Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 декабря 2007 г. N КГ-А40/12642-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2007 г.
Администрация Клинского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) о признании незаконными действия Минобороны России по отказу в передаче объектов социальной инфраструктуры технического назначения бывшего военного городка Клин-5 в муниципальную собственность Клинского района Московской области и обязании ответчика во исполнение Указа Президента РФ передать в муниципальную собственность муниципального образования "Клинский район Московской области" 10 объектов инженерной инфраструктуры социального назначения бывшего военного городка Клин-5.
Требования мотивированы тем, что Указом Президента РФ от 25.11.96 г. N 1592 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" Правительству РФ было поручено передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Во исполнение этого Указа в Клинском районе Московской области в 2001 году была начата процедура подготовки передачи жилфонда и объектов инженерной инфраструктуры военного городка Клин-5, расположенного на территории города Клин, в муниципальную собственность Клинского района.
Распоряжением ФАУФИ N 2884-р от 30.06.06 г. объекты жилфонда Клин-5 были переданы на баланс Муниципального образования "Клинский район Московской области". Однако в данное распоряжение не вошли 10 объектов технической инфраструктуры военного городка Клин-5, поскольку в согласованный перечень объектов Клин-5, передаваемых из федеральной в муниципальную собственность, были внесены изменения в виде удаления этих 10-ти объектов социального назначения. При этом изменения были внесены в одностороннем порядке органами военного управления Министерства обороны РФ и не согласованы ни с Администрацией Клинского муниципального района, ни с Правительством Московской области.
В связи с этим, по мнению истца, указанные объекты технической инфраструктуры бывшего военного городка Клин-5 не были переданы в муниципальную собственность по инициативе Минобороны РФ незаконно.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 июля 2007 года в удовлетворении требований отказано.
Суд первой инстанции мотивировал свое решение тем, что Минобороны России в силу Указа Президента РФ от 16.08.04 г. N 1082 не принимает решения о распоряжении федеральным имуществом, факт исключения из перечня федерального имущества, необходимого для обеспечения бесперебойной эксплуатации авиационной техники, не влияет на правомочность ФАУФИ распоряжаться федеральным имуществом в соответствии с предоставленными полномочиями. При этом, заявитель не доказал нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями.
Постановлением от 4 сентября 2007 года N 09АП-11527/2007-АК Девятый арбитражный апелляционный суд оставил решение без изменения с поддержанием выводов суда первой инстанции.
Законность вынесенных решения и постановления проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Администрации Клинского муниципального района Московской области, которая считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами нарушены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства дела, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, именно действия Минобороны России по исключению спорных объектов из перечня имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, привели к тому, что эти объекты не вошли в распоряжение Росимущества от 30.06.06 г. При этом, спорные десять объектов уже длительное время находились в пользовании муниципального предприятия Клинского района и подлежат передаче в муниципальную собственность как имущество, необходимое для обслуживания жилого фонда.
Представитель заявителя кассационной жалобы в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил решение и постановление отменить.
Представитель Минобороны России в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
Кассационным судом направлена в адрес ФАУФИ копия определения о назначении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, о получении которой имеется почтовое извещение, однако его представитель в суд не явился.
С учетом принятых судом мер по надлежащему извещению указанного лица, суд кассационной инстанции, совещаясь на месте, вынес определение о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при вынесении решения и постановления, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, Совет депутатов Клинского муниципального района, рассмотрев обращение 201 Квартирно-эксплуатационной части района Минобороны России (Клин-5) о передаче в собственность муниципального образования "Клинский муниципальный район" находящихся в федеральной собственности и на балансе 201 КЭЧ Минобороны России (Клин-5) объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, изъявил желание принять их, издав решение от 16.03.06 г. N 7/26 "Об утверждении перечня объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения 201 КЭЧ района Минобороны России" (Клин-5), передаваемых в собственность муниципального образования "Клинский муниципальный район".
Решением Главнокомандующего ВВС от 17.02.06 г. из перечня объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, были исключены 10 объектов, не относящихся к объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
В связи с этим, заявитель счел свои права нарушенными и обратился в суд.
Вместе с тем, суды обеих инстанций сделали правильные выводы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с п.п. "г" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.11.1996 г. N 1592 "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" Правительству РФ было поручено до 1 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
Согласно абзацу 19 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Правом распоряжения федеральным имуществом в силу пунктов 1, 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.04 г. N 691 обладает только Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника федерального имущества.
С учетом указанных правовых актов суды сделали правильный вывод о том, что Минобороны России не обладает правом распоряжаться федеральным имуществом.
Между тем, распоряжением Росимущества от 30.06.06 г. N 2884-р "О передаче находящихся в оперативном управлении объектов 201 КЭЧ района в собственность муниципального образования "Клинский муниципальный район" были изъяты из оперативного управления 201 КЭЧ района и переданы в муниципальную собственность объекты жилищно-коммунального хозяйства, согласно прилагаемому перечню, в которые вошли жилые дома, детский сад, санитарная часть, объекты инженерной инфраструктуры, инженерные коммуникации, с исключением 10-ти объектов, обеспечивающих бесперебойную эксплуатацию военной авиационной техники.
Таким образом, как установили суды, Росимущество, рассмотрев согласованные с Министерством обороны РФ на предмет целевого использования объекты федеральной собственности, утвердило их перечень для последующей передачи в муниципальную собственность, что не противоречит нормам статей 209, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.04 г., Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом.
При этом, исключение из перечня федерального имущества, не относящегося к объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а предназначенного для использования по целевому назначению - для обеспечения бесперебойной эксплуатации военной авиационной техники и закрепленного на праве оперативного управления за 201 КЭЧ района, нельзя признать незаконным и противоречащим действующему законодательству.
Вместе с тем, предварительные действия Минобороны России по исключению спорных объектов из перечня, сами по себе не могут повлечь последствия, имеющие правообразующее значение.
Таким образом, суды сделали правильный вывод об отсутствии правовых оснований для принятия решения, обязывающего Минобороны России передать в муниципальную собственность муниципального образования "Клинский муниципальный район" 10-ти объектов инженерной инфраструктуры.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, не имеется, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 274, 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 3 июля 2007 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2007 г. N 09АП-11527/2007-АК по делу N А40-15847/07-121-140 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Клинского муниципального района - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 декабря 2007 г. N КГ-А40/12642-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании