г. Москва |
|
13 мая 2013 г. |
Дело N А40-118366/12-90-598 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2013года.
Полный текст постановления изготовлен 13.05.2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
Судей Г.Н. Поповой, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Н. Холиным рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 15 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2013 г.
по делу N А40-118366/12-90-598,
принятое судьей Петровым И.О.
по заявлению ООО НТЦ"Промтехэкспертиза" (ОГРН 1027700502158)
к ИФНС России N 15 по г. Москве (ОГРН 1047715068554)
третье лицо - Фонд Социального страхования РФ ГУ - Московское Региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 13 (ОГРН 1027700532298)
о обязании осуществить возврат излишне уплаченных налогов, страховых взносов
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Сухинина О.В. по доверенности N 06/13 от 14.02.2013 г.
от заинтересованного лица - Головкин Ю.Г. по доверенности N 02-18/86216 от 26.11.2012 г.
от третьего лица - Ширинов И.Ш. по доверенности N б/н от 11.04.2013 г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Промтехэкспертиза" обратилось в суд с заявлением об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по г. Москве осуществить возврат суммы излишне уплаченных налогов в виде: 74 023,61 - переплаты, образовавшейся по налогу на страховые взносы на обеспечение пенсионного страхования в РФ, зачисляемой в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, 14 019,47 - переплаты, образовавшейся по налогу на страховые взносы на обеспечение пенсионного страхования в РФ, зачисляемой в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии, 8 757,95 - переплаты, образовавшейся по единому социальному налогу, зачисляемой в Федеральный бюджет, 854 968,43 - переплаты, образовавшейся по единому социальному налогу, зачисляемой в ФСС РФ.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Налогоплательщик не представил отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оснований к отмене решения не усматривает.
Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Промтехэкспертиза" образована переплата по следующим налогам:
74 023,61 - на страховые взносы на обеспечение пенсионного страхования в РФ, зачисляемая в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии (КБК 182 102 020 100 600 001 60).
14 019,47 - на страховые взносы на обеспечение пенсионного страхования в РФ, зачисляемая в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии (КБК 182 102 020 200 600 001 60).
8 757,95 - по единому социальному налогу, зачисляемая в Федеральный бюджет (КБК 182 109 090 100 100 001 10).
854 968,43 - по единому социальному налогу, зачисляемая в ФСС РФ (КБК 182 109 090 200 700 001 10).
Данные суммы переплат подтверждаются актом сверки расчетов N 12064 по состоянию на 01.02.2012 г.
04.04.2012 г. N 740 инспекция вынесла решение об отказе в осуществлении зачета (возврата), указав на то, что правовых оснований для возврата страховых взносов у Ответчика нет.
16.04.2012 г. общество в очередной раз обращается к инспекции с просьбой вернуть на расчетный счет, излишне уплаченные налоги (КБК 182 109 090 200 700 001 10). В обоснование уже этого обращения истец ссылается на новый акт сверки расчетов N 12395 по состоянию на 05.03.2012 г.
17.04.2012 г. инспекция высылает истцу письмо о том, что по ОПС и ЕСН имеется переплата. Согласно выписки, сделанной инспекцией N 325418 от 17.04.2012 г., вышеуказанная задолженность подтверждается.
27.04.2012 г. инспекция окончательно отказала обществу в возврате излишне уплаченных налогов по КБК 182 109 090 200 700 001 10. Вынесено решение N 1346.
Сумма переплаты установлена самой инспекцией.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Данному праву корреспондирует обязанность налоговых органов принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 22 и подпункт 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней, штрафа определен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей (пункт 2).
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом обнаруженном факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплаты налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (пункт 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 01.01.2010 г., осуществляются в порядке, установленном главой 24 Кодекса.
Следовательно, суд правильно посчитал, что образовавшаяся до 01.01.2010 г. переплата по ЕСН подлежит зачету в счет предстоящих платежей по иным федеральным налогам, либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено начало течения срока для подачи заявления в налоговый орган на возврат налога со дня его уплаты, который исчисляется с даты каждого платежа. Данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 2046/04, от 24.10.2006 N 5478/06.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной им в постановлении Президиума от 08.11.2006 г. N 6219/06, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 21.06.2001 N 173-0, согласно которой норма, изложенная в пункте 8 статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного, трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган, обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Таким образом, суд считает, что срок исковой давности для подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога в данном случае следует исчислять не со дня уплаты указанной суммы, а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации. Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-0).
Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями, распоряжениями, налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05).
При изложенных обстоятельствах, суд правомерно посчитал, что требование заявителя подлежит удовлетворению, так как факт наличия переплаты у заявителя не опровергнут ответчиком.
На основании статьей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266,267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 февраля 2013 г. по делу N А40-118366/12-90-598 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я.Голобородько |
Судьи |
Н.О.Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118366/2012
Истец: ООО "Правовое бюро "Форсити", ООО НТЦ "Промтехэкспертиза"
Ответчик: ИФНС России N 15 по г. Москве
Третье лицо: Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд Социального Страхования РФ ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 13, ФСС РФ ГУ - Московское региональное отделение ФСС РФ Филиал N 13