г. Саратов |
|
17 мая 2013 г. |
Дело N А12-115/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Волгоградской области "Руднянское лесничество" (ОГРН 1023404979201, ИНН 3425003050, адрес местонахождения: 403601, Волгоградская область, р.п. Рудня, ул. Советская, 93)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 марта 2013 года по делу N А12-115/2013 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению Государственного казенного учреждения Волгоградской области "Руднянское лесничество" (ОГРН 1023404979201, ИНН 3425003050, адрес местонахождения: 403601, Волгоградская область, р.п. Рудня, ул. Советская, 93)
к Комитету охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области (ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030, адрес местонахождения: 400078, г. Волгоград, пр-кт. Ленина, 102)
об оспаривании предписания,
при участии в судебном заседании представителей:
ГКУ ВО "Руднянское лесничество" - Кулаев В.В., действующий на основании доверенности от 01.02.2013,
Комитета охраны окружающей среды и природопользования - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Государственное казенное учреждение Волгоградской области "Руднянское лесничество" (далее - заявитель, ГКУ ВО "Руднянское лесничество", Учреждение) с заявлением к Комитету охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области (далее - Комитет охраны окружающей среды и природопользования, Комитет) о признании недействительным предписания от 17.12.2012 N 30/65П-12-12Р, как несоответствующего положениям Федерального Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Решением от 04 марта 2013 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении требований Государственного казенного учреждения Волгоградской области "Руднянское лесничество" о признании незаконным предписания Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 17.12.2012 N 30/65П-12-12Р, как несоответствующего положениям Федерального Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отказал.
ГКУ ВО "Руднянское лесничество" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным предписание Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 17.12.2012 N 30/65П-12-12Р.
Комитет охраны окружающей среды и природопользования представил объяснения по делу, в которых указывает, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Комитет охраны окружающей среды и природопользования извещен о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 80643 9 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 05 апреля 2013 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителя ГКУ ВО "Руднянское лесничество", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 01.10.2012 N 2407, в период с 20 ноября по 17 декабря 2012 года сотрудниками Комитета была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ГКУ ВО "Руднянское лесничество".
Результаты проверки отражены в акте от 17.12.2012 N 30/65А-12-12Р.
Проверкой установлено, что ГКУ ВО "Руднянское лесничество" для осуществления деятельности по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов эксплуатирует: административное здание, здание склада (2 ед.), расположенные по адресу: Руднянский район, р.п. Рудня, ул. Советская, д.93; здание, которое расположенное в с. Вязовка Еланского района, а также автотранспорт: УАЗ 2206, УАЗ 31514, УАЗ 31519, ГАЗ 3102. Численность работающих - 28 человек.
В результате осуществления деятельности ГКУ ВО "Руднянское лесничество" при эксплуатации указанных зданий (строений, сооружений) образуются (в соответствии с кодом федерального классификационного каталога отходов (ФККО), утвержденные приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786) отходы: IV класса опасности - покрышки с металлическим кордом отработанные (код по ФККО 5750020413004), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %) (код по ФККО 5490270101034); V класса опасности - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 1871030001005). Для накопления образующихся твердых отходов используется металлический контейнер.
В нарушении требований статьи 24, части 1 статьи 34, частей 1,2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 11, частей 2,3 статьи 14, части 1 статьи 15, частей 1,2,3 статьи 18, части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" у ГКУ ВО "Руднянское лесничество" отсутствуют проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООРЛ), не подтверждено отнесение отходов IV класса опасности к конкретному классу опасности с паспортизацией отходов, отсутствуют лица, допущенные для работы с отходами I- IV класса опасности и не ведется учет отходов.
По указанным фактам постановлением Комитета от 18.12.2012 N 30/37-12-12 ГКУ ВО "Руднянское лесничество" было привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ в виде предупреждения, которое заявителем не оспорено.
Кроме того по результатам проверки Комитет выдал ГКУ ВО "Руднянское лесничество" предписание от 17.12.2012 N 30/65П-12-12Р, которым обязал в срок до 18 марта 2013 года устранить выявленные нарушения.
Заявитель не согласился с указанным предписанием и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание является законным и оснований для признания его недействительным не имеется.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия должностных лиц органа государственного контроля (надзора) по выдаче предписания юридическому лицу в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требовании или требований, установленных правовыми актами, предусмотрены частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
При вынесении предписания Комитет исходил из того, что ГКУ ВО "Руднянское лесничество", в процессе деятельности которого образуются отходы 4 класса опасности, обязан составить и согласовать в специально уполномоченном органе паспорта на отходы 4 класса опасности (статья 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах)), провести профессиональную подготовку лица, которое может быть допущено к обращению с отходами 4 класса опасности (статья 15 Закона об отходах), вести учет образовавшихся, использованных, переданных другим лицам отходов (статья 19 Закона об отходах), разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представить в уполномоченный орган (статьи 11, 18 Закона об отходах).
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Учреждения о том, что оно не обязано выполнять содержащиеся в оспариваемом предписании требования, поскольку не является субъектом спорных правоотношений.
В соответствии со статьей 14 "Требования к обращению с опасными отходами" Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3 статьи 14 Закона об отходах).
Согласно статье 15 Закона об отходах лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии со статьей 18 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно статье 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Таким образом, вышеперечисленные требования статей 14, 15, 18, 19 Закона об отходах касаются индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно преамбуле Закона об отходах, отношения в области обращения с отходами производства и потребления регламентируются на законодательном уровне с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В Законе об отходах в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ, указано, что под обращением с отходами имелась в виду деятельность, в процессе которой образовывались отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; такая деятельность подлежала лицензированию.
Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 309-ФЗ) в Закон об отходах были внесены изменения и дополнения, касающиеся, в частности, самого определения "обращение с отходами" и видов такой деятельности.
В Законе N 309-ФЗ образование отходов как стадия обращения с отходами отсутствует, вместе с тем введено понятие "накопление отходов", под которым понимается временное складирование отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего обезвреживания, транспортирования, размещения.
Законом N 309-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым лицензированию не подлежит деятельность по накоплению отходов I - IV класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности.
Таким образом, под обращением с отходами следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию).
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2012 N 15331/11.
Как установлено судами, заявитель эксплуатирует административное здание, здание склада (2 ед.), расположенные по адресу: Руднянский район, р.п. Рудня, ул. Советская, д.93; здание, которое расположенное в с. Вязовка Еланского района, а также автотранспорт: УАЗ 2206, УАЗ 31514, УАЗ 31519, ГАЗ 3102. Численность работающих - 28 человек.
В результате осуществления деятельности ГКУ ВО "Руднянское лесничество" образуются (в соответствии с кодом федерального классификационного каталога отходов (ФККО), утвержденные приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786) отходы, в том числе IV класса опасности - покрышки с металлическим кордом отработанные (код по ФККО 5750020413004), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %) (код по ФККО 5490270101034.
Для накопления образующихся твердых отходов используется металлический контейнер.
Факт накопления Учреждением отходов производства и потребления в результате осуществления хозяйственной деятельности подтвержден материалами дела.
Так, акт проверки от 17.12.2012 года, в котором указаны сведения о том, что в результате осуществления деятельности ГКУ ВО "Руднянское лесничество" при эксплуатации здания образуются (в соответствии с кодом федерального классификационного каталога отходов (ФККО), утвержденные приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786) отходы: IV класса опасности - покрышки с металлическим кордом отработанные (код по ФККО 5750020413004), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %) (код по ФККО 5490270101034); V класса опасности - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 1871030001005) и для накопления образующихся твердых отходов используется металлический контейнер, подписан директором ГКУ ВО "Руднянское лесничество" без возражений.
Довод заявителя о том, что им заключены: государственный контракт N 4 от 12.12.2012 года, далее перезаключен на договор выполнения работ (оказания услуг) N 7 от 29.01.2013 года, договор на вывоз твердо-бытовых отходов N 4/2013 от 09.01.2013 года отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из данных договоров не следует, что накоплением отходов и мусора в контейнере в целях их последующего сбора и вывоза занимается не заявитель, а сторона по договору.
Кроме того, проверка в отношении заявителя проведена Комитетом в период с 20 ноября по 17 декабря 2012 года, договоры, представленные заявителем, датированы 12.12.2012 года, 29.01.2013 года, 09.01.2013 года.
Таким образом, ГКУ ВО "Руднянское лесничество" осуществляет деятельность по накоплению отходов, следовательно, является субъектом деятельности по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Законом об отходах и нормативными правовыми актами в данной сфере, и обязан исполнять требования Закона об отходах.
Апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку заявитель осуществляет деятельность в области обращения с отходами, оспариваемое предписание соответствует требованиям закона и не нарушает права Учреждения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также обязательные для суда указания высшей судебной инстанции, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что предписание Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области от 17.12.2012 N 30/65П-12-12Р вынесено в соответствии с требованиями Закона об отходах, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем в удовлетворении требований отказал.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Волгоградской области "Руднянское лесничество" следует оставить без удовлетворения.
Определением суда апелляционной инстанции от 29.04.2013 года было приостановлено действие предписания Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 17.12.2012 N 30/65П-12-12Р до рассмотрения дела по существу и вступления в законную силу судебного акта.
При таких обстоятельствах, обеспечительные меры, приятные определением от 29.04.2013, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 марта 2013 года по делу N А12-115/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Обеспечительные меры, принятые Двенадцатым арбитражным апелляционным судом определением от 29 апреля 2013 года - отменить.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-115/2013
Истец: Государственное казённое учреждение Волгоградской области "Руднянское лесничество"
Ответчик: комитет охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области