г. Москва |
|
13 мая 2013 г. |
Дело N А40-152233/12-106-722 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Москвиной Л.А., Пронникова Е.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Яцевой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционные жалобы
ОАО "Технологический институт ВНИИ железобетон",
Департамента земельных ресурсов г.Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.02.2013 по делу N А40-152233/2012, принятое судьей Кузнецовой С.А.
по заявлению ОАО "Технологический институт ВНИИ железобетон"
(ОГРН 1027700069957, 111141, г.Москва, ул. Плеханова, дом 7)
к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы
о признании недействительным решения
третье лицо: Правительство Москвы
при участии:
от заявителя: |
Бондарь Ю.В. по дов. от 30.01.2013, Зотова С.Е. по дов. от 23.05.2012, |
от ответчика: |
Зебелян С.А. по дов. от 28.12.2012, |
от третьего лица: |
Зебелян С.А. по дов. от 25.12.2012. |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2013 удовлетворено заявление ОАО "Технологический институт ВНИИ железобетон" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным полностью решение Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР г. Москвы) от 06.09.2012 N 33-5-15173/12-(0)-1 об отказе в выпуске распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 05.02.2008 N 94-ПП и актом о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 25.04.2006 (реестровый N 12-048933-5301-00001-06) в редакции дополнительных соглашений от 29.08.2008 N 1 и от 23.05.2011 N 2 по компенсационному строительству административно-делового комплекса по адресу: г. Москва, ул. Плеханова, д.4 А (строительный адрес: ул. Плеханова, вл.4).
Судом на Департамент земельных ресурсов города Москвы возложена обязанность в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи ОАО "Технологический институт ВНИИ железобетон" распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии нормами, установленными земельным законодательством.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент земельных ресурсов г.Москвы подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование этого указывается, что в данном случае кадастровый учет спорного земельного участка произведен в установленном порядке (выдан кадастровый паспорт) и является юридически действительным. Объект недвижимости (здание), принадлежащий заявителю расположен на сформированном земельном участке, на который в установленном порядке оформлен договор аренды от 05.08.1997 N М-03-009560, сроком до 05.08.2046. Препятствия в пользовании вышеназванным земельным участком отсутствуют.
Таким образом, решение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 06.09.2012 N 33-5-15173/12-(0)-1 об отказе в выпуске распоряжения об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории соответствует федеральному законодательству, права и законные интересы Общества не нарушает.
ОАО "Технологический институт ВНИИ железобетон" также не согласилось с принятым по делу судебным актом, подало апелляционную жалобу, в которой просит изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции в части вывода суда о недоказанности заявителем права на испрашиваемый участок. Считает, что суд первой инстанции неправомерно указал в мотивировочной части решения, что заявителем не представлены доказательства необходимости истребуемой площади для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил позицию, указанную в своей апелляционной жалобе, просил изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции в части недоказанности заявителем права на испрашиваемый участок. С доводами апелляционной жалобы ответчика не согласен, просил в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика - отказать, изложил свои доводы.
Представитель ответчика доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил позицию, указанную в своей апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. С доводами апелляционной жалобы заявителя не согласен, просил в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя - отказать, изложил свои доводы.
Представитель третьего лица поддержал правовую позицию ответчика.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с инвестиционным контрактом от 25.04.2006 (реестровый N 12-048933-5301-0013-00001-06) осуществлялось компенсационное строительство административно-делового энергоэффективного комплекса по адресу: ул. Плеханова, д.4А (строительный адрес: ул. Плеханова, вл.4).
Строительство данного комплекса на земельном участке по адресу: ул.Плеханова, вл.4 было предусмотрено постановлениями Правительства Москвы от 19.03.1996 N 247 "О предоставлении в пользование земельного участка по улице Плеханова, дом 4 (Восточный административный округ) институту "ВНИИжелезобетон" под строительство опытного комплекса малоэтажных зданий в составе демонстрационно-испытательного комплекса института" и от 14.06.2005 N415-ПП "О строительстве энергоэффективного комплекса ОАО "Технологический институт ВНИИжелезобетон" по адресу: ул. Плеханова, вл. 4".
На земельный участок с кадастровым номером 77:03:0006001:34, площадью 12 000 кв.м. по адресу ул. Плеханова, вл.4 с ОАО "Технологический институт ВНИИжелезобетон" оформлен договор аренды от 05.08.1997 N М-03-009560, сроком до 05.08.2046 под проектирование, строительство и дальнейшую эксплуатацию административно-делового энергоэффективного комплекса.
Указанный договор аренды 28.02.2003 зарегистрирован в Управлении Росреестра по Москве за N 77-01/05-649/2002-1323.
На прилегающий земельный участок с кадастровым номером 77:03:0006001:1000, площадью 1 900 кв.м с ОАО "Технологический институт ВНИИжелезобетон" оформлен договор аренды от 28.10.2008 N М-03-508614 сроком до 26.10.2009 для размещения строительной площадки на период строительства административно-делового центра.
Размеры земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0006001:34, 77:03:0006001:1000 были определены исходя из необходимости предоставления земельного участка для целей строительства административно-делового энергоэффективного комплекса, общей площадью 21 241 кв.м. и дополнительной площади для размещения строительной площадки.
В настоящее время объект принят в эксплуатацию разрешением Мосгосстройнадзора на ввод объекта в эксплуатацию от 31.12.2010 N RU77177000-003285.
На заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы 12.07.2012 рассмотрен вопрос реализации вышеназванного инвестиционного контракта по итогам которого был оформлен Акт о результатах реализации инвестиционного проекта от 09.08.2012.
ОАО "Технологический институт ВНИИжелезобетон" обратилось в службу "Одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением от 21.08.2012 N 33-5-15173/12-(0)-0 об оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: Москва, ул. Плеханова, д.4.
Решением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 06.09.2012 N 33-5-15173/12-(0)-1 отказано в выпуске распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0006001:1000 отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие заявителю, в связи с чем объединение этого земельного участка с земельным участком с кадастровыми номерами 77:03:0006001:34 не представляется возможным.
Данное обстоятельство явилось основанием для подачи настоящего заявления.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционных жалобах, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции основано на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.
Пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Если в отношении земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет, что имеет место в настоящем деле, орган государственной власти или орган местного самоуправления согласно части 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления собственника объекта о приватизации или аренде земельного участка принимает решение о предоставлении такого участка и в течение месяца после принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора и направляет его заявителю.
Вместе с тем, пунктом 1 дополнительного соглашения к инвестиционному контракту от 25.04.2006 на реализацию инвестиционного проекта по адресу: ул. Плеханова, вл.4 установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 05.02.2008 N 94-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 14.06.2005 N 415-ПП" Стороны договорились внести в инвестиционный контракт, зарегистрированный 25.04.2006 г. в "Едином Реестре контрактов и торгов города Москвы" за (рег.N 12-048933-5301-0013-00001-06), следующие изменения и дополнения:
Согласно пункту 1.4. Дополнительного соглашения к инвестиционному контракту от25.04.2006 на реализацию инвестиционного проекта по адресу: ул. Плеханова, вл.4 пункт 2.3.3 инвестиционного контракта изложен в следующей редакции: "2.3.3 участок по улице Плеханова, владение 4 передан Инвестору в 1997 году по договору аренды N М-03-009560 от 05.08.1997. В соответствии с Актом разрешенного использования от 20.02.2007 N А-3292/02 границы земельного участка без увеличения его площади подлежат корректировке путем исключения части земельного участка, входящего в границы природного комплекса N 59 Восточного административного округа города Москвы "Парк с Владимирским прудом у шоссе Энтузиастов", и включения прилегающей территории площадью около 0,19 га под благоустройство и автостоянку".
В пункте 9 Акта от 09.08.2012 о реализации инвестиционного проекта компенсационного строительства на земельном участке по адресу: ул.Плеханова, д.4 указано, что границы предоставленного Инвестору в соответствии с Актом решенного использования от 20.02.2007 N А-3292/02 земельного участка подлежат корректировке путем исключения части земельного участка, входящего в границы Природного комплекса N 59 ВАО "Парк с владимирским прудом у шоссе Энтузиастов", и включения прилегающей территории площадью 0,19 га. После урегулирования земельных отношении к настоящему Акту будет оформлено дополнение, подтверждающее полное исполнение обязательств по пп. 2.3.3, 5.1.4 Контракта.
В этой связи заявитель, во исполнение договорных обязательств с Правилельством Москвы - собственником земельных участков, по результатам реализации вышеназванного инвестиционного контракта между ОАО "Технологический институт ВНИИжелезобетон" и Правительством Москвы и составленного Акта от 09.08.2012 о реализации инвестиционного проекта компенсационного строительства на земельном участке по адресу: ул.Плеханова, д.4 обратился с заявлением в Департамент земельных ресурсов г.Москвы об оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: Москва, ул.Плеханова, д.4 площадью, сопоставимой с представленной на время проектирования и строительства административно-делового энергоэффективного комплекса.
При этом заявитель не ставит вопрос об объединении двух земельных участков, как ошибочно указал в оспариваемом решении ответчик, а при обращении в Департамент земельных ресурсов города Москвы, Обществом фактически ставился вопрос о формировании (определении границ) нового земельного участка, путем его выделения или раздела из существующих земельных участков с кадастровыми номерами 77:03:0006001:34, 77:03:0006001:1000, предоставленных заявителю на основании договоров аренды, из них который на момент подачи заявления уже был поставлен на кадастровый учет как единый участок 77:03:0006001:34, а 77:03:0006001:1000 был снят 20.12.2010 с государственного кадастрового учета.
По смыслу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ утверждение схемы расположения земельного участка под зданием, принадлежащем на праве собственности заявителю, является безусловной обязанностью государственного органа и необходимой предпосылкой для подачи документов на оформление земельного участка в собственность или аренду.
Без издания распоряжения Департаментом и утверждения границ участка кадастровый учет вновь созданного земельного участка не представляется возможным.
При указанных обстоятельствах, как верно указано в решении суда первой инстанции, оспариваемое решение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 06.09.2012 N 33-5-15173/12-(0)-1 об отказе в выпуске распоряжения об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте не соответствует законодательству и нарушает права заявителя, вопреки доводам ДЗР Москвы об обратном.
Доводы апелляционной жалобы заявителя ОАО "Технологический институт ВНИИ железобетон" о неправомерном выводе суда первой инстанции о недоказанности заявителем необходимости истребуемой площади для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости, не свидетельствует о неправильности судебного решения в этой части, поскольку предметом дела является исключительно отказ в выпуске распоряжения об утверждении схемы земельного участка, а не вопрос определения правильности границ земельного участка и его размера.
Таким образом, при применении положений части 7 статьи 36 ЗК РФ, которой предусмотрена выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, необходимо учитывать иные нормы земельного законодательства, регулирующие особенности формирования (образования) нового земельного участка в случае, если он находится в составе уже сформированного земельного участка.
На необходимость учета норм земельного законодательства при определении местоположения границ земельного участка прямо указывается в абзаце 2 ч. 7 ст. 36 ЗК РФ.
В этой связи суд первой инстанции, в качестве восстановления нарушенных прав заявителя правомерно возложил на Департамент земельных ресурсов города Москвы обязанность в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи ОАО "Технологический институт ВНИИ железобетон" распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с нормами, установленными земельным законодательством
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя является законным и обоснованным. Что касается иных доводов, изложенных в апелляционных жалобах, то они на правильность решения суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя не влияют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.02.2013 по делу N А40-152233/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-152233/2012
Истец: ОАО "Технологический институт ВНИИ железобетон"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы
Третье лицо: Правительство г Москвы, Правительство Москвы