г. Хабаровск |
|
17 мая 2013 г. |
Дело N А04-909/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Волковой М.О., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усановой Т.В.
при участии в заседании:
от Администрации города Благовещенска, ОГРН 1022800520588: не явились;
от Министерства финансов Российской Федерации, ОГРН 1037739085636, в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, ОГРН 1022800516771: не явились;
от Министерства финансов Амурской области, ОГРН 1072801008928: не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 14.03.2013 по делу N А04-909/2013 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Кравцовым А.В.
по иску Администрации города Благовещенска
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
о взыскании 2 597 199 руб.
третье лицо: Министерство финансов Амурской области
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Амурской области обратилась Администрация города Благовещенска (далее - истец; г. Благовещенск) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва) о взыскании убытков городского бюджета муниципального образования города Благовещенска в размере 2 597 199 руб., сложившихся из суммы, необходимой для выплаты на приобретение жилья инвалиду.
Решением от 14.03.2013 иск удовлетворен.
Министерство финансов Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Амурской области на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2011 году было предусмотрено 28 466,9 тыс. рублей, в 2012 году Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов" на указанные цели предусмотрено 26 494,3 тыс. руб., при этом указанные средства являются целевыми и предназначены для инвалидов, вставших на учет до 01.03.2005. Указывает, что при принятии решения судом общей юрисдикции сделан вывод, что обязанность по обеспечению семьи Гуцулюк Н.А. жилым помещением лежит на администрации города Благовещенска, а не на Российской Федерации. Указывает, что суд не установил конкретно орган государственной власти федерального уровня, который допустил противоправные действия (бездействие) в отношении истца, вместе с тем убытки у Администрации города Благовещенска возникли в связи с неисполнением ею решения суда общей юрисдикции.
Отзывы на апелляционную жалобу лица, участвующие в деле, не представили, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, но своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом разъяснений, приведенных в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
По материалам дела установлено, что решением Благовещенского городского суда Амурской области от 09.12.2011 по делу N 2-9228/11 суд обязал Администрацию города Благовещенска предоставить Гуцулюк Нонне Анатольевне по договору социального найма жилое помещение в г. Благовещенске, отвечающее санитарным и техническим условиям не менее нормы предоставления во внеочередном порядке на состав семьи один человек, с учетом права инвалида Гуцулюк Н.А. на дополнительную площадь, поскольку Гуцулюк Н.А. имеет заболевание с диагнозом: эпилепсия, частые полиморфные припадки, входящее в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (коды F 71.12 и G 40), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Определением от 14.05.2012 суд разъяснил решение Благовещенского городского суда Амурской области от 09.12.2011 по делу N 2-9228/11 и обязал Администрацию города Благовещенска предоставить вне очереди Гуцулюк (Корж) Н.А. по договору социального найма жилое помещение в г. Благовещенске, отвечающее санитарным и техническим условиям общей площадью не менее 33 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, при этом жилая площадь одной из комнат должна быть до 15 кв.м.
Апелляционным определением от 11.07.2012 судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда определение Благовещенского городского суда от 14.05.2012 оставлено без изменения.
Определением от 04.12.2012 Благовещенский городской суд изменил способ исполнения решения Благовещенского городского суда от 09.12.2011, взыскал с Администрации города Благовещенска в пользу Корж (Гуцулюк) Н.А. денежную сумму в размере 2 597 199 руб.
Платежным поручением от 08.02.2013 N 126 Администрацией города Благовещенска перечислены 2 597 199 руб. Корж Н.А.
Указанные обстоятельства явились основаниями обращения Администрации города Благовещенска в арбитражный суд.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов в РФ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Право на предоставление жилых помещений по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 названного Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди прямо закреплено положениями пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии со статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Положениями статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) предусмотрено, что реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 20 Закона об общих принципах организации местного самоуправления следует, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении 17.12.2009 N 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Согласно статье 1 Закона Амурской области от 18.01.2007 N 284-ОЗ "О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области" признание граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 6 Закона Амурской области "О жилищной политике в Амурской области".
В силу пункта 6 статьи 4 Закона Амурской области от 01.09.2005 N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" (далее - Закон о жилищной политике в Амурской области) к компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относится, в том числе предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 указанного Закона по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Правильно применив названные нормы материального права, суд первой инстанции обоснованно указал, что право требования возмещения от Российской Федерации расходов по предоставлению не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В этой связи апелляционным судом отклонены доводы Министерства финансов Российской Федерации о выделении из федерального бюджета средств Амурской области на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Установлено, что истцом исполнена обязанность по выплате компенсации в размере 2 597 199 руб. на приобретение жилья нуждающемуся инвалиду, страдающему заболеванием, внесенным в перечень хронических заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, принятому на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, соответствующие расходы не компенсировал.
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Дав оценку приобщенным к материалам дела доказательствам по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом доказана совокупность условий для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков в сумме 2 597 199 руб. При этом судом убытки правомерно взысканы за счет средств казны Российской Федерации в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Доказательства выплаты денежных средств Корж Н.А. муниципальным образованием за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из федерального бюджета в материалы дела не представлены.
Доводы ответчика о том, что убытки возникли в связи с неисполнением истцом решения суда общей юрисдикции о предоставлении инвалиду Корж Н.А. жилого помещения на условиях социального найма, обоснованно отклонены судом.
Обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом выплаты истцом денежных средств на приобретение жилого помещения определенному в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" лицу. По настоящему делу установлен факт противоправности действий (бездействия) Министерства финансов Российской Федерации, выразившийся в неисполнении обязанности по компенсации истцу затрат, связанных с выплатой денежных средств для приобретения жилья инвалиду.
По приведенным основаниям доводы апелляционной жалобы отклонены.
Нарушение судом норм материального и процессуального права суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 14 марта 2013 года по делу N А04-909/2013 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-909/2013
Истец: Администрация города Благовещенска
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Амурской области
Третье лицо: Министерство финансов Амурской области