационного баланса. В материалах дела не имеется надлежащих доказательств, подтверждающих предъявление налоговым органом в установленный двухмесячный срок по адресу, указанному в уведомлении, требований об уплате задолженности по обязательным платежам.
Не согласившись с указанным решением, инспекция обжаловала его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить, отказав в удовлетворении заявленных обществом требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решения о доначислении налога, взыскании пени и штрафа направлены обществу в феврале 2012 года, вступили в силу 14.05.2012, заявитель был осведомлен о наличии задолженности по налогам, подача обществом заявления в суд свидетельствует о намерении избежать налоговой ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы. Предоставил на обозрение суда копию публикации о предстоящей ликвидации общества в Вестнике государственной регистрации N 48 (355) от 07.12. 2011.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.11.2011 единственным участником ООО АПТП "НГА" принято решение N 7 о ликвидации Общества. Пунктом 2 данного решения, ликвидатором Общества назначен Ляпин Иван Павлович.
Истец письменно сообщил в налоговый орган по месту нахождения организации о ликвидации организации.
05.12.2011 г. регистрирующий орган внес в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации и о назначении ликвидатора, о чем Обществу были выданы соответствующие свидетельства.
Информация о ликвидации общества 28.11.2011 была подана в журнал "Вестник государственной регистрации" и опубликована в номере 48 (355) 2011, подписанном в печать 02.12.2011, согласно выходным данным издания.
Решением N 8 единственного участника общества от 27.04.2012 утвержден промежуточный ликвидационный баланс в соответствии, с которым задолженность по налогам и сборам на конец отчетного периода у заявителя отсутствует.
Данный пакет документов с заявлением формы N Р15003 был направлен в адрес налогового органа 27.04.2012. Регистрирующий орган 18.05.2012 внес запись в Единый государственный реестр юридических лиц о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, о чем имеется соответствующее Свидетельство за государственным регистрационным номером 2126194031247.
Решением N 9 единственного участника общества от 02.05.2012 утвержден окончательный ликвидационный баланс. Данный пакет документов с заявлением формы N Р16001 был направлен в адрес налогового органа 02.05.2012. Регистрирующий орган 22.05.2012 внес в Единый государственный реестр юридических лиц о составлении ликвидационного баланса юридического лица, о чем у налогового органа имеется соответствующее Свидетельство за государственным регистрационным номером 2126194031742.
Однако 22.05.2012 МИФНС по РО было вынесено решение N 1386 об отказе в государственной регистрации юридического лица, принятое МИФНС N 24 по РО.
В качестве оснований отказа ответчик указал, что для регистрации документов отсутствует ликвидационный баланс (считается непредставленным в силу недостоверности отраженных в нем сведений), так как в представленном на регистрацию балансе выявлено несоответствие сведений в части уплаты обязательных платежей в бюджет, сведениям, имеющимся у налогового органа на основании данных камеральной проверки.
Полагая свои права нарушенными, общество обратилось с настоящими требованиями в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами Федерального закона от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в обязательном порядке представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины.
Запись о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица вносится в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме предусмотренных приведенным Законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом (пункт 4.1 статьи 9).
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Одним из таких оснований является непредставление документов, определенных данным Законом и необходимых для государственной регистрации (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
Как видно, налоговый орган счел непредставленным ликвидационный баланс, ввиду недостоверности отраженных в нем сведений, а именно отсутствия сведений о задолженности по налогам, штрафам и пене.
Общество против указанного довода возражает, отмечая отсутствие установленных законом оснований для отражения в ликвидационном балансе задолженности по налогам, штрафам и пене.
Ликвидация юридических лиц регулируется статьями 61 - 64 ГК РФ.
В силу пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно пункту 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Как видно указанная обязанность исполнена ликвидатором, установлен 2-х месячный срок для заявлений требований кредиторов с момента публикации.
В установленный срок налоговый орган требования об уплате налога ликвидатору не заявил.
Ликвидатор принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Во исполнение указанной информации ликвидатором была запрошена у налогового органа и получена справка N 43965 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15.02.2012, согласно которой у общества отсутствует недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пене и штрафам.
Налоговый орган непосредственно был извещен о предстоящей ликвидации общества в связи с подачей установленных законом сведений.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).
МИФНС N 24 приняла реестр требований кредиторов, указанный в промежуточном ликвидационном балансе, не заявив своих требований и надлежащим образом зарегистрировав промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс был составлен согласно п.2. ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами, и соответственно содержал полную информацию о заявленных требованиях кредиторов. МИФНС N24 по РО никаких требований кредитора не заявила, и соответственно, зарегистрировала в установленном порядке промежуточный ликвидационный баланс.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 5 статьи 63 ГК РФ).
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидатором в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (пункт 4 статьи 63 ГК РФ). Расчеты по обязательным платежам в бюджет включены в третью очередь (пункт 1 статьи 64 ГК РФ).
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (пункт 5 статьи 64 ГК РФ).
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Как видно налоговый орган своевременно не направил в соответствии с установленным порядком ликвидации обществу требовании об уплате налога, штрафов, пеней. Напротив, уже после истечения срока принятия требований кредиторов налоговый орган выдал ликвидатору справку об отсутствии задолженности по налогам.
Согласно нормам статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требования N 1543, 1544 были направлены лишь 22.05.2012 по почте и получены обществом 24.05.2012 в то время как заявление общества по форме Р16001 о государственной регистрации в связи с ликвидацией получено налоговым органом 15 мая 2012 года, о чем свидетельствует отметка налогового органа на заявлении.
Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.01.2012 и от 17.02.2012 не вступили в законную силу до момента обращения общества с заявлением о ликвидации, то есть не создавали каких-либо правовых последствий для общества, не обязывали ликвидатора к включению задолженности в реестр кредиторов общества, в связи с чем не подменяют собой обращение к ликвидатору в установленном порядке. В силу пункта 3 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Кроме того, после вынесения решения от 26.01.2012 (направлено обществу 02.02.2012, получено 06.02.2012) налоговый орган выдал обществу справку об отсутствии задолженности.
Налоговый орган не реализовал предусмотренное пунктом 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации право на обращение в суд. В силу приведенной нормы права в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Таким образом, будучи с начала декабря 2011 года извещенным о начале процесса ликвидации общества, налоговый орган не предпринял до 15.05.2012 года установленных законом мер для заявления требований обществу. Суду первой инстанции не были представлены доказательства надлежащего заявления ИФНС как кредитором требований в отношении имеющейся у Общества задолженности по обязательным платежам, в том числе выявленной по результатам проведенных налоговых проверок, до завершения ликвидационных процедур. Доказательств обращения ИФНС в суд с иском к ликвидатору общества в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 64 ГК РФ, в деле не имеется. При изложенных обстоятельствах отказ в удовлетворении заявленных обществом требований свидетельствовал бы о неправомерном предоставлении налоговому органу необоснованной возможности заявить свои требования с нарушением установленного срока. Между тем, основания для предоставления налоговому органу преимущества в сравнении с положением иных кредиторов и вопреки требованиям закона отсутствуют. Ликвидация юридического лица осуществлена в соответствии с требованиями статей 63 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствовали основания полагать недостоверным представленный ликвидатором в инспекцию ликвидационный баланс.
Поскольку ликвидатор представил в регистрирующий орган все документы, необходимые в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации ликвидации общества, у инспекции отсутствовали основания для отказа в ее проведении.
Аналогичная правовая позиция выражена в Определении ВАС РФ от 02.03.2009 N 1615/09 по делу N А76-4387/2008-40-151, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.06.2009 по делу N А56-28593/2008, Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 24.03.2009 по делу N А63-19829/2008.
Заявитель жалобы ошибочно полагает имеющим приоритетное значение факт наличия задолженности, а не факт соблюдения либо несоблюдения установленного порядка обращения к ликвидатору с требованиями о включении в реестр выявленного долга.
Таким образом, заявленные требования удовлетворены правомерно, суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2013 по делу N А53-30264/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30264/2012
Истец: ООО АТП "НГА"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N24 по Ростовской области