г. Киров |
|
17 мая 2013 г. |
Дело N А82-14107/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу администрации городского округа город Рыбинск
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.03.2013 по делу N А82-14107/2012, принятое судом в составе судьи Красновой Т.Б.
по заявлению администрации городского округа город Рыбинск (ОГРН 1067610046459, г. Рыбинск, ул. Рабочая, д. 1)
к государственной жилищной инспекции Ярославской области (ОГРН 1057600606612, г. Ярославль, Октябрьский переулок, д. 3),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
администрация городского округа город Рыбинск (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция) о признании недействительным предписания Инспекции от 27.09.2012 N 1571-03-6/2.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.03.2013 заявленные требования частично удовлетворены. Суд первой инстанции признал недействительным предписание Инспекции от 27.09.2012 N 1571-03-6/2 в части возложения на Администрацию обязанности восстановить остекление в квартире N 2 дома N 4 по ул. Алябьева г. Рыбинска Ярославской области, в остальной части заявленного требования отказано.
Администрация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить и принять по делу новый судебный акт о признании недействительным предписания Инспекции в части обязания восстановить остекление в квартирах N N 5 и 7 дома N 4 по ул. Алябьева г. Рыбинска, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что обязанность по содержанию в надлежащем состоянии квартир, находящихся в муниципальной собственности, возложена на созданное муниципальное бюджетное учреждение "Жилкомцентр"; факт передачи жилых помещений в управление МБУ "Жилкомцентр" подтвержден приказом департамента недвижимости Администрации от 06.05.2011 N 41-06/08-359 "О передаче муниципального имущества в оперативное управление МАУ "Жилкомцентр"; обязанность по проведению текущего ремонта жилого помещения N 7 дома N 4 по ул. Алябьева г. Рыбинска Ярославской области, в том числе замене оконных приборов и вставке стекол, лежит на нанимателе данного жилого помещения.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение оставить без изменения, дело рассмотреть без участия своего представителя.
Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.09.2012 на основании приказа от 24.09.2012 N 3048п Инспекцией проведена проверка в отношении Администрации по вопросу надлежащего содержания жилого дома N 4 по ул.Алябьева г.Рыбинск Ярославской области. По результатам проверки составлен акт от 27.09.2012 (л.д. 8-9), из которого следует, что в ходе проверки выявлены неисправность оконных переплетов, частичное отсутствие остекления в квартирах N 3, 5, 7 указанного дома.
27.09.2012 Инспекцией выдано предписание N 1571-03-6/2 (л.д. 7), которым на Администрацию возложена обязанность восстановить остекление в квартирах N 2, 5, 7 указанного дома.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что предписание Инспекции от 27.09.2012 N 1571-03-6/2, в части возложения на Администрацию обязанности восстановить остекление в квартире N 2 дома N 4 по ул. Алябьева г.Рыбинск Ярославской области противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, удовлетворил заявленные требования в соответствующей части, в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (часть 3). Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4).
В соответствии с пунктами 1.1, 4.7.1, 4.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1). Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать, в том числе: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей (пункт 4.7.1). Неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития (пункт 4.7.1).
Материалами дела подтверждено, что квартиры N 5 и N 7 дома N 4 по ул. Алябьева г. Рыбинска Ярославской области находятся в муниципальной собственности.
Из пункта 3.1 статьи 34 устава городского округа город Рыбинск Ярославской области, утвержденного решением муниципального совета городского округа город Рыбинск Ярославской области от 27.04.2006 N 41, следует, что от имени города Рыбинска права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Администрация.
Следовательно, Администрация несет бремя содержания имущества, принадлежащего муниципальному образованию, в том числе квартир N 5 и 7 дома N 4 по ул. Алябьева г. Рыбинска Ярославской области.
При таких обстоятельствах Инспекция имела основания для возложения на заявителя обязанностей по устранению неисправностей оконных переплетов, восстановления остекления в указанных квартирах.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по содержанию в надлежащем состоянии квартир, находящихся в муниципальной собственности, возложена на созданное муниципальное бюджетное учреждение "Жилкомцентр"; факт передачи жилых помещений в управление МБУ "Жилкомцентр" подтвержден приказом департамента недвижимости Администрации от 06.05.2011 N 41-06/08-359 "О передаче муниципального имущества в оперативное управление МАУ "Жилкомцентр", отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 5 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснил, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что право оперативного управления МБУ "Жилкомцентр" зарегистрировано в установленном порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по проведению текущего ремонта жилого помещения N 7 дома N 4 по ул. Алябьева г. Рыбинска Ярославской области, в том числе замене оконных приборов и вставке стекол в силу части 2 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 (далее - ВСН 58-88 (р), лежит на нанимателе данного жилого помещения, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку согласно пункту 1.2 ВСН 58-88 (р) данное Положение является обязательным только для организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий. Кроме того, в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства того, что на момент проведения проверки и вынесения обжалуемого предписания жилое помещение N 7 дома N 4 по ул. Алябьева г.Рыбинск Ярославской области было передано Администрацией в наем.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.03.2013 по делу N А82-14107/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации городского округа город Рыбинск - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14107/2012
Истец: Администрация городского округа город Рыбинск
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Ярославской области