г. Ессентуки |
|
08 мая 2013 г. |
Дело N А63-13857/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2013 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Теслина Ивана Яковлевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2013 по делу N А63-13857/2012,
по заявлению индивидуального предпринимателя Теслина Ивана Яковлевича, с. Бурукшун, ОГРН 304264326100119,
к Министерству транспорта Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1122651025177,
о признании незаконным и отмене постановления от 05.06.2012 о привлечении к
административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" (судья Русанова В.Г.),
в отсутствии лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Теслин Иван Яковлевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края, г. Ставрополь (далее - министерство) о признании незаконным и отмене постановления министерства промышленности, энергетики и транспорта Ставропольского края от 16.04.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.3 Закона Ставропольского края от 10.08.2008 года N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае".
Решением суда от 23 января 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивированно наличием состава вменяемого обществу правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым решением, индивидуальный предприниматель Теслин Иван Яковлевич обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что является безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Извещение путем направления телефонограммы не является надлежащим.
Министерство транспорта Ставропольского края представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2013 по делу N А63-13857/2012, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения N 4 от 11.05.2012 (л.д. 131) о проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований действующего транспортного законодательства Ставропольского края по маршрутам: г. Ставрополь, ДПС N 2 ведущим специалистом отдела контроля за осуществлением перевозок Ереминой Е.А. совместно с сотрудником ИДНС ОРДПС ГИБДД ГУ МВД России по г. Ставрополю Долматовым Е.В. была проведена проверка маршрутных транспортных средств.
В адрес министерства поступило сообщение (рапорт) (л.д. 124) ведущего специалиста отдела контроля за осуществлением перевозок министерства Ереминой Е.А. и государственного инспектора дорожной патрульной службы отдела ГИБДД Долматова Е.В. от 11.05.2012 о том, что водитель Костенко С.И. на основании путевого листа от 11.05.2012 N 124 (л.д. 148,149), выданного предпринимателем, на автомобиле ГАЗ 332213 г/н Р528СВ-26 перевозил 3 пассажиров по маршруту "Ставрополь - Красочный" без договора с уполномоченным органом исполнительной власти.
12 мая 2012 года министерством на основании материалов проверки в отношении предпринимателя было возбуждено дело об административном правонарушении, о чем было вынесено определение (л. д. 78,79).
12 мая 2012 года в адрес предпринимателя заказным письмом с уведомлением за N 35502550010219 (л.д. 128) было направлено уведомление о назначении места и времени составления протокола по делу об административном правонарушении на 16.05.2012 на 11 часов 00 минут, на телефонный номер предпринимателя была направлена телефонограмма, также уведомление под роспись было передано водителю предпринимателя.
16 мая 2012 года в отношении предпринимателя в его отсутствие был составлен протокол по делу об административном правонарушении.
К материалам административного дела министерством также приобщены телефонограммы (л.д. 53, 125), согласно которым предприниматель 14.05.2012 и 22.05.2012 был извещен о том, что в отношении него 16.05.2012 будет составлен протокол по делу об административном правонарушении и 05.06.2012 будет рассмотрено дело об административном правонарушении.
22 мая 2012 года определением (л.д. 52) министерство назначило рассмотрение дела об административном правонарушении на 05.06.2012 14 часов 20 минут.
Определение было направлено предпринимателю посредством заказного письма с уведомлением N 35502550018208 (л.д. 115), посредством передачи телефонограммы.
Уведомления, приобщенные к материалам дела с отметкой о получении предпринимателем уведомлений о времени и месте вынесения постановления (л.д. 114-117) не могут являться надлежащим доказательством извещения предпринимателя.
Руководствуясь статьей 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), статьями 6.3, 11.1, 11.5 и 12.1 Закона Ставропольского края "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" министерством 05.06.2012 было вынесено постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.3 Закона N 20-кз и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Закона 20-кз Осуществление транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае без договора на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа, заключенного с уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края или органом местного самоуправления, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - семидесяти тысяч рублей
Согласно статье 19 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.
Из пунктов 3, 4, 5, 6, 11, 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", а протокол составлен по факту осуществления перевозок пассажиров по утвержденной маршрутной сети без заключения договора с органом исполнительной власти и (или) органом местного самоуправления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112 регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Расписание, касающееся перевозок в междугородном сообщении, помимо сведений, указанных в пункте 5 настоящих Правил, содержит временной график прибытия транспортных средств в остановочный пункт. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию. Транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:
В соответствии со статьей 6 Закона Ставропольского края от 08.02.2010 года N 5-кз "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае" Статья предоставление перевозчику права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения осуществляется по результатам открытого конкурса, проводимого уполномоченным органом.
Договор на выполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту г. Ставрополь - п. Красочный у предпринимателя отсутствует.
Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется в соответствии с главой III "Перевозка пассажиров и багажа по заказу" Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 N 112 пункт 93 которых предусматривает, что договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4 к Правилам.
Заказ-наряд от 11.05.2012 вместе со списком пассажиров был представлен в период проверки.
Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности содержит определение вида предпринимательской деятельности как предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей): услуги по перевозке пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении". То есть, данный вид деятельности не может осуществляться по маршрутам регулярного сообщения.
Как следует из согласованного заместителем председателя Правителя Ставропольского края министра транспорта М.М. Клюшникова расписания выполнения рейсов N N 1, 2, 3, 4 по маршруту N 710 "Малая Джалга - Ставрополь", маршрут "Ставрополь - п. Красочный" является частью междугородного маршрута N 710.
Согласно статье 5 Закона от 08.02.2010 года N 5-кз уполномоченный орган в устанавливаемом Правилами порядке формирует и ведет реестр маршрутов межмуниципального сообщения, в котором содержатся следующие сведения: номер, наименование и протяженность маршрута межмуниципального сообщения; сведения о регистрации паспорта маршрута межмуниципального сообщения; сведения о перевозчике в части выполнения им перевозок пассажиров и багажа, реквизиты договора.
Реестр маршрутов межмуниципального сообщения, а также внесение в него изменений подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет.
В соответствии с Реестром маршрутов межмуниципального сообщения, утвержденным приказом министерства N 157- о/д от 31 августа 2011 года в качестве регулярного маршрута зарегистрирован маршрут Ставрополь - Малая Джалга, номер 710. Перевозчиком по указанному маршруту в соответствии с Реестром являлся в 2005 году Теслин И.Я., в настоящее время - индивидуальный предприниматель Гробоконь Сергей Васильевич.
Материалами проверки установлен факт осуществления предпринимателем регулярных перевозок без договора, заключенного с муниципальным образованием.
Из заказ-наряда от 11.05.2012, представленного министерством для приобщения к материалам дела, следует, что заказ-наряд заключен на перевозку 3 пассажиров.
Из объяснений пассажиров, взятых проверяющими в период проведения проверки следует, что фактически с пассажирами договор фрахтования не заключался, пассажиры сами подходили к машине, стоимость поездки составляла 250 рублей, которые они передали водителю в конце поездки.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Следовательно, протокол об административном правонарушении является одним из предусмотренных Кодексом доказательств, перечень которых не является исчерпывающим.
При этом из данной нормы следует, что наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности и имеющие значение для дела обстоятельства, могут быть подтверждены иными документами, полученными с соблюдением закона.
Выводы административного органа о том, что предпринимателем фактически регулярно осуществляются перевозки пассажиров без договора, заключенного с муниципальным образованием, а не перевозки по договорам фрахтования, подтверждаются сообщением (рапортом N 6 от 11.05.2012, протоколом от 16.05.2012, пояснениями пассажиров.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 12.2 Закона N 20-кз протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.3 данного закона, праве составлять руководители и заместители руководителей государственных учреждений Ставропольского края, подведомственных органу исполнительной власти Ставропольского края в сфере транспорта. Таким образом, ведущий специалист отдела контроля за осуществлением перевозок министерства вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.3 Закона N 20-кз.
Срок привлечения к административной ответственности предусмотренный требованиями статьи 4.5 КоАП РФ административным органом не нарушен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава правонарушения, вины общества в совершении правонарушения, соблюдении процедуры и сроков давности привлечения к ответственности, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств и определения размера штрафа в пределах установленной санкции, в связи с чем, отсутствуют основания для признания постановления о привлечении к ответственности незаконным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предприниматель не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что является безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления - не состоятелен, так как материалы дела свидетельствуют о принятии административным органом достаточных мер по извещению предпринимателя, в том числе, направление телеграммы и телефонограммы (том N 1 л.д.81-83).
Довод апелляционной жалобы о том, что извещение путем направления телеграммы не является надлежащим - не состоятелен, так как закон не содержит императивного требования о направлении сведений конкретно определённым способом.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2013 по делу N А63-13857/2012.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.01.2013 по делу N А63-13857/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
С. А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-13857/2012
Истец: Теслин Иван Яковлевич
Ответчик: Министерство транспорта СК
Третье лицо: Министерство транспорта Ставропольского края