г. Ессентуки |
|
15 мая 2013 г. |
N А22-1935/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Годило Н.Н.,
судей: Жукова Е.В., Баканова А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповым М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мэрии города Элисты Республики Калмыкия на решение от 07.12.2012 по делу N А22-1935/2012 Арбитражного суда Республики Калмыкия,
по заявлению Мэрии города Элисты Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте и возложении определенной обязанности
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Мэрия г. Элисты Республики Калмыкия (далее - Мэрия, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте (далее - инспекция, ответчик), выразившегося в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи об исключении недействующего юридического лица муниципального унитарного предприятия "Городской продовольственный фонд" (далее - предприятие) и обязании ответчика внести запись в ЕГРЮЛ запись об исключении недействующего юридического лица - муниципального с решением суда первой инстанции, Мэрия обратилась с апелляционной унитарного предприятия "Городской продовольственный фонд".
Решением от 07.12.2012 суд в заявлении Мэрии отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Мэрия обратилась с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Указывает на то, что вывод суда первой инстанции о том, что налоговый орган не воспользовался своим правом исключить предприятие из ЕГРЮЛ не может быть расценено судом как нарушение требований закона в связи с неисполнением регистрирующим органом возложенных на него обязанностей, является ошибочным и несоответствующим обстоятельствам дела.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.12.2011 Мэрия обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия с письмом, в котором просила исключить из ЕГРЮЛ недействующих муниципальных юридических лиц.
Инспекция письмом 27.12.2011 N 05-11/15413 сообщила заявителю о том, что проводится процедура исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. 13.01.2012 инспекцией было принято решение N 25 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего муниципального унитарного предприятия "Городской продовольственный фонд".
07.06.2012 ответчик письмом N 05-11/08215 сообщил заявителю о невозможности исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в том числе предприятие, по причине наличия задолженности по обязательным платежам.
Согласно положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено, если соблюдаются одновременно два условия: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закон N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ определено, что при наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
При этом исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, как правильно указала мэрия в заявлении, допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц").
В то же время, исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, исключение юридического лица из ЕГРЮЛ даже в том случае, если оно обладает признаками недействующего юридического лица, является правом, но не обязанностью соответствующего регистрирующего органа - в силу диспозитивности данной нормы.
Таким образом, довод Мэрии отклоняется судом апелляционной инстанции, так как указанный вывод суда основан на правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06.06.2008 N 4810/08, разъяснившего, что в силу диспозитивности пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ налоговый орган вправе, но не обязан исключить недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ, и также подтвержденной в Определении от 10.08.2010 N ВАС-10506/2010.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Мэрией не представлено доказательств того, что бездействие инспекции нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представитель Мэрии подтвердил, что нарушение их прав и законных интересов в сфере экономической деятельности состоит в том, что Мэрия будет вынуждена нести расходы по ликвидации муниципального унитарного предприятия "Городской продовольственный фонд", а также в возможном взыскании с Мэрии задолженности Предприятия по налогам и сборам. Данный довод прямо противоречит статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществам (п.5), а также пункту 7 статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ, постановлением Мэрии N 4449 от 29.12.2006 было принято решение о ликвидации Учреждения. На момент рассмотрения настоящего дела процедура добровольной ликвидации предприятия на основании статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации не завершены. Таким образом, суд первой инстанции правомерно в удовлетворении заявленных требований мэрии отказал.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Мэрии не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 07.12.2012 по делу N А22-1935/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Н. Годило |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1935/2012
Истец: Мэрия города Элисты
Ответчик: ИФНС России по г. Элисте
Третье лицо: МУП "Городской продовольственный фонд", Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Калмыкия